Мастер на все руки

10336

Как Marden Property способствует цифровизации казахстанского рынка недвижимости

ФОТО: Андрей Лунин

Цифровая революция затронула сектор недвижимости несколько позже, чем, например, сферу финансов. Но в последние пару лет разрыв стремительно сокращается, и перечень ставших привычными терминов fintech, edutech, HRtech дополнило направление proptech – технологии для рынка недвижимости. Оно объединяет современные инновационные технологии и решения в области планировки, строительства, управления недвижимостью, а компании, работающие в данном направлении, стремятся помочь игрокам рынка стать более эффективными.

От хаоса к системности

В сегменте proptech уже появился и отечественный цифровой продукт. Четыре года назад управляющая компания Marden Property начала разработку собственной системы автоматизации управления и эксплуатации коммерческой недвижимости. Сегодня Marden 365 – веб­программа, разработанная специально для управляющих компаний и объединяющая несколько блоков, которые охватывают все аспекты работы с объектом. «Нам не раз советовали отказаться от такого названия программы, но я разделяю точку зрения Олега Тинькова: если ты не решился назвать продукт своим именем, значит, ты в него не веришь», – рассказывает генеральный директор Marden Property Жулдыз Марденович Какенов.

Говоря о цифровизации рынка недвижимости, собеседник перечисляет несколько направлений. Так, BMS (building management system), автоматизированная система управления зданием, переводит в «цифру» рутинные процессы управления инженерными системами, позволяет в реальном времени получать информацию о функционировании систем вентиляции, кондиционирования, освещения и другой инфраструктуры. Информационное моделирование зданий (BIM) основано на использовании интеллектуальных 3D­моделей: специалисты по архитектуре и строительству могут более эффективно моделировать будущий объект. «BIM – технология достаточно дорогая, но она позволяет избежать казусов при проектировании, когда пандус на входе в здание оказывается настолько крутым, что в него упирается бампер автомобиля, а форточку можно открыть только со стремянки. Как следствие, сводится к минимуму риск того, что работу придется переделывать», – объясняет Какенов.

Одним из наиболее эффективных инструментов IT в области управления недвижимостью являются информационные системы класса CAFM (Computer Aided Facility Management). Они автоматизируют множество процессов, актуальных для владельцев коммерческой недвижимости, девелоперов, сервисных и управляющих компаний – от контроля занятости и использования площадей, оформления договоров с арендаторами и платежей по аренде до подачи заявок на ремонт, мониторинга качества выполненных работ и проведения планового технического обслуживания.

По словам Какенова, в Казахстане, как и на всем пространстве СНГ, до недавнего времени использовали продукты ведущих российских разработчиков, таких как InState, Odin, ProRent, Becar. «Российские программы хороши, но каждая из них охватывала отдельный блок управления недвижимостью. Мы долго работали в «Битрикс24», но не смогли адаптировать его под все наши процессы. Арендный блок выводили в 1С, но менеджерам по аренде было трудно работать в интерфейсе, сделанном для бухгалтеров. Сложно осуществлять эффективное взаимодействие отделов, когда они работают в разных программах: менеджеры по аренде – в одной, управляющие – в другой, инженеры – в третьей. Дополнительно нужна программа для Task Management, необходимо обеспечить обмен данными с 1С. В результате у нас было несколько программ, которые конфликтовали друг с другом, и коллеги работали, как лебедь, рак и щука. Так возникло решение разработать собственную платформу, объединяющую все аспекты», – рассказывает глава Marden Property.

Объять необъятное

Для начала в программу решили заложить стандартные бизнес­процессы: менеджер задач, календари, мессенджер для сотрудников, ленту, в которой содержится вся корпоративная переписка. В отдельный блок выделена сдача помещений в аренду – брокеридж. В Marden 365 можно отследить все стадии прохождения сделки – от звонков потенциальных арендаторов до заключения договора и оплаты.

Отделы аренды компании представлены в Алматы, Нур­Султане, частично на западе и юге страны, и одному сотруднику call­центра приходится обрабатывать до 1500 звонков в месяц. «Раньше мы использовали стандартные программы для отдела продаж, но они не учитывают специфику деятельности нашей компании. Решение разработать продукт, в котором имеется блок для компаний, работающих в сфере аренды, закрыло много важных задач», – говорит IT­директор Marden Property, руководитель проекта Марина Рабай.

Программа удобна тем, что можно отследить любой звонок – как на него ответили, какому менеджеру перенаправили, перезвонил потенциальный арендатор или нет. Очень ценный фактор – наличие скриптов, то есть возможность прописать для call­менеджера руководство по общению с клиентом. Это сводит риск влияния человеческого фактора к минимуму. Благодаря специализированному ПО появилась возможность оценить эффективность работы рекламных каналов, что позволяет экономить деньги, размещая рекламу только там, где она дает максимальный результат. Модуль Property удобен для контроля занятости помещений. Программа содержит базу контрагентов, отчеты по заполняемости, арендной ставке и лист ожидания. Последний очень важен для того, чтобы не простаивало освободившееся помещение.

ФОТО: Андрей Лунин

«У нас в управлении находятся 24 объекта в пяти городах, всего 570 тыс. кв. м площади, и сотрудник видит каждый из них, понимает, сколько «квадратов» где свободно, знает характеристики офиса, ставки аренды, в любое время может посмотреть любой договор. В разделе по управлению площадями мы применили принцип светофора: на монитор в режиме реального времени можно вывести план каждого этажа с расположением офисов, данными об арендаторе, ставке и сроке действия договора. Если помещение сдано в аренду, то оно на схеме окрашено зеленым цветом, желтый означает, что офис на брони, красный – сигнал того, что помещение свободно. Та же самая схема работает для паркингов. Мы видим, насколько эффективно используются конференц­залы и коворкинги, как часто они сдаются в аренду, какова заполняемость. Таблица Excel не дает такой наглядной картины, которая помогает собственнику здания понять, какие помещения приносят ему деньги», – объясняет Какенов.

В отдельный блок выделено управление технической эксплуатацией, или facility management. Специально для арендаторов разработано мобильное приложение Marden.kz. «Мы решили не утяжелять продукт и сделали отдельные приложения для сотрудников управляющей компании и для клиентов», – комментирует Рабай. В приложении арендатор может оставить заявку по сервису и после ее выполнения оценить работу специалиста, заявку по аренде офиса, забронировать конференц­зал, заполнить анкету о работе технических служб бизнес­центра и узнать новости компании. Руководитель управляющей компании в свою очередь уверен, что ни одна заявка не потеряется, может отследить качество исполнения работы каждым сотрудником, степень и равномерность загруженности сервисных служб, возникающие проблемы.

Большой блок, посвященный планово­предупредительному ремонту и техобслуживанию, содержит электронную базу оборудования, формирование и учет выполнения наряд­заданий, график ТО, который можно адаптировать к ситуации. В этом году, например, сроки проведения техобслуживания инженерных систем в некоторых бизнес­центрах решили сдвинуть из­за карантина. Но в офисах сотрудники, которые в силу специфики производства продолжали работу, обслуживание провели точно в срок. В программе управляющие могут оставить заявку на покупку техники и стройматериалов, на оплату. Разработчики Marden365 автоматизировали контроль рабочего времени, прохождение аттестаций и тестов, а также выделили отдельную вкладку для кайдзен­идей, сделанную по примеру программы Trello, где каждый сотрудник может высказать предложение по улучшению работы компании. Отказавшись от идеи переименования программы, в Marden365 придумали «фишку», которую должны оценить многие клиенты: корпоративное название платформы можно изменить в соответствии с названием компании заказчика.

Оправданное вложение

По словам Какенова, за четыре года в программу вложено 65 млн тенге, разработкой Marden365 занимались штатные IT­специалисты Marden Property, а для создания мобильных приложений обращались к сторонним отечественным компаниям. Пользователям доступно два варианта установки – на условиях SaaS­лицензирования или покупки серверной лицензии. В первом случае продукт устанавливается на сервере разработчика, а пользователь получает в аренду удаленный доступ через браузер. В зависимости от количества приобретаемых модулей разовое внедрение обойдется в $4500–7500, ежемесячная абонентская плата за первый объект составит $600, а за каждый дополнительный – $250. Покупка серверной лицензии обойдется в $120 000. В Marden Property уверены, что рынок оценит продукт, и рассчитывают отбить затраты уже в этом году: во­первых, покупка российских и зарубежных программ обойдется дороже; во­вторых, управляющие компании и собственники зданий получат возможность убедиться, что затраты на специализированное ПО оправдывают себя.

«Когда мы заходим на объект, нередко наблюдаем печальную картину: зданию еще нет и десяти лет, а инженерные системы не работают, записей о техобслуживании нет, очевидно, что оборудование работало до тех пор, пока было новым. В прошлом и позапрошлом годах, взяв в управление четыре объекта, мы поменяли четыре чиллера, каждый из которых стоит 70–80 млн тенге. С нашим ПО техника не осталась бы без профилактического обслуживания. Установка таких программ позволяет избежать огромных потерь, но собственники зданий не всегда осознают это», – говорит Какенов. Еще один плюс программ, подобных Marden 365, заключается в оптимизации работы персонала. Сотрудники должны своевременно отреагировать на каждую заявку, в результате увеличивается эффективность работы всех служб по управлению зданием.

Наибольшую выгоду Marden365 принесет компаниям, в собственности или в управлении которых имеется два бизнес­центра и более, там, где критически важен системный подход и контроль за эффективностью работы сотрудников. «Мы объединили на одной платформе все направления деятельности компании, это помогает постоянно быть в тонусе, видеть рабочий процесс в режиме реального времени. Наши сотрудники стали работать эффективнее, и даже в нынешнем непростом году мы взяли в управление два новых объекта», – говорит Какенов.

До конца года Marden Property планирует заключить два контракта на продажу Marden365. Представители компании не скрывают амбиций по завоеванию рынка и уверены в успехе. Во­первых, считает Рабай, в сегменте отечественных программных продуктов по управлению недвижимостью вряд ли развернется серьезная конкуренция: даже на гораздо более развитом российском рынке самые известные компании – наперечет. «Это сложный специализированный продукт, заточенный под управление недвижимостью и аренду, и сделать его, не зная нюансов бизнеса, невозможно. Нам потребовалось четыре года, чтобы понять, что Marden365 готов не только для внутреннего пользования, но и для запуска на рынке, и работа над ним не прекращается по сей день. Если кто­то из разработчиков захочет взяться за такую программу, он должен быть готов понести серьезные затраты на консалтинг», – уверена собеседница. Во­вторых, рынок недвижимости, который еще 10 лет назад был достаточно инертным, сегодня активно цифровизируется. Интерес к приобретению специализированного ПО от Marden Property уже проявляли крупные отечественные управляющие компании и застройщики, в перспективе – выход на рынки Кыргызстана и Узбекистана. Игроки узбекского рынка недвижимости во время недавнего визита к ним получили возможность оценить программу вживую. Следом на очереди – выход за пределы региона.

«Объединить в одной программе управление арендой, документооборот, направления property и facility очень непросто. Цель внедрения такого ПО – обеспечить комфорт для арендаторов и посетителей здания и, как следствие, повысить инвестиционную привлекательность объекта и принести максимальную прибыль собственнику. Мы смогли сделать это и чувствуем в себе силы побороться за место под солнцем и на российском рынке, и в зарубежных странах, прежде всего Юго­Восточной Азии», – резюмирует Какенов.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Кто зарабатывает на инфлюенсерах в Казахстане?

Смотреть на Youtube

Бизнесмен из списка Forbes – о резком росте цен, проблемах бизнеса и недостатках правительства

Смотреть на Youtube

Зачем Bereke Bank сменил имидж

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить