Почему опыт работы зачастую важнее образования

27627

Люди – главное богатство любой организации. Знания, навыки, личные качества и профессиональный опыт сотрудников – это то, от чего во многом зависит успех делового начинания. Образование начинается в раннем детстве и длится всю жизнь. Дети учатся взаимодействовать с миром и усваивают модели поведения, подростки и молодые люди осваивают навыки и получают знания

ФОТО: © Depositphotos.com/ALotOfPeople

До недавнего времени считалось, что взрослым людям учиться необязательно – достаточно усвоенного в школе и вузе. Однако технологические и социальные перемены так стремительны, что учиться и переучиваться приходится и многим зрелым людям.

Изучая рынок труда, эксперты консалтингового агентства McKinsey & Company пришли к выводу, что наличие в компании высокообразованных сотрудников – не единственный фактор успеха. Бизнес должен уметь удерживать сотрудников с большим опытом работы. Именно эти люди обладают по-настоящему разносторонними навыками и знают, как себя вести в сложных ситуациях. Чтобы таких людей в компании было больше, топ-менеджмент должен помогать сотрудникам овладевать новыми навыками и получать максимально разно­образный опыт на рабочем месте. Сотрудники, знающие подноготную той или иной сферы, бесценны для организации. Тот, кто начал карьеру с должности официанта или разносчика, наверняка гораздо лучше умеет работать с трудными клиентами и сохранять хладнокровие в стрессовых ситуациях, чем тот, кто сразу пришел на позицию менеджера. Сотрудник, проработавший в службе IT-поддержки, обладает практически применимыми знаниями, которые не приобрести в университете.

Школа жизни

По оценке экспертов McKinsey, солидный опыт работы увеличивает доходы сотрудника в среднем на 46%. Особенно актуален профессиональный опыт в тех странах, где трудно получить доступ к хорошему образованию. В Индии высшее образование есть лишь у 12% населения, поэтому мало кто рассчитывает заполучить в компанию высокообразованных сотрудников. Вместо этого топ-менеджеры делают ставку на тех, кто обладает разнообразным профессиональным опытом. В конечном счете именно опыт становится главным фактором, определяющим доходы сотрудников в Индии.

Далеко не все компании дают своим сотрудникам возможности для профессионального роста. Многие топ-менеджеры считают, что каждый подчиненный сам за себя, и не создают механизмов для переобучения и повышения квалификации сотрудников. Подобное отношение к сотрудникам близоруко, убеждены в McKinsey. Слава о заботливых работодателях распространяется стремительно. В долгосрочной перспективе выигрывают те компании, которые инвестируют в своих сотрудников, – именно туда идут работать самые амбициозные и способные. Как помочь сотрудникам получить необходимый им опыт работы и тем самым подготовить способные и преданные компании кадры?

Во-первых, необходимо иметь четкое представление о потенциале того или иного сотрудника и о навыках и знаниях, которых ему не хватает для того, чтобы раскрыть свои таланты. Если понимать, что представляет собой сотрудник, то можно выдвигать его на определенные участки работы. Эксперты McKinsey считают, что такой подход укрепляет веру сотрудников в компанию. Вместо того чтобы искать кандидата на позицию извне, можно разработать систему оценки навыков и способностей сотрудников, которая позволит подбирать кандидатов на руководящие должности из числа штатных работников. Такая система должна отражать способность человека учиться новому. Если за время работы сотрудник показал способность работать над собой, то у него уже есть потенциал для продвижения по карьерной лестнице.

Во-вторых, не стоит бояться текучки. Согласно исследованиям McKinsey, более 80% работников меняют работодателей в течение своей карьеры. Нет ничего страшного в том, что люди меняют место работы: это расширяет пул потенциальных соискателей. Сегодняшние топ-менеджеры могут быть уверены: недостатка во внешних кандидатах на ту или иную должность не будет – люди находятся в постоянном поиске новой работы. Чтобы из вашей компании реже уходили, нужно объяснять сотрудникам, какого карьерного роста они могут добиться в вашей организации, и стараться создать условия для их личного и профессионального развития. Если же человек всё-таки решил покинуть компанию, не стоит как можно скорее пытаться его забыть. Доброе отношение к бывшим сотрудникам – демонстрация вашей человечности и уверенности в себе.

В-третьих, необходимо развивать механизмы шефства над сотрудниками. Новички могут многому научиться у более опытных коллег. Во многих компаниях принято максимально ускорять испытательный срок. Эксперты McKinsey уверены: первые месяцы на новом рабочем месте очень важны. Не стоит относиться к обучению новичков как к неизбежному, но бессмысленному процессу. Вместо этого нужно постараться понять, чего ждет человек от своей новой работы и чему его могут научить другие коллеги. Успешные компании отличают внимательное отношение к сотрудникам и уникальные программы профессионального и личностного роста.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Санжар Бокаев: политика и бизнес

Смотреть на Youtube

Ержан Есимханов — о январских событиях, коррупции и неравенстве

Смотреть на Youtube

Айдын Аимбетов: Я готовился шесть лет, чтобы полететь в космос

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить