На правах рекламы

Бекарыс Нурумбетов: Наше главное оружие – смартфон

17469

Руководитель направления МФС (мобильные финансовые сервисы) в компании Tele2/Altel рассказал о развитии рынка мобильных финансов, необанках, сотрудничестве с Google и Apple и цифровой трансформации

Бекарыс Нурумбетов
ФОТО: архив пресс-службы
Бекарыс Нурумбетов

О развитии мобильных финансов

Мы работаем на достаточно сложном, высококонкурентном, сильно зарегулированном рынке.  Поэтому базируемся на наших сильных сторонах: знаниях о наших абонентах, connectivity, но нужно понимать, что наше главное оружие – это смартфон.
Сейчас на рынке наблюдается тенденция, когда финтехи, по сути, выигрывают у банков борьбу за потребителя. Самые прогрессивные пользователи идут не в банки, а в финансово-технологические компании. Они идут за продуктом, а не за именем.
С точки зрения гибкости процессов, готовности к продуктовым рискам и точкам соприкосновения с потребителями мы находимся между банками и лидирующими финтехами. Потенциал к росту значительный. Он заключается именно в продуктовой стороне вопроса. Наша цель – стать лидером на рынке мобильных финансовых услуг с применением инновационных технологий, создать собственный финтех.

«Мобильные финансы — это мир платежей и возможностей в экосистеме вашего мобильного оператора»

Buy now, pay later

Нам интересно такое направление, как необанки. Оно активно развивается на европейских рынках. Простой пример: мы можем предложить абонентам услугу Buy now, pay later. Для клиента важно быстро получить товар. Без кредитных договоров, каких-то сложных условий. Как и когда он заплатит, через какой банк, с какими процентами – это всё вторично.

Есть перспективное направление – ранний доступ к зарплате. По сути, это даже не кредит, это деньги, которые ты уже практически заработал. Просто раньше получаешь к ним доступ. Это b2b, хорошая экосистемная вещь. Она обеспечивает приток денег и удовлетворяет потребность нашего абонента, где бы он ни работал.

Мы не можем конкурировать с банками напрямую. Но нам важно делать то, что мы умеем не хуже других. Сила банков в Казахстане – институциональная. Они берут деньги у Нацбанка, распоряжаются им по правилам, насыщают экономику. Это помогает и бизнесу, и конечному потребителю. За счет этого формируется ценность.

«Мы хотим работать в прозрачной инфраструктуре, в которой на первое место ставится желание клиента»

Уже сейчас мы можем делать для потребителя то же, что и банки, до тех пор, пока это не запрещено достаточно консервативной регуляторикой. А некоторые вещи делать лучше. Клиентский путь и его оптимизация – уже возможность. Комьюнити пользователей – вторая возможность в смысле объединения потребностей, будь то сбор средств на покупку холодильника или совместный поход в кино. Третья возможность – продуктовая конвергенция между финансовыми и телеком-сервисами. Наша задача – максимально их использовать. Делать, может быть, не что-то суперуникальное в глобальном масштабе, но лучше всех в Казахстане. Так, как мы привыкли это делать в мобильном бизнесе: быть смелыми, привлекательными, качественными и постоянно развивающимися.

С заботой об абонентах

Мы знаем наших абонентов и их профили потребления. Это позволит нам заниматься utility payments (коммунальные платежи), советовать, как платить за отопление, электричество, даже помогать копить. Это всё требует просчета юридических и репутационных рисков. Но нам нужно быть смелыми. Даже банки, не говоря уже о телеком-операторах, теряют свою рыночную ценность, если не развиваются.

Знания о наших абонентах позволят нам сделать тот продукт, который будет востребован. При этом мы компания, которая стремительно трансформируется в цифровой бизнес. И в цифровом бизнесе нет смысла развиваться без цифровых финансовых сервисов. Поэтому мы говорим про большие вещи: экосистемы, мобильные приложения, в которых нашими собственными силами будет реализован функционал. Специально под это выделена команда. Несмотря на то, что для нас это кажется новой областью, – это наше будущее.

Финансовая грамотность от мобильного оператора

Для развития финансовой грамотности абонентов мы бы хотели подумать о том, чтобы предлагать не просто возможности сохранить и потратить деньги, но и стать партнером в возможности их заработать. Разработать инструментарий, позволяющий дать абоненту прозрачный, честный, безопасный инструментарий для инвестирования собственных средств. Да, это сложно и требует высокой компетенции, но в наших силах снизить пороги входа на этот рынок через наши инструменты авторизации.

От Google к Apple

У нас есть электронные платежи. Мы хотим развивать и диверсифицироваться с точки зрения сети мерчантов, в пользу которых мы принимаем деньги. В прошлом году у нас был классный опыт интеграции с компанией Google по приему платежей с баланса телефона в Google Play. Если у тебя есть номер мобильного телефона, почему бы с него не платить за мобильный контент? Подобный опыт мы планируем повторить с Apple, потому что в нашей стране большое проникновение смартфонов Apple.

Мобильные игры – тема сама по себе интересная. Это сложный мир с большим числом участников. Мы, понимая и анализируя неперсонализированную структуру трафика наших абонентов (с точки зрения онлайн-игр), будем пытаться оптимизировать путь денег конечного потребителя с его баланса до бенефициара.

Также мы продолжаем работать с такой базовой вещью, как платежи в транспорте. В стране достаточно раздробленная инфраструктура общественного транспорта – много разных региональных игроков, не везде есть схожие правила приема платежей. Мы можем повлиять на этот рынок, эта история нам интересна с точки зрения частоты платежей. Оплата у нас работает в приложении, но нужно развивать ее дальше, делать удобнее.

О карьерном пути и росте

Я начинал как инженер-проектировщик в телеком-компании. Мне всегда нравилась разработка продуктов. Точнее инновационное направление развития. Я занимался разными проектами: от платного ТВ до монетизации данных и роботизации коммуникаций. Для меня важно делать что-то, что будет иметь ценность в глазах пользователей. При этом я всегда старался использовать опыт из моей инженерной жизни. Когда разбираешься в технологиях, намного легче реализовать какие-то идеи, которые, может быть, витают в воздухе.

Очень хотел заниматься мобильными финансами в компании Tele2/Altel.

Я вижу, что компания быстро меняется, и это то качество, которое подкупает. В культуре компании наблюдается прогресс. Я тоже участвую в этом. Уверен, что мы меняемся в лучшую сторону, и эти изменения приведут к важным результатам.

Быстрые изменения с возможностью ошибаться, откатываться назад, перегруппировываться, менять что-то, быть устойчивым к ошибкам и гибкими к меняющимся условиям – вот наша формула успеха.

Tele2/Altel – это компания, где если тебе нужны ресурсы, и ты понимаешь, что с ними делать, – ты их получишь.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Что не так с национальной политикой Казахстана?

Смотреть на Youtube

Жаксылык Сабитов: Почему Кунаев стал ролевой моделью для Токаева

Смотреть на Youtube

Куанышбек Есекеев: 5G, интернет в сёлах и киберспорт

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить