Смирнов: Цифровая маркировка станет драйвером для развития бизнеса

5746

Как Беларусь и Казахстан обмениваются опытом цифровой маркировки

Алексей Смирнов
ФОТО: архив пресс-службы
Алексей Смирнов

В странах ЕАЭС, в том числе и в Казахстане, полным ходом идет реализация проекта по цифровой маркировке разных товарных групп. К примеру, уже с 1 ноября этого года в Казахстане будет введена обязательная цифровая маркировка обуви, с октября прошлого года в стране маркируются табачные изделия. Как утверждают эксперты, процесс позволит ускорить «обеление рынка». Так, Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров в РК произвел расчеты эффектов от внедрения маркировки цифровым кодом. По результатам анализа, проекты цифровой маркировки позволят создать дополнительный рынок сбыта товаров на сумму более 900 млрд тенге для добросовестных производителей и импортеров.

Заместитель директора оператора маркировки Республики Беларусь РУП «Издательство «Белбланкавыд» Алексей Смирнов в ходе визита в страну для развития межоператорского взаимодействия рассказал, как реализуется проект в их стране и почему важно развивать двустороннее сотрудничество.

Полезное новшество

Алексей Павлович, скажите, почему проекту цифровой маркировки товаров уделяют такое приоритетное внимание?

– Благодаря Соглашению, которое было подписано между странами – участниками союза, появился новый механизм в части идентификации и маркировки товаров. Каждая страна, согласно своему законодательству, опираясь на базовые принципы и модели, принимает свои нормативно-правовые акты. Так бизнесу предлагается не только контроль в части перемещения товаров в рамках Таможенного союза, но и улучшение с точки зрения внутренних бизнес-процессов, его развития и цифровизации, которая происходит на предприятиях в связи с маркировкой. Все это между собой тесно связано и должно послужить драйвером развития самого бизнеса, который вводит у себя маркировку.

Расскажите о белорусском опыте введения маркировки.

– Опыт маркировки в Беларуси начался еще с 2005 года. Маркировался контрольным идентификационным знаком достаточно большой пул товаров. Определенные плюсы в этом, безусловно, были. В целом это положительный опыт. Изначально маркировка была аналоговой и не позволяла идентифицировать каждую единицу товара. Цифровая маркировка – это уже модернизированный подход, она позволяет не только идентифицировать каждую единицу товара, но автоматизировать множество бизнес-процессов. Например, машиночитаемые средства идентификации в виде Data Matrix кода позволяют облегчить логистические процессы, реализацию в рознице и в целом приводят к автоматизации на предприятии.

На сегодняшний день в Беларуси, опираясь на  решения Совета Евразийской экономической комиссии, маркируется средствами идентификации несколько товарных групп: обувь, товары легкой промышленности, шины, духи, фотоаппараты, изделия из меха, молочная продукция. Довольно большой объем маркированных товаров из Беларуси поставляется в Российскую Федерацию. Кроме того, большим общим успехом с коллегами из РФ был запуск маркировки молочной продукции. Успешно запущены два этапа, на первом этапе была начата маркировка сыров и мороженого, на втором этапе –  молочные товары со сроком годности более 40 суток. Сейчас большинство белорусских предприятий готовится к следующему этапу – маркировать молочную продукцию со сроком годности менее 40 суток.

Отмечу, что введение маркировки на молочные продукты существенно на стоимость не повлияло.

Ориентируясь на опыт России по маркировке обуви, шин и легпрома, правительством Беларуси было принято решение ввести обязательную маркировку средствами идентификации на эти товары. Поэтому с 1 ноября 2021 года у нас начнется обязательная маркировка обувных товаров, с 1 декабря – шин, а с марта 2022 года будут подлежать обязательной маркировке товары легпрома. В стране сегодня довольно активно реализуется проект цифровой маркировки, есть понимание бизнеса, и это радует.

Есть ли уже сейчас эффект?

– Мы больше технический оператор, представляем саму систему, поэтому можем говорить подробнее о технических механизмах. Однако я как житель Беларуси вижу, что эффект есть – появился и развивается такой важный элемент, как «народный контроль». Все больше граждан пользуются мобильным приложением, с помощью которого могут отсканировать код маркировки и убедиться в подлинности того или иного товара. 

Если мобильное приложение покажет, что товар не соответствует заявленным характеристикам, они могут в самом приложении оставить жалобу. В этом году мы наблюдаем рост пользователей приложением. Все больше людей пользуется им, оставляют заметки и обращения. Поэтому это в какой-то мере можно назвать уже не государственным, а народным контролем. Люди теперь могут самостоятельно определить, какой продукт действительно качественный.

Расскажите о вашем визите в Казахстан.

– Мы приехали в Казахстан, так как здесь с 1 ноября запускается маркировка обувных товаров, как и в Республике Беларусь. Ключевые моменты – это начало взаимодействия. Наша общая задача сделать так, чтобы не нагружать бизнес, а, наоборот, чтобы всем было проще работать в рамках трансграничного перемещения товаров. Поэтому в рамках межоператорского взаимодействия мы нацелены на то, чтобы развивался импорт и экспорт маркированных товаров между нашими странами. Кроме того, мы делимся опытом по тем группам товаров, где у нас уже стартовала маркировка. Обсуждаются вопросы о маркировке медицинских препаратов.

Так ли сложен процесс, как кажется? 

– Любой новый проект всегда кажется «темным лесом», не всегда понимается с правильной стороны. Однако Совет ЕЭК и в целом Таможенный союз, где все мы участвуем, не нацелен на то, чтобы ставить заградительные барьеры, а, наоборот, развивать внутреннее производство и здоровые отношения между бизнесом. Во многих странах сейчас маркируются товары, это одно из основных средств защиты от контрафакта, для подтверждения подлинности. Не только в рамках ЕАЭС. Есть бразильский, израильский, американский опыт. Все переходят к цифровизации, понимая, что это шаг в будущее. Мы и наши казахстанские коллеги готовы работать с бизнесом, помогать, сопровождать. Для этого и работаем. Поэтому мы здесь и будем развивать и дальше наше сотрудничество.

Алимхан Адилов

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Глава банка ВТБ (Казахстан) — об уроках пандемии, развитии финтеха и конкуренции с необанками

Смотреть на Youtube

Кризис логистики в Казахстане

Смотреть на Youtube

Олжас Сатиев: как воюют украинские и российские хакеры и как от санкций пострадает Казахстан?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить