Охотники за головами

9287

Как изменился рынок труда и способ поиска работы в Казахстане за последнее десятилетие

Нина Быченко - генеральный директор ТОО «HeadHunter.kz»
Фото: Андрей Лунин
Нина Быченко - генеральный директор ТОО «HeadHunter.kz»

В 2006 году российская компания интернет-рекрутинга HeadHunter открыла офис в Казахстане. В первый год на местном сайте было опубликовано 1385 резюме, за 2018-й их было загружено уже 537 933. Каким образом развивается казахстанское отделение HeadHunter и как меняется рынок труда в стране, рассказывает генеральный директор ТОО «HeadHunter.kz» Нина Быченко.

– При анализе рынка труда Казахстана многие ссылаются на ваши исследования. Но можно ли экстраполировать информацию, которой вы владеете, на всю страну?

– Да, можно. У нас достаточно большой объем данных – более 2 млн резюме, сотни тысяч объявлений о вакансиях и свыше 50 тысяч зарегистрированных компаний. Если вы посмотрите на наши данные, то, в принципе, увидите Казахстан в миниатюре. Мы постоянно готовим статистику и аналитику для акиматов, НПП «Атамекен» и пр.

– Как верифицируются данные, чтобы можно было быть уверенным, что они максимально приближены к реальной ситуации?

– Не знаю, как госорганы проверяют нашу информацию, возможно, сравнивают с данными Комитета по статистике. Но ни соискателям, ни работодателям, которые публикуются у нас на сайте, нет смысла кого-то обманывать. Мы доверяем информации, которая касается возраста, образования, профессиональных качеств, предложений и ожиданий по заработной плате. Если компании указывают зарплату, она также отражает действительность.

– Что, как и почему принципиально изменилось на рынке с 2006 года?

– Когда мы начали работать в Казахстане, была абсолютно другая культура поиска места работы и специалистов. В 2006 году популярно было искать работу через объявления в газетах, бегущую строку по телевизору. На интернет-просторах подыскивал в основном топ-менеджмент. Портрет среднего кандидата на нашем сайте был таким: специалист с большим опытом либо управленец в возрасте от 30 до 40 лет.

Мы постоянно контактировали (и продолжаем это делать) со специалистами и компаниями – ходили на ярмарки вакансий, в университеты, рассказывали, как искать работу и сотрудников в интернете, давали статьи в СМИ, использовали сарафанное радио. Помню, когда сама окончила вуз, стала спрашивать у друзей насчет трудоустройства. Они мне посоветовали: «Иди на HeadHunter, мы там нашли». Так я и сделала.

Кроме того, мы постоянно работаем над совершенствованием сайта, на руку нам играет то, что усилилось проникновение интернета. Теперь картина уже абсолютно другая – работу там может найти представитель любой отрасли, из рабочего персонала и топ-менеджмента, в возрастном диапазоне от 18 и выше. В основном в интернете и ищут.

– Какие изменения произошли с точки зрения требований к кандидатам и потенциальным работодателям?

– Требования к соискателям изменились. Сейчас идет цифровизация всех процессов в разных сферах жизни, поэтому работодатели ищут кадры, которые владеют дополнительными навыками, легко обучаются новым технологиям, готовы стать многофункциональными, вообще высок спрос на гибких сотрудников. Например, появился спрос на IT-рекрутеров, которые находят специалистов именно в этой отрасли.

Раньше требования были размытые – «ответственный», «целеустремленный», «коммуникабельный». Теперь даются более точные описания.

Для многих компаний важно, как они выглядят в глазах соискателей, тогда как еще 10–15 лет назад мало кто об этом задумывался. Компании работают над HR-проектами, потому что сейчас усиливается борьба за таланты. А таланты могут выбирать, куда идти, для них важен статус компании, ее привлекательность.

Фото: Андрей Лунин

– Если говорить о профессиях, кого больше всего ищут работодатели?

– Топ-5 популярных профессий не менялся с тех пор, как мы присутствуем на рынке: сфера продаж («продажники» нужны всем), бухгалтерия, административный персонал (офис-менеджер, секретарь), IT-специалисты и маркетинг.

– Таких специалистов находят внутри страны?

– У нас нет статистики по трудоустройству, потому что это не наша функция. Мы можем лишь косвенно оценивать, что эффективны, так как лидируем среди «работных» сайтов, постоянно растет число пользователей. Так, если в 2006 году было размещено 1385 резюме, то за 2018-й – 537 933. Объявлений о вакансиях в 2006 году было 1975, в 2018-м – 244 317.

Конечно, рост показателей, с одной стороны, говорит о том, что люди просто стали больше искать работу через интернет. С другой – они бы этого не стали делать, если бы «работные» порталы не были эффективны. Мы заинтересованы в повышении эффективности, поэтому вкладываем в искусственный интеллект (ИИ), делаем умный сервис, благодаря которому рекрутер может быстрее заметить кандидата, который ему больше подходит. Допустим, рекрутер получил 200 откликов на объявление о вакансии. Их очень тяжело качественно проверить вручную. ИИ анализирует клиента – кто ему уже нравился, изучает похожих клиентов и первыми выдает резюме, которые с большей вероятностью подойдут под запросы конкретного нанимателя.

– Сейчас практически все управленцы – от аграриев до финансистов – жалуются на нехватку квалифицированных кадров в Казахстане. Это объективные претензии к рынку труда? Или работодатели в силу каких-то причин просто не видят хороших специалистов?

– Борьба за таланты будет всегда, это не проблема последних лет. Она актуальна для всего мира, не только для Казахстана.

– Есть ли в каких-то сферах переизбыток соискателей? Тех же юристов и экономистов?

– Переизбытка нет. Во-первых, сейчас 60% людей не работают по специальности, на которую учились в вузе: скажем, окончил экономический, а карьеру делает как маркетолог. Во-вторых, даже если много резюме на определенную специальность, то и спрос на этих специалистов высокий. К примеру, много резюме менеджеров по продажам, но и компании очень активно их ищут.

Очень высока конкуренция среди молодых специалистов, когда человек только начинает свою карьеру. То есть это больше относится к опыту работы, а не к профессиональной области. Но хочу отметить, что молодые тоже всегда нужны, на сайте всегда есть большое количество вакансий для студентов последних курсов или выпускников. Компании готовы их обучать и выращивать из них профессионалов «под себя». Сейчас делается акцент на «своих», а не на иностранцев, потому что они дешевле. Кроме того, на законодательном уровне действуют ограничения на прием работников извне.

– Косвенным образом ваш ресурс может оценивать экономическую ситуацию в стране? Можете вы увидеть, к примеру, рост безработицы?

– Да. Например, сейчас мы не видим роста безработицы, потому что основная часть (75%) тех, кто размещает резюме, – не безработные, а люди, ищущие другую работу, где могли бы развиваться.

Некоторые, когда видят, что у нас на сайте 2 млн резюме, ужасаются: «Это ж сколько человек не могут найти работу!» Это не так. Многие просто подыскивают себе что-то новое, более интересное, лучшее.

Также мы видим, что ежегодно ожидания соискателей по заработной плате растут на 3–4%. И предложения по зарплате со стороны работодателей растут адекватно. То есть обе стороны одинаково расценивают ситуацию.

– Футурологи любят составлять списки профессий, которые появятся или исчезнут через 10–20 лет. Ваша статистика может рассказать об этом более определенно?

– Мы можем сказать, что речь идет скорее не о полном исчезновении тех или иных профессий, а о модернизации старых. Так, работодатели ищут не просто маркетологов, а интернет-маркетологов, маркетологов-аналитиков. Это то, о чем говорилось выше – от соискателя сегодня требуется большее количество навыков. И специалистам нужно стараться получать дополнительные навыки – знакомиться со смежными или совершенно другими профессиями; тому же маркетологу можно научиться «кодить», лишним не будет.

– Как зарабатывает ваш сайт?

– У нас есть соискательские сервисы – автообновление резюме, продвижение резюме и т. д., а также сервисы для работодателей – доступ к базе данных резюме, платное размещение объявлений о вакансиях и пр.

Информация о платных услугах находится в открытом доступе, размещена на сайте hh.kz. Работодатели и соискатели могут выбрать и предварительно рассчитать для себя стоимость в зависимости от вида услуги и ее объема.

Помимо платных услуг мы разработали дополнительные сервисы, которые предлагаются нашим пользователям бесплатно – мобильное приложение, система умного поиска вакансий и резюме, фильтрация откликов и т. д.

– Как вы видите будущее вашей компании и рынка «работных» сайтов в целом? Есть ли угроза исчезновения – ведь соискатели и работодатели могут напрямую связываться друг с другом через другие ресурсы?

– Раньше работодатель и соискатель тоже могли общаться напрямую. Помните, люди приходили с распечатанными резюме и оставляли их на ресепшене? Потом стало популярным высылать резюме на e-mail компаний. Но это неудобно – резюме в почте не меняются автоматически, когда что-то изменилось в карьере соискателя, они не выдержаны в одной форме. А у нас все стандартизировано, удобно.

Так что в ближайшее время мы вряд ли исчезнем, как и рынок рекрутмента в целом.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Данияр Алшинов: путь в мировое кино

Смотреть на Youtube

Президент авиакомпании Питер Фостер — о доходах в кризис, новых рейсах и развитии FlyArystan

Смотреть на Youtube

Тимур Турлов – новый миллиардер из списка Forbes

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить