ПИФ-паф!

16187

Активы паевых фондов за полгода выросли на 44 %

ФОТО: © Depositphotos.com/Photoexpert

Инфляционные ожидания населения повысились относительно начала года, свидетельствует июньский опрос Нацбанка. Это означает, что граждане, у которых есть значительные тенговые накопления, будут искать защиту, в том числе в лице доллара. Однако валютные депозиты не принесут инвестору удовлетворения. Нацбанк держит руку на пульсе дедолларизации и не намерен поднимать предельную ставку по депозитам в американской валюте с нынешних 1% годовых.

Боязнь потерь «выталкивает» инвесторские деньги из депозитов в более рисковые инструменты – паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Об этом говорит впечатляющая динамика роста активов ПИФов, которые за шесть месяцев этого года подскочили на 43,7% (13,3 млрд тенге), до 43,9 млрд тенге.

К слову, самих фондов тоже стало больше. За 12 месяцев, с 1 июля 2018-го по 1 июля 2019 года, на рынок вышло семь новых ПИФов, что говорит об интересе брокерских компаний к такому бизнесу. На начало августа текущего года был зарегистрирован 21 фонд, из которых 15 сформировали активы и работают.

«Мы отмечаем положительную динамику притока пайщиков, как розничных, так и корпоративных. Лед определенно тронулся, ПИФы других управляющих компаний значительно капитализировались», – отмечает директор департамента управления активами «Сентрас Секьюритиз» Дамир Бабаназаров.

У большинства ПИФов пай номинирован в долларах, что делает их альтернативой валютным депозитам. Почти все управляющие компании исповедуют консервативную, умеренную стратегию, вкладывая активы в корпоративные и суверенные облигации одинаковой степени надежности. На первый взгляд, кажется, что фонды похожи, тем не менее есть различия.

Несмотря на то что валютные ПИФы в Казахстане инвестируют в основном в один класс активов – в инструменты с фиксированным доходом, их стратегии могут значительно отличаться, говорит начальник отдела по управлению активами BCC Invest Адиль Табылдиев. Прежде всего, сам класс активов подразделяется на множество подклассов: государственные ценные бумаги, высоконадежные, высокодоходные облигации, облигации развивающихся рынков, гибридные инструменты и т. д. Управляющие валютными ПИФами миксуют классы и подклассы для достижения целевой структуры портфеля. К тому же портфели фондов различаются по страновой и отраслевой диверсификации. А главное, управляющие используют различные стратегии контроля сроков погашения облигаций и приобретают бумаги с различным купонным вознаграждением: плавающим или фиксированным, в зависимости от ожиданий и прогнозов развития финансового рынка. «Даже при близких значениях целевой доходности портфели различаются по риск-профилю – одни более чувствительны к одним факторам риска, другие – к другим. Инвесторы свободны в выборе наиболее подходящих для них стратегий», – замечает Табылдиев.

Итоги инвестирования в первом полугодии подтверждают не только справедливость этих слов, но и аксиому финансового рынка: вложения в паевой фонд носят среднесрочный характер. В отдельные годы доходность портфеля может быть выше, в другие – ниже, но в периоде нескольких лет доходность выравнивается, а значит, пайщику необходимо запастись терпением.

Например, по итогам 2018 года ПИФ «ЦентрКредит Валютный» принес пайщикам 5,1% годовых в валюте, а «Halyk-Валютный» – лишь 1,5% (в 2017 году – 7,6%). Дело в том, что фонды используют противоположные стратегии. «ЦентрКредит Валютный» нацелен на рост денежных ставок и предпочитает облигации с плавающей ставкой. В прошлом году на внешних рынках ставки росли, и компании-эмитенты пересматривали купонное вознаграждение в сторону увеличения, принося инвестору доход «на ровном месте». «Halyk-Валютный» предпочитает облигации с фиксированным купоном, поэтому прошлый год не принес ему значительного успеха. Зато в этом году ситуация со ставками кардинально поменялась, они стали снижаться и помогли «Halyk-Валютный» заработать за семь месяцев почти 7,5%, или 12,8% годовых. Доходность «ЦентрКредит Валютный» за 12-месячный период (с 31 июля 2018 года по 31 июля 2019-го) составила 6,39%. В исторической ретроспективе фонды показывают схожий результат. Средняя доходность «ЦентрКредит Валютный» с основания в мае 2017 года составляет 6,02% годовых, у «Halyk-Валютный» с февраля 2016-го соответственно – 6,03%.

В идеале инвестор, желающий заработать на валютных ПИФах независимо от движения рынка, должен покупать паи разноплановых фондов для диверсификации процентных рисков. Похоже, что новые игроки это понимают, поэтому подходят к бизнесу основательно и предлагают пул фондов с разной палитрой долговых инструментов. Так, в конце прошлого года Jýsan Invest вывел на рынок сразу три номинированных в валюте фонда. Как рассказали Forbes Kazakhstan в компании, различия в инвестиционной стратегии позволяют удовлетворить аппетит к риску и инвестиционные цели разных типов инвесторов. Примечательно, что помимо двух облигационных фондов, один из которых адресован инвесторам, имеющим низкую толерантность к риску (фонд покупает облигации компаний развитых стран), а второй имеет более высокую доходность за счет облигаций компаний развивающихся стран, третий фонд является смешанным. Он намерен использовать агрессивную стратегию, покупая акции на развитых рынках. Пока, правда, фонд не инвестирует в акции, предпочитая покупать долги. В компании объясняют, что экономики развитых стран сейчас находятся на пике активности и рынок акций переоценен. К тому же на глобальном рынке преобладает неопределенность, связанная с торговыми войнами, тяжелым процессом Brexit и социальным беспокойством в Гонконге. В любом случае управляющий действует на опережение. Со временем часть инвесторов перестанет довольствоваться низким риском с соответствующей доходностью и запросит большего.

«ПИФы являются рыночным продуктом, и, в принципе, любой потенциальный инвестор может рассматривать инвестирование в них. Преимуществом при этом будет диверсифицированный портфель при относительно низком финансовом барьере инвестирования. Разумеется, для ПИФов мы рассматриваем потенциальных клиентов, которые в данный момент хранят средства в банковских депозитах», – комментируют в Jýsan Invest.

Надо сказать, новые фонды серьезно меняют лицо рынка. За последний год конкуренция за деньги инвесторов – бывших и нынешних депозиторов – существенно возросла. Борьба идет не только между управляющими компаниями, но и в целом между паевыми фондами и другими инвестиционными продуктами: накопительными депозитами и накопительным страхованием. Борьба приводит к тому, что ПИФы обретают гибкость депозитов, предлагая инвестору привычный функционал. К основным критериям оценки фонда – качеству портфеля и доходности – прибавились маркетинговые решения, которых год назад фактически не было.

В первую очередь к маркетингу можно отнести появление в ПИФах дивидендов. Классический пай приносит владельцу доход за счет роста собственной стоимости. Монетизировать доход пайщик мог лишь раз – продавая пай и фиксируя рост. Если фонд прибыльный, пайщик не горит желанием забрать деньги и стоит перед дилеммой: фиксировать прибыль или нет. С этого года задача для пайщика упростилась. Управляющие компании предлагают ему, не вынимая деньги из фонда, получать прибыль в виде дивидендов. Дивиденды прописаны в правилах фонда, и, выбирая фонд, инвестор решает, будет ли прирост его пая реинвестирован или же выплачен. Периодичность и объем выплат – элементы маркетинговой политики и привлечения пайщиков. Часть фондов выплачивают дивиденды в полной стоимости ежегодно, часть – по частям на квартальной основе, некоторые – два раза в год.

Для управляющего дивиденды не слишком приятная данность. Отдавая пайщику деньги, компания снижает объем активов и вынуждена тратить усилия на их восполнение через активное привлечение новых пайщиков, но выхода у нее нет. «Тема стала актуальной в последнее время. Если раньше дивиденды ассоциировались с акциями и особенно с высокими выплатами квазикомпаний, то сейчас дивидендных историй стало мало. И на сцену выходят новые игроки, управляющие компании, предлагающие щедрые дивиденды, к которым привыкли инвесторы в акции в урожайные годы в прошлом. Это новый маркетинговый ход, способный привлечь в ПИФы дополнительных вкладчиков. Рынок насыщен ПИФами с одинаковыми условиями капитализации и выплатой доходов, они начинают мешать друг другу. К тому же оказалось, что часть пайщиков предпочитает пользоваться доходом от пая в момент действия паевого договора. Появляется категория инвесторов, действующих как рантье, которые живут на выплачиваемые ПИФами доходы», – комментирует председатель правления «Сентрас Секьюритиз» Талгат Камаров.

Другой важный маркетинговый ход – снижение комиссий управляющих компаний. За свой труд управляющий получает две комиссии: фиксированную – за администрирование активами и переменную – за успех в инвестировании. Ранее компании работали по формуле «2 + 20», когда брали фиксированные 2% за управление активами и переменные 20% от заработанного инвестдохода. Сейчас комиссии снижаются, где-то отдавая дань мировому тренду, отчасти сокращая порог входа в паевой фонд для новых инвесторов в целях повышения популярности.

Следует отметить, что управляющие компании переходят к более эффективной оценке результативности фонда и привязывают комиссию за успех к неким бенчмаркам, в роли которых выступают глобальные фондовые индексы, а также пороговый уровень доходности, не достигнув которого компания просто не берет с пайщика плату.

С развитием маркетинга усложняется экономика фондов. С этого года управляющие применяют скидки и надбавки: с одной стороны, они выступают в роли маркетинговых инструментов, с другой – являются элементами администрирования фонда. Паевой фонд – инструмент коллективного инвестирования. Если пайщик решит выйти из фонда ранее окончания срока договора, фонд должен продать долю портфеля и расплатиться с клиентом. Поскольку лоты облигаций существенные, есть риск оставить в неработающем кеше часть пайщиков. В принципе, аналогичные проблемы возникают у банков в случае досрочного выхода крупного депозитора из вклада, когда приходится вытаскивать средства из оборота. Для того чтобы снизить потери и охладить ретивость особо активных пайщиков, компании применяют скидки. Так, при желании снять деньги в срок до 12 месяцев вкладчику придется заплатить скидку для восстановления интересов других вкладчиков. Размер прописывается в правилах фонда.

Надбавка используется реже и в случае работы с агентской сетью. Новые фонды рассматривают агентов в качестве варианта быстро набрать клиентскую базу, вспоминая опыт работы с агентами бывших НПФ, которым те приводили целые коллективы. Старые фонды предпочитают привлекать инвесторов самостоятельно, в том числе удаленно через сайт управляющей компании.

Добавить динамику продаж ПИФам может расширение торговли паями на KASE. «В настоящее время выйти из фонда пайщик может посредством продажи паев в период выкупа. В соответствии с правилами ИПИФа (интервальный паевой инвестиционный фонд. – Прим. ред.) мы производим выкуп паев один раз в квартал. Некоторым инвесторам такая частота не всегда удобна, и для того, чтобы сделать для них выход из фонда более оперативным и комфортным, мы осуществили листинг паев ИПИФа на KASE. Листинг позволяет инвесторам торговать паями на вторичном рынке, не дожидаясь даты выкупа. Также благодаря листингу дивиденды, выплачиваемые по паям, не облагаются подоходным налогом», – поясняет директор департамента управления активами Halyk Finance Роман Асильбеков.

Пока листинг не совсем доработан, по паевым фондам на бирже отсутствуют маркетмейкеры – брокеры, готовые покупать и продавать паи всем желающим. «Действующие законодательные ограничения не позволяют управляющим компаниям покупать паи фондов, которыми они управляют. Поэтому мы не можем выступать маркетмейкером и котировать паи нашего ИПИФа на бирже, – говорит Асильбеков. – Мы инициировали внесение изменений в законодательство, которые позволят компаниям осуществлять операции по покупке и продаже паев ПИФов, которыми они управляют, в целях осуществления маркетмейкерской деятельности. Ожидаем, что изменения будут приняты до конца текущего года и мы сможем котировать паи нашего ИПИФа на бирже, что должно положительно отразиться на ликвидности данного инструмента на вторичном рынке».

Возвращайтесь к нам через 6 дней, к публикации готовится материал «Bulgari выходит на старт Gran Turismo»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Алексей Ли: как бизнесмены нового поколения развивают Казахстан

Смотреть на Youtube

Мовчан: Казахстан не может жить идеально, когда в мире проблемы

Смотреть на Youtube

Нурлан Смагулов: Цены на авто, утильсбор, долги MEGA, «агашки», аукционы, бизнес за границей

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить