Слово редактора

7741

Аскар Аукенов
ФОТО: Андрей Лунин
Аскар Аукенов

События последних недель в мире демонстрируют появление нового ценного, жизненно важного продукта для государств и целых народов, нового мощного фактора влияния и предмета конфликтов, «новой нефти» – вакцины от COVID-19. Из-за этого ресурса бурлят разногласия между ЕС и Великобританией, он становится предметом обращения президента Казахстана к лидеру России, степень обеспеченности им теперь рассматривается как показатель успешности той или иной страны. Если, как утверждают ученые, коронавирус отныне с человечеством навсегда, обладание собственным производством по изготовлению вакцины от разных его штаммов становится важнейшим компонентом обеспечения национальной безопасности. Так что будем надеяться, что герои предыдущего номера Forbes Kazakhstan из НИИ проблем биобезопасности в Жамбылской области успешно осуществят свои планы (здесь и правда хочется поплевать через левое плечо и сказать «кудай каласа»), и через месяц-другой начнется вакцинация населения отечественной QazCovid-in. А там подоспеет запуск нового завода и других наших вакцин.

Что еще показали последние события? Год пандемии и изоляции привел к вовлечению огромного числа новых людей в онлайн и к еще большему росту популярности разного рода интернет-сервисов и медиаканалов. Само по себе явление положительное, двигающее вперед новые технологии и число их пользователей, оно несет в себе также новые риски и угрозы. Так, возросло количество кибератак и мошенничеств, зачастую трудно отличить правдивую информацию от фейковой. Кроме того, оказалось, что не только государство, давно обладающее в этом плане демоническим ореолом, способно ограничивать доступ к информации и свободу слова, мешая работе неугодных соцсетей и сайтов. Прежде имевшие статус радетелей прогресса и свободы выражения, частные владельцы соцсетей сначала засветились с нехорошей стороны, когда вскрылось, что они нелегально собирают сведения о пользователях и торгуют ими. А затем и вовсе, исходя из личных политических предпочтений, принялись решать, кто имеет право высказываться, а кто нет. И это, безусловно, урок, повод сильно задуматься.

Не зря участники очередного исследования PwC CEO Survey, казахстанскую часть которого международная компания традиционно проводит в партнерстве с Forbes Kazakhstan, помимо очевидных проблем в виде волатильности валютных курсов, усиления госрегулирования в ходе борьбы с пандемией, кризисов в сфере здравоохранения, выражают обеспокоенность дезинформацией и киберугрозами.

«Сильнейший фактор беспокойства – дезинформация, она влияет и на правительственные решения. Фейкньюс и провокации, принятые на их основе популистские решения – все это есть, и это обросло вполне себе устойчивой инфраструктурой, этот рынок фактически научился манипулировать регуляторами. Это очень плохо и вызывает серьезное беспокойство», – говорит Кайрат Мажибаев, глава RG Brands.

«Дезинформация – это проблема. К сожалению, сейчас каналы коммуникации все совершенно разные и облить кого-нибудь грязью не составляет труда. Какой-нибудь «блогер» может наговорить любую чепуху, и многие примут это за чистую монету», – констатирует Раимбек Баталов, руководитель Raimbek Group.

Думается, в этой ситуации чрезвычайно важная роль профессиональных СМИ – держать планку своей репутации и достоверности, выступая для аудитории надежным и вызывающим доверие источником информации.

Внушающий оптимизм результат исследования – большинство СЕО ожидают рост глобальной экономики в 2021 году. Более того, доля таковых достигла максимальных показателей за последние девять лет как в мире (76%), так и в Казахстане (65%). Уверенность в росте доходов своих компаний, как в перспективе года, так и в перспективе трех лет, тоже выразило подавляющее большинство респондентов. Понятно, что здесь присутствует эффект посткоронакризисной низкой базы, и все же… При этом многих руководителей минувший год подвиг к тому, чтобы осваивать новые направления, искать возможности диверсификации и партнерских альянсов.

Еще один позитивный момент, который хотел бы отметить, – многие СЕО признались, что пандемия повлияла на их компании в направлении гораздо большей социальной ориентированности и ответственности. Это касается заботы как о собственных сотрудниках, так и о населении в целом, об окружающей среде.

Так что итоги исследования, несмотря ни на что, вселяют надежду на лучшее будущее.

Приятного чтения.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Мовчан: Казахстан не может жить идеально, когда в мире проблемы

Смотреть на Youtube

Доктор Хегай – о лекарствах, лоббистах и недостатках медицины Казахстана

Смотреть на Youtube

Куралай Нуркадилова: письмо Токаева, политические амбиции

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить