На правах рекламы

Павлодарским фермерам рассказали, что такое оптово-распределительные центры

6467

Бизнес-конференция с игривым названием Potato Party («картофельная вечеринка»), прошедшая в Павлодаре 11 ноября, оказалась хоть и не развлекательной, но очень информативной

Кайрат Бисетаев
ФОТО: Архив пресс-службы
Кайрат Бисетаев

Приглашенным картофелеводам и овощеводам объяснили, что такое оптово-распределительные центры (ОРЦ) и в целом национальная товаропроводящая система. И хотя говорится об этом проекте уже не первый год, многие фермеры услышали о НТС впервые.

Как снизить цены и уменьшить потери

– Розница растет, растет онлайн-торговля, что требует упаковки, мойки, брендирования товара. Крупный ретейл не может работать напрямую с каждым отдельным фермером. И он требует стандартной продукции. Здесь на помощь должны приходить агрологистические центры. Это такие оптово-распределительные центры, где соблюдается температурный режим, санэпидтребования и т. д., – простыми словами объяснил суть системы Михаил Филиппов, член наблюдательного совета ТОО «Национальная торгово-распределительная сеть» – организатора «вечеринки».

Что касается ТОО «НТРС», то, как рассказал Филиппов, – это частный партнер государства, который будет строить оптово-распределительные центры, управлять ими и нести всю ответственность за хранящуюся продукцию.

Михаил Филиппов
ФОТО: Архив пресс-службы
Михаил Филиппов

– Если картошка не хранится – это наш риск, коммерческая составляющая — тоже наш риск, если поставим не те тарифы, не будем оказывать нужные услуги – вы не придете, – перечислил Филиппов и добавил: – Мы 14 лет как минимум этой структурой будем управлять, осуществлять не только хранение, но и сортировку, калибровку, упаковку, брендирование. Консолидировать партии от разных производителей, создавать канал для сбыта и роста ваших продаж. В дальнейшем планируем развивать агроконсалтинг, фьючерсное инвестирование.

В конце своей речи представитель компании «НТРС» назвал прогнозные цифры: работа ОРЦ даст снижение потерь продукции у фермеров до трех раз, будет способствовать снижению цены для конечного потребителя до 20%.

Более конкретно о том, как будет работать павлодарский ОРЦ (пока его строительство находится на стадии проектно-сметной документации), рассказал управляющий директор ТОО «НТРС» Александр Ким. По его словам, склад в город Аксу с камерами хранения для картофеля и моркови будет принимать продукцию от фермеров через две современные приемно-сортировочные линии с землекамнеотделением и первичной калибровкой. Храниться корнеплоды будут в контейнерах, а не навалом, как обычно происходит сейчас; 34 камеры хранения размером 12 на 24 м (642 тонны картофеля) разделяются на три вида: два для картофеля – только с вентиляцией, с вентиляцией и охлаждением и камеры для моркови. Общая мощность хранения двух объектов в Павлодарской области составит 30 тысяч тонн.

Александр Ким
ФОТО: Архив пресс-службы
Александр Ким

– Этот товар будет вашим, мы его только храним, – подчеркнул спикер. – Скажете — мы вытащим, откалибруем, упакуем.

В результате весной фермер сможет забрать из ОРЦ свой картофель или морковь в товарном виде, а крупные сети вроде Magnum Cash&Carry не будут покупать втридорога ту же морковь в Узбекистане, вызывая упреки покупателей как за высокую цену, так и за нелояльное отношение к отечественному производителю.

Рознице нужны стандарт и свежесть

Руководителю отдела «Свежие овощи и фрукты» компании Magnum Cash&Carry Нелли Данилевской оставалось только согласиться с коллегами из «НТРС».

Нелли Данилевская
ФОТО: Архив пресс-службы
Нелли Данилевская

– В нашей сети обслуживается более четырех миллионов покупателей. В 2020 году мы продали 85 тысяч тонн овощей и фруктов, в этом году намерены продать 100 тысяч тонн, из которых доля корнеплодов составляет 40%. Из них Павлодарская область поставляет 70%, – объяснила она место проведения конференции и еще раз подтвердила: – Сейчас покупатель не хочет тратить время на фасовку и упаковку, на сегодняшний день уже 25% товара мы продаем в фасованном виде, за 2022 год доведем эту долю до 50%.

Для онлайн-торговли, доля которой тоже растет, продажа овощей и фруктов предусмотрена только в штучно-весовом виде. Развивается новый формат — Magnum Daily, это магазин быстрых покупок, где никто не будет тратить время на взвешивание товара. Для нового проекта Magnum — открытия двух гипермаркетов в Ташкенте — тоже требуется подготовленный товар.

– Нам для воплощения наших проектов нужна помощь в виде предоставления ассортимента от наших партнеров, от наших фермеров, будем рассматривать все предложения, подразумевающие фасовку и упаковку, – подвела итог Данилевская.

Тему продолжил Галымжан Исатаев, коммерческий директор компании MCC Trade — одного из крупнейших операторов овощей и фруктов в Казахстане, снабжающего не только Magnum, но и другие сети супермаркетов и заведений общепита Алматы и Нур-Султана.

– НТС решает вопросы по складам, которые мы заполняем продукцией. Сегодня же мы на себе ощущаем недостаток складов. В целом задачу правительства сдерживать цены не представляется возможным решить именно в силу нехватки складов, – объяснил он.

Как особо отметил Исатаев, внедрение товаропроводящей системы даст возможность таким компаниям, как MCC Trade, производить форвардные закупы, совместные посевы, выкупы больших объемов на стадии уборки, долгосрочное хранение.

Российский коллега Галымжана Исатаева директор по сорсингу Х5 Retail Денис Синицын в свою очередь заверил, что группа, включающая сети гипермаркетов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и дискаунтер «Чижик», находится в поиске новых поставщиков.

– Российский рынок продуктового ретейла — это 8-е место в мире по объему, 73% товаров продается через современные розничные магазины, 25% из них — через топ-5 розничных сетей, – напомнил он. – Крупные розничные сети имеют потенциал развития, и чем быстрее это поймет производитель, тем быстрее он сможет интегрироваться в новые условия, стать успешнее, позволить себе долгосрочное планирование.

– Люди стали больше уделять время своему здоровью, доля потребляемых фруктов и овощей растет, покупатель готов платить больше за качественный свежий товар, – назвал еще один аргумент Синицын.

– Нужен центр, который хранит товар, обрабатывает и, минуя посредников, доставляет покупателю, – констатировал он. – В силу того, что Россия и Казахстан имеют протяженную границу, одинаковый климат и одинаковую культуру потребления, мы заинтересованы в казахстанских партнерах. Проект ОРЦ выведет Казахстан на тот уровень, на котором весь мир развивается, — это крупные центры, крупные сети, долгосрочное планирование и хранение. Мы горячо приветствуем то, что сейчас происходит в Казахстане, и готовы вносить свой вклад.

Выслушав все выступления, павлодарские фермеры задали самый главный вопрос: сколько это будет стоить? Во сколько обойдется хранение в ОРЦ?

– Цена не будет такой, которая была бы вам невыгодна, – заверил Филиппов. – Цена будет в рамках рынка, планируем три тенге на килограмм в месяц при хранении на вентиляции.

«Пол-России — наш рынок»

После серии уточняющих вопросов слово взял председатель Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат Бисетаев. Большой авторитет в своей области, он разложил по полочкам все проблемы фермеров и высказал свое мнение о перспективах ОРЦ.

Первой проблемой фермеров Бисетаев назвал базары.

– Оптово-распределительная сеть на самом деле есть, она работает, но она работает на уровне базара. В каждом крупном городе есть оптовый базар: в Нур-Султане это «Чарын», в Алматы это «Алтын Орда», в Шымкенте это «Жибек Жолы». Люди с этих базаров напрямую работают с нами, увозят нашу продукцию, отвозят на базар. Система работает, но она нас не устраивает, потому что никто не видит, какая там цена, через сколько рук товар проходит, по каким документам, и это проблема для нас, потому что мы работаем прозрачно, нас налоговому комитету легко проверить. Та же проблема у розницы — она тоже работает легально, – отметил он. – И то, что сегодня предлагают организаторы форума, — это заменить «серые» базары на «белую» цивилизованную структуру.

Следующая проблема картофелеводов и овощеводов — отсутствие оборотных средств. Кредит можно получить только в банке, где нужен залог.

– Вход в наш бизнес очень дорогой. Нужно вложить деньги в орошение, купить специальную технику для отдельных культур, построить хранилище. Бывает, что человек закладывает все, что у него есть, чтобы войти в этот бизнес. Если у зерновиков есть Продовольственная контрактная корпорация, то у нас такого инструмента нет, – объяснил Бисетаев. – Нам нужна ежегодная доходность. Но у нас очень волатильный рынок: один год мы продаем по 50 тенге, другой год — по 30 тенге, третий — по 100 тенге, и эти горки не дают стабильно работать и быть уверенным в завтрашнем дне.

Национальная товаропроводящая система интересна овощеводам возможностью контрактной форвардной корпорации, подчеркнул Бисетаев.

Третья проблема, которую также можно превратить в возможность, — это экспортный потенциал.

– Российские сети – от Урала до Восточной Сибири – это по идее наш рынок. Сто тысяч тонн картофеля мы могли бы поставлять, – заявил глава ассоциации. – Таких картофелеводов и овощеводов, как мы, в России нет, и наша продукция российские сети устраивает. Но мы можем только вырастить и уложить на склад, а вывозить за 300–500 километров, нести риски по сдаче, по возврату – нет. И я надеюсь, что компания «НТРС» позволит выстроить прямой цивилизованный мост к российскому ретейлу. Второй экспортный рынок — Узбекистан. Мы туда ежегодно продаем от 250 до 270 тысяч тонн, но Узбекистан сегодня импортирует 450–500 тысяч тонн. Мы могли бы обеспечивать больше, для этого нужно работать организованно. Пока же осенью мы сами опускаем цену ниже себестоимости, потому что нет мощностей, куда мы могли бы сдать продукцию на хранение.

Те, кто сегодня не оптимизирует свои хозяйства, первыми разорятся, убежден Бисетаев. Он считает, что предложение «НТРС» – это попытка создать благоприятную среду, которая позволит фермерам заниматься своим делом, а остальные вопросы «они будут за нас решать к нашей выгоде».

– Наша закрытость может завтра с нами сыграть злую шутку, – констатировал руководитель союза. – Если будем сопротивляться — скорее разоримся мы, чем эта компания.

За и против, сколько и когда

Надо признать: у товаропроводящей системы есть и противники. Кто-то считает, что НТС неизбежно поднимет цены на овощи и фрукты. Кто-то — что система лишит заработка рыночных торговцев или даже фермеров. Но, судя по прошедшей встрече, после погружения в детали и суть проекта сторонников у ОРЦ становится все больше. Реализаторы проекта этому рады: для них важна поддержка тех, кто работает на земле.

Согласно плану, НТС будет состоять из 24 оптово-распределительных центров. На первом этапе будет построено семь объектов: четыре ОРЦ по хранению: в районе городов Аксу и Мичурино (Павлодарская область) для приема картофеля и моркови; в районе городов Капшагай (Алматинская область) и Шу (Жамбылская область) для приема лука и три ОРЦ по распределению: в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте.

Начало строительства ОРЦ в Аксу запланировано на март 2022 года. Скорее всего, первым урожаем, который будет заложен на склад, будет урожай 2023 года.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ

Смотреть на Youtube

Китайские машины, утильсбор, льготные автокредиты

Смотреть на Youtube

Бексултан Казыбек: Aminokka в Disney, BIP House в США, сумасшедшая фанатка и встреча с министром

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить