Солоно хлебавши

Почему нынешние владельцы АО «Аралтуз» купили предприятие с убытками и как они намерены увеличить добычу соли в 5 раз

Фото: Андрей Лунин

Председатель совета директоров АО «Аралтуз» Аблай Габжалилов и член совета директоров АО «Аралтуз» Даурен Мукашев пуд соли съели еще до совместной покупки соляной компании: они познакомились в 1995 году, когда учились в Казахском государственном юридическом университете. После вуза Даурен 18 лет проработал в Евразийской группе (Eurasian Natural Resources Corporation, ныне Eurasian Resources Group), где дорос до должности директора по маркетингу и продажам по Республике Казахстан. Аблай занимался в это время собственным бизнесом – продавал уголь, металлы. В 2012 году друзья решили вместе купить АО «Аралтуз».

Соляные прииски

Сумму сделки партнеры не разглашают, утверждая, что цифра была достойной. Саму сделку называют непростой, ведь нужно было закрывать долги по предприятию. В то же время друзья с удовольствием говорят о причинах, которые побудили их приобрести компанию.

«У соли есть гарантированный сбыт, несмотря ни на какие кризисы, – начинает перечислять плюсы соляного производства Даурен Мукашев. – Это товар, который потребитель в обязательном порядке потребляет каждый день от 5 до 10 г, ведь без этого минерала ни у одного живого организма не происходит должным образом пищеварение».

Во-вторых, соль, которая добывается в озерах в селе Жаксыкылыш Аральского района Кызылординской области, можно назвать возобновляемым ресурсом. Первые разработки здесь начались еще в 1913 году. В 1925 году была создана «Соль-артель», с которой началась добыча соли в промышленных масштабах (в сентябре 2015 года предприятие отмечает свое 90-летие). Со временем артель преобразовалась в комбинат «Аралсоль», который поставлял 600 тыс. тонн соли в год в советские республики. Комбинат был приватизирован после распада СССР, в 1994 году образовалось АО «Аралтуз». И все это время озера беспрестанно «залечивали раны» – на месте добытой соли кристаллизовалась новая.

Фото: Андрей Лунин
«Мы строим вертикально интегрированную компанию: сами добываем, перерабатываем, упаковываем, доставляем. Например, для упаковки пищевой соли мы потребляем 40–50 тонн полимерной продукции. Раньше эту продукцию – мешочки – покупали в России. Сейчас поставили у себя цех, где производим мешки из гранул, завезенных из России, Кореи. То же самое с тубусами: поставили линию по производству картонных тубусов с пластиковым дном и крышкой. Благодаря этому упаковка стала дешевле на 20–30%».

«Давайте представим, что соляное озеро – это пирог, – предлагает Аблай Габжалилов. – Его делят на восемь частей, огромные комбайны врезаются в пласт глубиной 1,5 метра и буквально выгрызают кусок пирога – 300–400 тыс. тонн соли в год. Соль по нашей железнодорожной ветке везут 20 км на бугор – соляную гору высотой с 10-этажный дом. Уже оттуда она идет в цеха на переработку (промывается, сушится, перемалывается, а пищевая соль в обязательном порядке йодируется). Через два года добывается второй кусок, и так по кругу. Через 25–30 лет первый кусок восстанавливается полностью, и там опять можно добывать».

В-третьих, бизнес-партнеры увидели, что предприятие можно развивать. «Прежние акционеры тоже видели перспективы, но у них были сложности в реализации этих вопросов, – говорит Мукашев. – Однако они сделали главное – сохранили предприятие на плаву, хотя в кризис 2008–2009 годов оно было на грани остановки».

«Арултуз» «посолили» на $20 млн

Предприниматели знают: при прежних собственниках в производство вкладывали деньги, но недостаточно, поэтому на момент покупки «Аралтуз» остро нуждался в инвестициях. Нужно было вложить $20 млн, чтобы предприятие начало расти. Новые владельцы нашли эти деньги (были привлечены собственные и заемные средства) и в 2012 году запустили инвестиционную программу из четырех этапов.

«Когда мы пришли на предприятие, здесь стоял только украинский завод, построенный еще в советские времена. Все узлы и агрегаты, которые можно было починить и заменить, мы починили и заменили, осуществили капитальный ремонт железнодорожных путей и складских помещений. Только в результате модернизации старой украинской линии мощность была увеличена в 2 раза – с 60 тыс. до 120 тыс. тонн», – говорит член совета директоров АО «Аралтуз».

Одновременно с этим были введены в эксплуатацию линия по производству высококачественной соли и газовое оборудование, приобретены упаковочные автоматы, инсталлирован новый испанский завод мощностью 80 тыс. тонн в год, который использует современную технологию переработки соли лучшего качества с наименьшей себестоимостью.

Помимо этого, как заявил Bank RBK, у которого кредитуются соледобытчики, успешное прохождение первого и второго этапов инвестпрограммы позволило «Аралтузу» увеличить объем производства продукции: в 2014 году рост составил 25% по сравнению с предыдущим годом.

С марта 2015 года компания приступила к воплощению в жизнь третьей и четвертой частей инвестиционного плана. В этот период будет автоматизирован погрузочный комплекс, увеличены забойные пути, проведен капремонт солекомбайна и тепловозов, будет запущен испанский цех №2. На эти цели, как сообщают в АО «Аралтуз», Bank RBK предоставил кредит в размере 1,37 млрд тенге в рамках госпрограммы льготного кредитования крупных предприятий.

«Кроме того, по линии Банка развития Казахстана мы смогли перекредитоваться под 6% на 10 лет. Это мощная поддержка со стороны государства, – отмечает Мукашев и добавляет: – Когда мы пришли, здесь добывали 200 тыс. тонн соли раз в два года, этого было достаточно. Но с 2013 года мы начали вести добычу ежегодно, чтобы выполнять план. В 2015 году у нас план по производству и реализации – 240 тыс. тонн, то есть будет рост в 2,5 раза за три года по всей товарной линейке. План производства на 2017 год, когда инвестпрограмма уже будет полностью завершена, – 450 тыс. тонн, то есть рост в 5 раз, если исходной точкой брать 2012 год».

Зачем наращивать мускулы

Специфика внутреннего рынка пищевой соли такова, что он растет только пропорционально росту населения. За последние 10 лет население Казахстана увеличилось всего на 2 млн 300 тыс. человек – с 15 млн 200 тыс. в 2005 году до 17 млн 500 тыс. в этом году. При условии, что человек потребляет 2 кг соли в год, емкость «разрослась» всего на 4,6 тыс. тонн. Это капля в море. Так зачем наращивать объемы?

Представители АО «Аралтуз» соглашаются с тем, что казахстанский рынок пищевой соли небольшой – страна съедает в год примерно 80 тыс. тонн «пищевки». И тем не менее они, как крупнейшие соледобытчики, активно поставляют в местные магазины свой товар.

По мнению опрошенных экспертов, на долю «Аралтуза» приходится примерно 70% этого рынка, около 30% занимает «Павлодарсоль», оставшуюся мизерную часть покрывают соляные артели в разных регионах Казахстана.

Сами предприниматели предполагают, что до девальвации российского рубля закрывали почти 90% рынка «пищевки». «Сейчас 45% нашей продукции мы самостоятельно или через дистрибьюторов распространяем по всему Казахстану, 45% уходит в Россию, оставшиеся 10% продаем в Азербайджан, Грузию, Узбекистан, а также в Киргизию, где являемся основными поставщиками соли», – рассказывают о структурах продаж бизнес-партнеры.

Кроме того, бизнесмены считают, что не стоит ждать милости от рынка – нужно предлагать ему новые продукты и за счет этого увеличивать объемы производства. «Раньше мы производили фасованную пищевую соль крупного помола и совсем немного – около 10–20 тыс. тонн в год – технической соли, которую для своих нужд покупают нефтяные компании, ГРЭС, жилищно-коммунальные предприятия, – указывает на исходные условия Даурен Мукашев. – Установка испанской линии помогла нам расширить линейку продуктов: появилась соль мелкого, или нулевого, помола».

Аблай Габжалилов добавляет: «Мы поставили цех по брикетированию, где делаются так называемые лизунцы – соль для животных. Это не простой производственный цикл: надо спрессовать брикет так, чтобы он не развалился при транспортировке. Мы смогли это сделать. Кроме того, мы обогащаем лизунцы добавками, которые нам рекомендовал научно-исследовательский институт животноводства. Теперь у нас нет отбоя от заказов на лизунцы – мы продаем их и местным животноводам, и российским».

Еще один новый продукт – это запечатанные тубусы-солонки. Предназначены они для покупателей, которые не готовят дома, которым некогда или попросту неохота пересыпать соль из пакетов в солонки. Это небольшая ниша – 3–4% от всех продаж, но многообещающая: на элитном товаре можно заработать больше, чем на килограммовых мешках с солью.

«В розницу килограммовый пакет соли в среднем стоит 50 тенге, а тубус объемом 250 г – 150 тенге, в Германии это будет стоить €1,5–2. То есть перспектива хорошая, его можно экспортировать хоть куда. Хотим его выставлять сейчас в магазинах Дубая, – рассказывают о планах собеседники. – Там проживает свыше 3 млн человек, поэтому если твой товар появляется на полках, то неизбежно распродается».

К тому же сам логистический бог велел казахстанскому предприятию прокладывать дорогу в Эмираты. «Мы находимся возле станции Саксаульская, – указывает на выгодное местоположение Мукашев. – Оттуда, используя недавно построенный железнодорожный коридор, через Туркменистан и Иран можно довезти соль до Персидского залива, а там уже и в Дубай».

Фото: Александр Кочерещенко
Оборот АО «Аралтуз» в 2012 году составил 1,7 млрд тенге. К 2015 году он вырос в 3 раза – до 5,5 млрд тенге. В структуре производства компании пакетированная пищевая соль занимает 60%, техническая – 25%, прочая продукция (соль в тубусах, соль для нужд животноводческих хозяйств) – 15%. Сейчас В АО «Аралтуз» работает 950 человек (в 2012 году – 600 человек), а Средняя заработная плата составляет 70–75 тыс. тенге. уже К 2016 году штат будет увеличен до 1200–1300 человек. Фактически компания обеспечивает работой все село Жаксыкылыш с населением 15 тыс. человек и а для Аральского района является районообразующим предприятием.

Экспортные амбиции

Как отмечает председатель совета директоров АО, при составлении стратегии развития они сделали ставку на Россию, где рынок «пищевки» достигает 1,2–1,3 млн тонн в год и куда сейчас в рамках ЕАЭС можно беспрепятственно доставлять товар.

Амбиции соледобытчиков имеют право на жизнь: специалисты оценивают его экспортный потенциал в 60% от объема производства. Цифра серьезная, если сравнивать с другими казахстанскими экспортерами, у которых этот показатель в среднем не превышает 15%.

«Мы понимаем, что сейчас экономику России и Казахстана, да и всего мира, лихорадит. Поэтому для нас важно занять нишу в России, продавать пусть с убытками, пусть с маленьким доходом. Но когда все стабилизируется, мы уже там будем присутствовать, сможем наверстать упущенное и даже продавать другие товары по этим каналам», – говорит о перспективах Габжалилов.

Если в 2012 году «Аралтуз» не отгружал в Россию ни грамма соли, то в 2013 году экспортировал уже 40 тыс. тонн, в 2014 году – 80 тыс. тонн, в 2015-м эту цифру партнеры хотят довести до 100–120 тыс. тонн. «Аралтуз» с брендом «Славяна» представлен в крупнейших региональных и федеральных сетях России, начиная от «Магнита», «Мария-Ра», «Ашана», Х5 Retail Group, «Дикси» и т. д. «География наших продаж – от Краснодарского края до Урала и Сибири. Когда заходишь в московский супермаркет и видишь нашу упаковку, то испытываешь невероятные ощущения», – делится Даурен.

950 человек работает В АО «Аралтуз» сегодня

Остроты ощущениям добавляет тот факт, что бизнесменам пришлось буквально зубами вгрызаться в российский рынок. «Мы участвовали во всех международных выставках, нам серьезно помогали сотрудники Kaznex Invest. Мы настойчиво стучали во все двери, где-то нам помогала рыночная ситуация, где-то усталость от постоянного поставщика, который стал ретейлерам диктовать условия. Была проведена огромнейшая работа. Только терпение и труд дали такой эффект», – уверен член совета директоров АО «Аралтуз» Мукашев.
Российские солевары тоже времени даром не теряют и заходят на казахстанский рынок. «У нас внутри страны падают продажи, но не критично, как у других производителей пищевой промышленности, – отмечает Даурен.

– Возьмем, к примеру, палку казахстанской колбасы. До августовской девальвации она, условно, стоила 2 тыс. тенге. Российский или белорусский производитель такую же колбасу мог поставлять за 1 тыс. тенге. Очевидно, что покупатель переключался на российское. У нас другая ситуация, так как цены другие. В розницу килограмм нашей соли стоит в среднем 50 тенге, россияне предлагают такой же товар за 40 тенге. Разница несущественная, к тому же казахстанский покупатель очень лоялен к нашему бренду».

Бизнесмены говорят, что ослабление тенге поможет им удержать покупателей. Однако, если рубль вновь будет стремительно дешеветь, а тенге – нет, то даже в солевом сегменте потребитель будет плавно уходить к российским конкурентам.

«Но мы с оптимизмом смотрим в будущее, – заверяют руководители АО «Аралатуз». – Мы написали программу развития до 450 тыс. тонн. С учетом того что запасы наших озер (они занимают площадь в 7500 га) составляют 30 млн тонн соли, мы можем производить 1 млн тонн в год, не нарушая естественный процесс образования минерала. Вот сегодня снимают санкции с Ирана, а там 80 млн человек живет. Может, Иран нашу килограммовую соль будет потреблять или элитную в тубусах. Кто знает!»

Возвращайтесь к нам через 1 неделю, к публикации готовится материал «Новейшее комбинированное решение LG для стирки и сушки белья»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
8429 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить