Интеллект, который умеет экономить

Приходит время, когда ошибок мы будем делать все меньше и меньше. Сравнительно новая отрасль экономики — телематика — стремительно развивается, перекладывая муки выбора с наших плеч на электронные мозги компьютера

Мы проводим полжизни в поисках верной дороги. Стоим в пробках, ошибаемся, ждем — друзей, коллег, партнеров, посылки и счастья. Потом понимаем, что можно было бы и не ждать столько — если бы заранее знали верный путь.

Приходит время, когда ошибок мы будем делать все меньше и меньше. Сравнительно новая отрасль экономики — телематика — стремительно развивается, перекладывая муки выбора с наших плеч на электронные мозги компьютера. Чип размером с бутылочную крышку собирает данные от десятков тысяч передатчиков и оптимизирует логистику в масштабах государства. Процессор за микросекунды перебирает бесчисленное множество маршрутов, определяя оптимальный. Технологии М2М  (machines 2 machines, «от машины к машине») управляют датчиками и передатчиками, телеметрией и информационными системами, спутниками и навигаторами в автомобилях. Без вмешательства человека они следят за здоровьем пациентов и движением материковых плит, не дают потеряться детям и домашним животным, экономят горючее и человеческие ресурсы. Пока что основная сфера применения М2М — это транспорт. Но, в принципе, в М2М отсутствуют ограничения — кроме здравого смысла и коммерческой окупаемости.

Мы собрали некоторые яркие примеры применения технологий М2М. Вот они:

США

80% парка грузовиков для дальних перевозок в США оснащены системами мониторинга транспорта. В целом каждый восьмой автомобиль из американских автопарков оснащен таким модулем.  Они записывают информацию о местонахождении машины, состоянии тормозной системы, температуре рефрижераторов, отслеживается безопасность  грузов, отправляя данные на сервер.

В социальной сфере можно отметить внедрение автоматизированной системы NG 9–1–1. Она позволяет передавать в службу спасения «911» информацию о месте звонящего независимо от того, каким устройством связи он пользуется. Экстренные службы получают информацию о местоположении от сотовых телефонов, фиксированных датчиков, в том числе установленных на машинах и срабатывающих в случае аварии. Тестовые работы над системой завершились в прошлом году.

Германия

В Германии с 2005 года модулями М2М оборудуют фуры грузоподьемностью 12 т и более. Сейчас в стране реализуется крупный проект CoCar (Cooperative Car — автомобиль, «сотрудничающий» с другими машинами). Попадая в аварию или застряв в пробке, модуль М2М не только передает информацию об этом в специальный диспетчерский пункт, но и рассылает сигналы близлежащим машинам. Их бортовые компьютеры предупреждают водителя  или автоматически сбрасывают скорость, если опасность слишком близка (скажем, за ближайшим поворотом). Экономический эффект от внедрения CoCar в Германии оценивают в полмиллиарда евро ежегодно.

Тестировавшуюся два года систему планируют запустить в коммерческую эксплуатацию в 2014 году, а пилотная часть проекта стартует в 2012-м. Также  развивается мониторинг здоровья больных и престарелых людей.

Япония

Япония уже четверть века развивает системы быстрого реагирования на инциденты на дорогах (ecall). С помощью технологий М2М система определяет местоположение машин на дороге, передает информацию об их состоянии, обеспечивает связь диспетчера с водителем. При этом машины были массово оборудованы абонентскими телематическими терминалами — бортовым навигационно-коммуникационным оборудованием. Когда информация о происшествии поступает на пульт диспетчера, компьютер сам направляет сигнал службам спасения, намечает им маршрут и помогает добраться до пострадавших.

Цели работы еcall были сформулированы, исходя из «золотого принципа первого часа» — помощь потерпевшим должна поступать в пределах 60 минут после аварии. В планах руководства страны — снизить смертность на дорогах до нуля.

Казахстан

Самое перспективное направление — использование телематических систем для геолокации. Учитывая масштабы страны и низкую плотность населения, будет востребовано использование М2М-модулей для спасения пострадавших, мониторинга состояния пациентов в небольших городах и отдаленных аулах. У телематики большие перспективы для оптимизации транспортных потоков в рамках работ нацкомпаний (в том числе в трубопроводном транспорте).

В коммерческом секторе с 2011 года ТОО «КаР-Тел» продвигает проект «Beeline Навигатор». Машины оснащаются Глонасс/GPS/GSM-терминалами (автотрекерами). Они передают информацию о перемещениях машин на компьютер, планшетник или сотовый телефон клиента.

В  «КаР-Тел» говорят, что после оснащения модулями М2М собственного автопарка транспортные расходы компании упали на 18%.

Телематика в цифрах

490 млн устройств М2М будет работать в мире в 2014 году — в 3,5 раза больше, чем в 2010-м (по данным аналитиков Еврокомиссии).

27 % — экономия горючего компанией скорой помощи AmbulancesMader благодаря М2М-решениям от Oracle (CША).

20 % — на столько сократилось количество смертей реанимационных пациентов после внедрения системы М2М в Барнауле (Россия).

15  м – точность определения места пострадавших в любой точке Земли с помощью устройств М2М и системы КОСПАС-САРСАТ.

99, 9% составила точность движения городского автотранспорта в Рязани после внедрения системы М2М.

Телематические системы М2М

Медицина

Непрерывный мониторинг состояния здоровья больного (пульс, уровень сахара, гормонов и др.), круглосуточная передача данных в медицинский центр. Дистанционный контроль микроинъекций.

Безопасность

Photodisc RF/Fotobank.ru

Противоугонные системы, мониторинг перемещения детей и домашних животных, позиционирование терпящих бедствие в любой точке Земли с точностью до нескольких метров.

Трубопроводы

Автоматический контроль и передача данных о давлении в трубах, объемах прокачек, аварийных выбросах, перераспределение нагрузки в трубопроводной сети, блокирование запоров в случае аварий. 

Наука

Отслеживание миграции птиц и животных, анализ численности популяций, мониторинг тектонических смещений, сбор геоинформационных данных, наблюдение за морскими течениями и ветровыми потоками, координация наземных и орбитальных лабораторий.

Коммунальный сектор

Снятие показателей датчиков и передача информации о расходе тепла, электроэнергии, газа в управляющие компании без помощи человека. Возможность широкого применения антивандальных счетчиков.

Fleet management

Контроль перемещения автотранспорта: километраж, расход топлива, точность маршрута. Выбор оптимального пути в зависимости от аварий и пробок на дорогах. Контроль за безопасностью груза. Оптимизация логистики. Дистанционный контроль технического состояния машины.

М2М шагает по планете

 

Возвращайтесь к нам через 2 недели, к публикации готовится материал ««Стандарты сервиса ничего не гарантируют»: как эффективно управлять персоналом в общепите»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3712 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить