Facebook не вечен?

7940

Соцсети развиваются по тем же законам, что и массовые эпидемии

Социальные сети развиваются аналогично эпидемиям, из чего следует: не пройдет и трех лет, как Facebook растеряет 80% пользователей – к такому выводу пришли два аспиранта из Принстонского университета (изучающие, кстати… авиа- и ракетостроение) Джон Каннарелла и Джошуа Спечлер. Их статья «Эпидемиологическое моделирование социальных сетей интернета», вышедшая в начале года, произвела фурор, ее тут же растиражировали англоязычные СМИ, а следом остальные.

Собственно говоря, таковое сходство отмечали и раньше. «В Таиланде налицо эпидемия под названием Facebook, – объявил года три назад участник одного из форумов. – Приходим мы как-то на автовокзал. А везде в кассах сосредоточенные лица, уставившиеся в монитор. Даже на вопросы о билетах отвечают как-то нехотя. Думаю, вот работают же люди! Ан нет – все просто сидят в Facebook. Специально прошел с десяток касс – почти все увлечены такой «работой».

Да и в пользовательском жаргоне давно укоренились взятые из биологии термины, такие как «мем» и «медиавирус», многое объясняющие.

Заявление Каннареллы и Спечлера не вызвало бы подобного резонанса, не прибегни они для анализа процесса в соцсетях к методике, используемой в столь точной науке, как эпидемиология, благодаря чему удалось построить довольно доказательную модель и выдвинуть правдоподобный прогноз. Методику эту авторы вначале применили для анализа «взлета и падения» проекта MySpace. Все в точности совпало, позволив ученым прийти к заключению, что и Facebook постигнет печальная участь.

«Идеи подобны инфекционному заболеванию – быстро распространяются среди населения, а затем постепенно сходят на нет, по мере выработки иммунитета. Эпидемиологические модели отлично описывают их динамику, – утверждают исследователи. – Кривая эпидемиологической модели отлично наложилась на взлет и падение соцсети MySpace, достигшей максимума популярности в 2008 году с 75,9 млн посещений в месяц, после чего к 2011-му их количество, по сути, сошло на нет. С Facebook та же картина: за последние годы, по данным Google, ее популярность перестала расти, а с 2012-го начала постепенно снижаться, в том числе среди подростков и молодых людей».

Рассуждения по поводу предстоящей кончины Facebook продолжали публиковаться весь январь, пока 

1 февраля, в канун 10-летнего юбилея соцсети, на Motley Fools не появилась статья Криса Брэнтли «Why Facebook Isn’t Dying: Ad Revenues Grow 76%» («Почему Facebook не при смерти: поступления за рекламу выросли на 76%»), где объясняется, по каким причинам эту соцсеть нельзя приравнивать к MySpace, потерявшей 94% своей стоимости через шесть лет после ее приобретения News Corp.

На самом деле для инвесторов больше значат не сенсационные заголовки, предрекающие упадок Facebook, говорится в статье, а то, сколько новых пользователей в него вступают (в процентном плане темпы, правда, чуть замедлились). Именно это приносит доходы от рекламы.

Брэнтли указывает: применяя Google для учета числа пользователей, Каннарелла и Спечлер не учли, что все больше их стало заходить в Facebook с мобильников, чего поисковик не регистрирует. Главный операционный директор Шерил Сандберг считает переключение на мобильные устройства главным двигателем будущего роста Facebook, а финансовый директор Дэвид Эберсам отмечает, что если в начале 2013 года основное число пользователей заходило в соцсеть через компьютеры, то теперь применяющих для этой цели смартфоны стало на 200 млн в день больше. В ходе опроса, проведенного в прошлом году, выяснилось, что 78% участников Facebook в США попадают туда именно с мобильников. В целом Facebook в мобильной версии используют около 870 млн человек.

Всего активных пользователей – 1,2 млрд, а поступления от рекламы в 2013 году составили $7,87 млрд, то есть на 55% больше, чем в 2012 году. После объявления результатов 30 января акции компании выросли более чем на 14% и преодолели исторический максимум в $60 за штуку.

Шахил Абдулла, менеджер по развитию бизнеса Brandevous, консультационной фирмы по интернет-маркетингу в Дубае, заявляет: «Одна из главных причин увеличения популярности маркетинга в соцсетях – рост использования смартфонов. Благодаря этому он приносит лучшие результаты и быстрое реагирование».

Подсчитывая число пользователей соцсети, ученые не учли тех, кто заходит в нее с мобильников

В свою очередь другой специалист по маркетингу, профессор Кристофер Абрахам (SP Jain Schoolof Global Management), отмечает, что у Facebook две проблемы – монетизация и конкуренция. «Они конкурируют с Google Plus, показатели которой быстро растут. Они под постоянным давлением: надо выдавать все более совершенный продукт», – поясняет он.

Что касается стран СНГ, то Facebook здесь так и не стал эпидемией, несмотря на то что Марк Цукерберг назвал Россию приоритетной страной и побывал там лично. Так, по данным ComScore, за октябрь 2013 года в Facebook зашли всего 8,6 млн российских пользователей, в то время как в «ВКонтакте» побывало 51,6 млн. Если рассматривать Украину, Россию, Беларусь и Казахстан, то, по сведениям Gemius, среди украинцев наиболее популярны «Одноклассники» – на эту соцсеть приходится почти треть (29%) всех пользователей. Первое место она также заняла в России и Казахстане – 54 и 23% соответственно. В то время как в Беларуси лидером оказалась «ВКонтакте» – 57%.

Если говорить о степени проникновении интернета, то среди вышеуказанных четырех стран на лидирующую позицию, как ни удивительно, вышла Беларусь, где доступ в Сеть имеют 72% населения. На 2-м месте Россия – 57%, на 3-м Казахстан – 54%, а Украина оказалась лишь четвертой – 50%.

Цукерберг заявил в связи с юбилеем: «В следующем десятилетии у нас есть возможность и обязанность подсоединить всех желающих и продолжать служить сообществу как можно лучше».

Пока только у трети населения планеты есть доступ в Сеть. Для решения этой проблемы Facebook совместно с Samsung, Ericsson, MediaTek, Nokia, Opera и Qualcomm приступили прошлым летом к воплощению проекта Internet.org, в результате чего интернет должен стать доступным еще для 

5 млрд человек. Компании совместно разработают дешевые технологии и смартфоны, что позволит усилить проникновение в странах третьего мира. Цукерберг также подчеркивает, что всеобщий доступ окажется благотворным для мировой экономики, ведь в развитых странах на интернет приходится 21% роста ВВП. 

Такие же планы у американского фонда MDIF (Media Development Investment Fund), который в 2015 году приступит к созданию всемирной системы доступа в интернет – Outernet. Для этого предполагается разместить на околоземной орбите множество мини-спутников CubeSats и через них покрыть сетью Wi-Fi весь земной шар. К системе можно будет подключиться совершенно бесплатно, с любого Wi-Fi-совместимого устройства.

Несколько месяцев назад к этим шагам присоединился Google, начавший разработку Project Loon – с доступом в интернет на уровне 3G при помощи воздушных шаров, парящих в стратосфере, – для территорий, где наземный вариант неудобен. Уже запущен пилотный проект из 30 шаров над Новой Зеландией, с 50 станциями, оборудованными специальными антеннами, улавливающими сигнал от них в радиусе 20 км.

Так что, думается, даже если бум на социальные сети в целом пройдет, Facebook снижение популярности вряд ли грозит. Он прочно вошел в жизнь людей и скоро станет такой же нормой, как телефон и телевизор. 

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Кунсулу Закарья: Биолаборатории, новый всплеск ковида и учёные без денег

Смотреть на Youtube

Досым Сатпаев: продукты системы Назарбаева

Смотреть на Youtube

Татьяна Пятина - специалист по BDSM в IT

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить