Неписаное правило

6228

Как добываются победы в профессиональном велоспорте

Фото: Tim de Waele/Getty Images

Прошлый 2018 год был не слишком богат на громкие достижения казахстанских спортсменов на мировой и континентальной аренах. Тем не менее выступления отдельных атлетов, в частности 26-летнего гонщика Astana Pro Team Алексея Луценко, вызвали у болельщиков немало позитивных откликов.

В интервью Forbes Kazakhstan трехкратный чемпион Азиатских игр (2014 и 2018 годов), победитель и призер ряда крупных международных гонок рассказал о том, как сложился для него минувший сезон, назвал основные факторы успеха и сообщил о новых целях.

– Алексей, каким выдался для вас 2018 год?

– Думаю, как для спортсмена, прошлый сезон получился для меня довольно удачным. Уже на первой гонке в году – февральском Туре Омана – удалось добиться победы в генеральной классификации. Это здорово подстегнуло, добавило настроения. Старался и дальше как можно лучше выполнять свою работу. На майской «Джиро д’Италия» у нас была цель помочь колумбийскому капитану Astana Pro Team Мигелю Анхелю Лопесу подняться на призовой подиум, и эта задача была выполнена – Мигель занял третье место. Затем я стал первым в групповой гонке на чемпионате Казахстана, выиграл один из этапов Тура Австрии.

Но, конечно, главным стартом для нашей национальной сборной были Азиатские игры в Индонезии. Здесь я выступал в двух видах – групповой и индивидуальной гонках, и оба раза удалось завоевать золотые награды. Концовка сезона тоже выдалась неплохой. На октябрьском Туре Турции я выиграл сложный горный этап и стал вторым в общем зачете.

– Расскажите подробнее, как все складывалось на Азиаде. Джакарта – это ведь город, находящийся вдалеке от крупнейших гонок мирового календаря. Много ли зрителей наблюдало за соревнованиями, какие были трассы?

– Болельщиков во время наших стартов было на удивление очень много. Зрители старались активно поддерживать гонщиков, хлопали, кричали. Возникало даже ощущение, что находишься где-то на Елисейских Полях в Париже во время одного из самых престижных этапов «Тур де Франс».

Трассы были достаточно сложные. По ходу групповой гонки приходилось, например, преодолевать сложный 14-километровый участок в гору. Все наши ребята – Даниил Фоминых, Жандос Бижигитов, Евгений Гидич – сработали на отлично, немного укатав соперников на рельефе. Я же сумел стать первым на финише, завершив усилия партнеров и отблагодарив их тем самым за помощь.

Вообще, в велоспорте ничего невозможно добиться без командной работы. Очень признателен всем своим товарищам, тренерам и персоналу команды «Астана» и сборной Казахстана.

Фото: Tim de Waele/Getty Images

– Какой из видов гонок – групповая или индивидуальная – вам больше нравится?

– Пожалуй, групповая. Она более зрелищная, эмоциональная. Находясь в пелотоне рядом с соперниками, всегда чувствуешь какой-то дополнительный заряд.

Но и «разделка» по-своему интересный вид. В Джакарте, кстати, она проходила на следующий день после групповой гонки, что потребовало дополнительных усилий для полноценного восстановления. Опять же большое спасибо нашим массажистам.

– За годы карьеры вы участвовали во всех трех гран-турах – «Джиро», «Тур де Франс» и «Вуэльта Испании». Какой из них самый яркий и как все строится в команде в эти три с небольшим недели?

– На каждом гран-туре все подчинено строгому графику – старты, переезды, питание, подготовка инвентаря. Важна любая мелочь, и все делается ради общего успеха.

Мне больше нравится «Тур де Франс», или «Большая петля», как его часто называют. За этой гонкой следит огромное количество болельщиков, и победа на любом из этапов – ценное достижение в профессиональной карьере. Есть свои изюминки и на других гран-турах. «Джиро», например, считается самой горной гонкой. Она проходит в мае, но на обочинах некоторых высокогорных участков в это время еще лежит снег. Попадаешь из лета в зиму и наоборот. По-своему живописна и «Вуэльта». Она проводится в конце сезона и тоже, разумеется, требует максимальной концентрации усилий.

– Болельщики на гран-турах часто ведут себя абсолютно безрассудно. Бегут рядом, мешая участникам, размахивают руками, флагами и едва ли не под колеса бросаются. Что в такие моменты чувствуют гонщики?

– Когда я в 2013 году попал на свой первый «Тур де Франс» и увидел множество экстравагантных зрителей на трассах, здорово растерялся. Сейчас уже чувствую себя спокойнее, но полностью привыкнуть к бурно выражающей эмоции публике, наверное, невозможно. Иногда приходится буквально продираться сквозь строй фанатов, выстроившихся на трассе. К сожалению, порой из-за такой вот болельщицкой активности гонщики падают и получают травмы. Например, однажды на «Тур де Франс» Винченцо Нибали, зацепившись за одного из зрителей, оказался на асфальте серьезно повредил спину и вынужден был сойти с гонки. Происходили и другие неприятные инциденты.

Конечно, спорт без болельщиков невозможен. Насколько я знаю, организаторы крупных гонок стараются как-то регулировать нахождение болельщиков на трассах, ставить дополнительные заграждения. Хотелось бы, чтобы золотая середина в данном вопросе была найдена.

– По итогам сезона-2018 вы второй год подряд возглавили индивидуальный азиатский рейтинг UCI. Как себя чувствуете в звании лучшего гонщика на континенте?

– Занимать первую строчку в рейтинге, конечно, приятно, но не скажу, что это вызывает какие-то бурные эмоции. Такое звание скорее хорошая мотивация на будущее, стимул стремиться к новым достижениям.

В 2019 году нам предстоит бороться за очки, которые дадут право выступить на Олимпиаде-2020 в Токио. Основная цель – набрать побольше этих очков, чтобы сборная Казахстана была представлена в Японии как можно большим количеством гонщиков. Календарь предстоящего сезона, как и прежде, довольно насыщенный. В феврале стартую на очередном Туре Омана, весной и в начале лета выступлю на многодневке Тиррено – Адриатико, ряде европейских классических гонок. Также планируется, что в июле буду защищать цвета «Астаны» на «Тур де Франс».

– Ваша спортивная мечта?

– Мечтаю стать чемпионом мира среди взрослых (в 2012 году Луценко выиграл золотую медаль молодежного первенства планеты в групповой гонке. – Прим. ред.). Понимаю, что для этого нужно очень много работать. Чемпионы мира весь следующий сезон выступают в специальной радужной майке, выделяющей их в пелотоне. Хотелось бы примерить такую.

– Большие ли премиальные выплаты предусмотрены для гонщиков за высокие места на различных соревнованиях?

– Все гонщики получают заработную плату по контрактам со своими профессиональными клубами. Это основной доход. Существует, конечно, и система бонусов за достижения на гран-турах, других крупных гонках. У нас действует неписаное правило: если ты получаешь призовые, то они делятся на всех членов команды. Каждый вносит свой вклад в победу, и любой успех достигается коллективным трудом.

Возвращайтесь к нам через 6 дней, к публикации готовится материал «Bulgari выходит на старт Gran Turismo»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Татьяна Пятина - специалист по BDSM в IT

Смотреть на Youtube

Казахстанский фастфуд идёт в Россию

Смотреть на Youtube

Мовчан: Казахстан не может жить идеально, когда в мире проблемы

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить