Как снизить финансовую нагрузку на пациента в Казахстане
Об этом рассуждает аналитик политики финансирования здравоохранения Марат Мамаев
Расходы на здоровье - это доходы медицинских организаций
Посланием главы государства от 5 октября определена чёткая цель – достижение уровня финансирования здравоохранения и образования 10% от ВВП.
Министр Биртанов: Мы все земляки и друзья, но правила нужно соблюдать
Насколько выгодно идти бизнесу в сектор здравоохранения и как будет развива... →
Сегодня пациент имеет два источника оплаты медицинской помощи («кармана»):
- гарантия государства – пакеты ГОБМП и ОСМС, около 60% всех расходов;
- собственный карман, который в большей степени формируется по остаточному принципу - приоритеты по расходам у современного пациента больше зависят от социального положения и личных доходов.
Наблюдаемая динамика увеличения частных расходов населения – из собственного кармана косвенно отражает тот факт, что государственное финансирование не покрывает потребности населения в медицинских услугах.
Ежегодно казахстанец в среднем тратит из собственного кармана на лекарственные средства и товары медицинского назначения 22,5 тыс. тенге (61,7%), на лечение в поликлиниках и больницах - 9,4 тыс. (25,8%), на неформальные платежи - 380 тенге (1,6%).
В свою очередь, доходы медицинских организаций формируются из тех же двух карманов. Также имеет место практика «благодарностей» за особое внимание – размер неформальных платежей составляет 6,8 млрд тенге (согласно данным Национальных счетов здравоохранения за 2016).
Механизмы движения денежных средств
Текущую конфигурацию схемы движения денежных средств предлагают дополнить ещё одним механизмом. Сейчас в Казахстане активно обсуждают введение сооплаты медицинских услуг. Появляется третий «карман», который также будет финансироваться из собственных средств гражданина и станет условием получения медицинских услуг.
Готовые кейсы по сооплате в международной практике есть. Заключения (исследование с участием ВОЗ) также имеются. Надо понимать, что сооплату в развитых странах внедряли в большей степени для сдерживания чрезмерного потребления медицинских услуг. Аналитики ВОЗ сделали однозначные выводы, что сооплата накладывает непропорциональное бремя на определённые группы населения. И для больных с хроническими заболеваниями она является несправедливой. А как инструмент в борьбе с чрезмерным потреблением неэффективна.
Финансовые риски для населения
Приведёт ли появление «третьего кармана» к увеличению объёма медицинских услуг? С учётом сложившейся структуры финансирования, где доля частных платежей ежегодно росла и достигла 41%, в среднесрочной перспективе мы ещё будем наблюдать высокую долю частных расходов.
Почему правительства обязаны поддержать здравоохранение
Всего сто лет назад мир охватила эпидемия «испанского» гриппа, убившая деся... →
В этом случае надо решить главный вопрос – увеличение бремени должно компенсироваться за счет снижения налоговой нагрузки на пациента. Если не обуздать увеличение налоговой нагрузки, то мы получим противоречие налоговой политики и политики обеспечения доступности медицинских услуг – даже малые тектонические сдвиги кривой Лаффера могут стать дестабилизирующим фактором для ухудшения доверия населения и доступности медицинских услуг, а в эпицентре могут остаться пациенты, доходы которых ниже среднего.
Второе. Надо быть готовым, что медицинские организации начнут наращивать негативный «потенциал» по доходам в рамках сооплаты. Главное не позволить им переусердствовать в этом. Необходимо предусмотреть «границы дозволенности»: а) чёткое разделение услуг, где нормативно будет определён водораздел между услугами, гарантированными государством и системой ОСМС, и приграничная часть между платными услугами и сооплатой; б) упорядочить администрирование денежных потоков. Иначе, при действующем «аппетите» медицинских организаций и низкорентабельных тарифах, интересы пациентов будут резко девальвированы.
Рентабельны ли инвестиции в медтехнику в Казахстане?
О недостающем компоненте реформы ОСМС рассказал эксперт в сфере политики и ... →
Помимо этого, основной проблемой сооплаты остаётся то, что бремя сооплаты для отдельных категорий населения может стать ограничивающим фактором доступности медицинских услуг, то есть проблема усреднения финансовых рисков для населения с внедрением сооплаты не будет решена.
Механизмом усреднения финансовых рисков может выступать наработанная инфраструктура добровольного медицинского страхования. Объём финансовых средств в системе добровольного медицинского страхования колеблется на уровне около 20 млрд тенге. На сегодня это чуть меньше 400 тыс. застрахованных клиентов. Под инфраструктурой понимаются выстроенные механизмы взаимодействия между страховыми компаниями и медицинскими организациями: системы контроля качества, планирования услуг и информационные технологии.
Для данного варианта необходимо детально проработать механизмы взаимодействия между основным закупщиком медицинских услуг – Фондом социального медицинского страхования, страховыми компаниями и медицинскими организациями.
Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »
Forbes Video
Ким, Ракишев, Тасмагамбетова - в большом интервью Forbes Kazakhstan
Смотреть на Youtube ⟶Ударят ли санкции по Казахстану?
Смотреть на Youtube ⟶Галим Хусаинов: санкции, Kaspi, исход российских банков, прощение кредитов
Смотреть на Youtube ⟶