Модерновый артефакт

6329

Как девушка из Казахстана открыла ателье по пошиву мужских костюмов в центре Лондона и попала в список Forbes «30 моложе 30»

Фото: Нурлан Нурмухамбетов

Сэвил-роу – улица в центре Лондона, название которой столетиями ассоциируется с качественным индивидуальным пошивом мужских костюмов. Именно здесь работают самые уважаемые портные не только Англии, но и всего мира. Всего в пяти минутах ходьбы от Сэвил-роу, в том же районе Мейфэр, осенью 2016 года в небольшом помещении в 30 квадратных метров открылось ателье Artefact London, где древнее ремесло совмещают с компьютерными технологиями. Его владелица, 28-летняя Татьяна Кожевникова из Казахстана, за успешную работу в традиционно мужской отрасли недавно удостоилась места в европейском списке Forbes «30 моложе 30».

Татьяна родилась и выросла в Алматы. После школы отправилась в Китай – изучала язык и готовилась к поступлению в Пекинский университет. Но неожиданно для себя не смогла пройти экзамен по математике. «Плюс мой нынешний муж в тот момент учился в Лондоне. Нам было тяжело находиться далеко друг от друга, и в 2007 году я решила переехать туда, ведь образование можно было получить и в Англии», – рассказывает предприниматель.

Она поступила в Европейскую бизнес-школу при Университете Риджентс на специальность «финансы», параллельно учила испанский язык. В Китай все же вернулась на полгода – уже в качестве студентки по обмену.

Сразу после университета Татьяна устроилась на работу в фармацевтическую компанию GlaxoSmithKline в департамент производственного аутсорсинга. Поначалу помогала организовывать тендеры, вносила мелкие правки в контракты. Но уже через шесть месяцев заключала контракты самостоятельно и участвовала в переговорах с субподрядчиками. В итоге она проработала в компании четыре года.

«Шитье для меня всегда было хобби, которым занималась вместе с мамой и бабушкой. В основном мы шили брюки для меня, потому что из-за худобы их сложно было подобрать в магазине, – вспоминает Татьяна. – В Лондоне я тоже ходила на курсы кройки и шитья – сначала любительские, а когда решила открыть ателье, записалась туда, где дают более углубленные знания».

Иметь свое дело никогда не было главной целью Татьяны, хотя ее родители всю жизнь работали на себя. «Но, видя такой пример перед глазами, я просто знала, что если у меня когда-нибудь появится идея, то я обязательно попробую воплотить ее», – говорит собеседница.

За время работы в корпоративной среде идея ее посещала не раз – то друзья жаловались на отсутствие современных ателье, то муж не мог найти хорошо сидящий костюм. Кроме того, она сама полюбила формальную одежду, особенно пиджаки. Так, в мае 2016 года Татьяна зарегистрировала Artefact, в августе взяла помещение в аренду. Пока шел ремонт, сначала продолжала трудиться в GlaxoSmithKline, но в итоге ушла. «В какой-то момент я просто поняла, что не могу разрываться», – объясняет она.

45 тыс. фунтов первоначальных инвестиций Татьяна заняла у своих родителей, еще 30 тыс. были совместно накопленные с мужем деньги. Ставку решила сделать на современный дизайн и цифровой маркетинг.

«Некоторые знакомые говорили, что индивидуальный пошив давно устарел и в ателье никто не ходит. Но я понимала, что не ходят как раз из-за того, что очень мало ателье, ориентированных на нового клиента, – объясняет предприниматель. – Рынок Лондона очень конкурентный, однако у большинства портных нет хороших сайтов, а слишком формальная атмосфера пугает покупателей, особенно молодых».

По мнению собеседницы, на всей Сэвил-роу можно найти лишь три-четыре ателье, которые идут в ногу со временем. Когда люди приходят на примерку в Artefact, первым делом отмечают красиво оформленный интерьер. Индустриальную мебель Татьяна заказывала специально, многие предметы декора приобрела в магазине антиквариата, тем самым создав атмосферу, в которой приятно находиться.

Значительно сэкономить удалось на аренде – ателье находится на втором этаже здания, что в разы дешевле, чем первый. Тем не менее расположение удобное. Хоть формально в адресе не указана знаменитая Сэвил-роу, «улица портных» в шаговой близости. В двух минутах ходьбы две самые проходимые станции метро.

«Так как для меня вся затея была большим экспериментом, я не стала брать в аренду большое помещение, но каждый угол постаралась использовать рационально. Я храню только самое необходимое – готовые заказы и около 3000 экземпляров английских и итальянских тканей», – поясняет Татьяна.

Фото: Нурлан Нурмухамбетов

Благодаря такой эффективности в ателье приемлемые цены. В среднем костюм made-to-measure (когда на клиента подгоняется костюм из уже готовой размерной сетки) в Лондоне стоит 3500–4000 фунтов. Костюм bespoke (когда замеряются все параметры клиента и создается индивидуальная модель) обойдется в сумму от 5000 фунтов. Цены же на костюмы Artefact начинаются от 770 фунтов, на рубашки – от 160 фунтов, на пальто – от 720 фунтов.

«Планирую немного поднять цены – костюм будет стоить от 850 фунтов. Некоторые люди думают, что индивидуальный пошив просто не может стоить меньше тысячи. Сейчас у меня цены даже ниже, чем у тех, кто шьет в Непале», – улыбается Татьяна.

Партнер-производитель Artefact находится в Португалии. «Я рассматривала поставщиков из Китая, думала, что как раз пригодится мое знание языка. Но пришла к выводу, что в плане индивидуального пошива китайцы пока отстают, ну или мне не удалось найти тех, кто хорошо шьет и использует качественную фурнитуру», – говорит предприниматель.

В процессе поиска производителя она познакомилась с немцами, которые делают заказы в Португалии. Цены, конечно, были выше, чем в азиатских странах, но Татьяну впечатлили качество, используемые технологии и эффективность. Имея опыт работы в аутсорсе, она знала, как определить хорошего поставщика. Более того, с производителем в Европе можно сэкономить на времени доставки. Срочные заказы в ателье выполняют за 12 дней.

Однако главная отличительная черта Artefact – использование системы автоматизированного проектирования. Модель костюма подгоняется под клиента по заданным на компьютере параметрам, которых более 60 для пиджака и более 25 для брюк. Получается некий гибрид made-to-measure и bespoke, ведь за основу все же берется стандартный размер, но из-за огромного количества возможных изменений костюм полностью преображается и идеально сидит на фигуре. Из большого выбора корректировок на одного человека обычно требуется около 15. Лекало на ткани вырезается с помощью лазера.

«Для меня bespoke – это результат, а не процесс. Традиционно портной замеряет клиента сантиметром, выстраивает лекало на кальке, а потом переносит на ткань. В таком случае требуется около пяти примерок, во время которых костюм разбирается и собирается несколько раз, – рассказывает Татьяна. – Я же вношу все те же изменения, например угол наклона рукава, плеч, но делаю это с помощью компьютера».

Благодаря точности компьютера исчезает необходимость в промежуточных примерках – многие клиенты забирают заказ сразу. Главное – правильно провести первую примерку, чему Татьяна уделяет особое внимание.

«Недавно работала с клиентом, который очень сильно сутулится. Это значит, что в верхней части пиджака ему нужно больше ткани, чтобы шлицы не расходились. Пиджак также перекручивался в бицепсе, так как руки клиент держит слегка дальше туловища, поэтому я поменяла наклон рукава. В итоге даже в приталенном пиджаке ему было очень комфортно, ведь все дело в индивидуальных характеристиках фигуры», – поясняет предприниматель.

По ее словам, потребовалось какое-то время, чтобы привыкнуть к компьютерной системе. Первый пиджак для мужа вышел совсем неправильным, потому что на тот момент Татьяна не понимала, как корректировки взаимодействуют между собой. Но сейчас она уже сразу видит, что нужно клиенту.

Хотя технология не принадлежит эксклюзивно Artefact, ею не пользуется большинство портных Сэвил-роу, даже которые сотрудничают с теми же поставщиками. Здесь роль, скорее всего, играют личные предпочтения – портному, который давно находится в бизнесе, тяжело довериться машине. Есть и те, кто не понимает до конца электронную систему.

«Еще мне рассказывали, что некоторые портные специально делают костюм слегка большим, чтобы потом его ушить. Таким образом у клиента создается впечатление, что с ним тщательно работают. Я считаю это глупым. Составление лекал у меня занимает полчаса. Дальше заказ напрямую уходит в Португалию. Если появляются какие-то дополнения, я пишу письмо или звоню производителю», – рассказывает Татьяна.

Чаще всего клиенты Artefact – практичные люди, которым хороший костюм нужен по работе, но тратить слишком большие деньги не хочется. Они находят сайт ателье в интернете и сначала берут пробный костюм. После удачного первого опыта возвращаются и заказывают сразу три-четыре. Также у ателье много международных клиентов. Это обычно бизнесмены, которые по делам приезжают в Лондон. Для них удобным является возможность только одной примерки, а готовый заказ они получают по почте. Возраст клиентов самый разный. Так, недавно приходил 17-летний парень, которому при поступлении в университет отец решил купить один хороший костюм и две рубашки.

«Сначала привлекать клиентов было тяжело, особенно с сайтом, который на тот момент выглядел не так, как я хотела, – вспоминает предприниматель. – Но хорошая работа говорит сама за себя. Ателье завоевало репутацию, накопилось много положительных отзывов, пополнилось портфолио в Instagram. Через семь месяцев после открытия я вышла на самоокупаемость, но еще не вернула первичные вложения. Все, что зарабатываю, трачу на развитие».

Татьяна по-прежнему сама работает с каждым клиентом. Помогает в бизнесе ей только бухгалтер, но общаются они удаленно (тот живет в Южной Африке). Когда не получается провести примерку, она обращается в ателье через дорогу. Там же при необходимости подшивают уже готовые изделия.

«Почему-то у меня не складываются отношения с наемными сотрудниками. Как-то меня подвел дизайнер, которому я доверила оформление ателье. Он просто бросил мой проект и уехал в Нью-Йорк. Пришлось все делать самой. Затем первый программист неправильно построил сайт. Я изучила блоги в интернете и сама исправила ошибки. Так что мне нелегко доверить свое детище другим», – признается Татьяна.

Поддерживая статус современного ателье, с марта этого года Artefact принимает оплату криптовалютами. В планах также продажа франшизы, но Татьяна пока не уверена, сможет ли найти людей, которые ответственно подойдут к этому.

«Artefact – это мой ребенок, и я отношусь к нему очень трепетно. Для меня хороший костюм – это произведение искусства, отчего в названии и присутствует слово art», – говорит она.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Как казахи ставят юрты в Украине

Смотреть на Youtube

Как в Темиртау пустили Миттала, а не Абилова

Смотреть на Youtube

Жаксылык Сабитов: Почему Кунаев стал ролевой моделью для Токаева

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить