Капсула для Илона

6199

Как команда молодого казахстанца вошла в топ-50 по разработке капсулы для Hyperloop

Фото: Андрей Лунин

Санжар Тайжан приходит на встречи в свитерах с надписями SpaceХ, Hyperloop, Tesla. Это проекты известного американского инженера, инвестора и миллиардера Илона Маска (№54 рейтинга Forbes). Но после общения с Санжаром понимаешь, что на самом деле так называются мечты молодого человека, которые уже обретают кровь и плоть.

Пробуждение инженера

По словам 21-летнего Санжара, у него с детства была любовь к числам. Мальчишкой нравилось просто запоминать номера на машинах. В школьные годы проявилась тяга к математике и физике. Поэтому неудивительно, что в девятом классе он отправился учиться в знаменитую РФМШ.

«В 2013 году я прочитал книгу Эшли Вэнса «Илон Маск: Tesla, SpaceX и поиск фантастического будущего» – о жизни знаменитого предпринимателя, – вспоминает собеседник. – После этого загорелся инженерией. Запали в душу слова Маска, который считает, что каждый из нас должен давать миру нечто новое в своей сфере». Пожалуй, именно этот посыл стал триггером, запустившим ряд интереснейших событий в жизни Санжара.

После РФМШ, которую он окончил в 2015-м с грамотой «Гордость школы», юноша поступил на A-level в Bellerbys College в Кембридже (к слову, в 2016/17 учебном году стал лучшим студентом). Двухлетняя программа давала возможность в дальнейшем подать документы в ведущие университеты мира. Санжар так и сделал – в 2017-м поступил в University Of Warwick, входящий в топ-10 вузов Великобритании и по версии QS в топ-60 университетов мира. «Этот вуз считается одним из лучших по обучению специалистов в области машиностроения, – объясняет свой выбор Санжар. – Он пользуется поддержкой Warwick Manufacturing Group (WMG), у которой лучший исследовательский центр во всей стране. На территории университета находится Национальный центр инноваций в автомобилестроении (NAIC) – самый крупный в своей сфере. Там, например, проводит исследования Jaguar Land Rover».

Такие университеты способны вдохновлять молодых людей и давать им надежду на то, что любая инженерная мечта может стать реальностью. Мечтой Санжара было участвовать в соревновании по созданию транспортной капсулы для Hyperloop. «О Hyperloop – технологии, которая позволит передвигается с высокой скоростью по трубопроводу, – Маск рассказал в 2013 году. Однако у его компаний SpaceX и Tesla Motors нет времени самостоятельно разрабатывать капсулу (pod) для Hyperloop, потому что их основные ресурсы направлены на создание ракет и электромобилей. SpaceX построила в Калифорнии полигон с трубопроводом и объявила в 2015-м турнир для студенческих команд – Hyperloop Pod Competition. Я тогда не мог в нем участвовать, потому что еще учился в колледже. Сердце кровью обливалось, но у меня появилась цель: поступить в университет и сделать все, чтобы попасть в эти соревнования. Это стало тем, с чем я просыпался по утрам», – рассказывает Санжар.

Чтобы быть ближе к достижению своей цели, он взял для выпускной работы тему, в которой сравнивал технологии Hyperloop и Maglev Train. «По большому счету сейчас есть два пути развития наземной транспортировки – Hyperloop и поезда на магнитной подушке, которые уже используются в Японии. Сравнивая их, я пришел к выводу, что наши представления о перемещениях способен изменить именно Hyperloop. Этот проект предполагает, что в трубопроводе можно будет развивать даже сверхзвуковую скорость, то есть выше 1191 км/ч. Это будет возможно благодаря низкому давлению: чем оно меньше, тем слабее сопротивление воздуха и, соответственно, выше скорость. Сопротивление воздуха – это минус самолетов. В Hyperloop данная проблема минимизируется. Понятно, что он будет быстрее самого высокоскоростного поезда», – объясняет Санжар.

Ссылаясь на исследования NASA, он утверждает, что Hyperloop будет в 5–6 раз эффективнее самолета и в 2–3 раза – поезда, так как использует значительно меньше энергии. «Если говорить об экономике, Англия тратит на строительство одной мили High Speed Rails (высокоскоростная железная дорога) 159 млн фунтов стерлингов. А миля Hyperloop обходится в 50–60 млн», – приводит цифры собеседник.

Команда молодости

Разумеется, в университете первым делом Санжар начал собирать команду студентов для участия в Hyperloop Pod Competition. От желающих отбоя не было – он получил порядка 200 заявок. В итоге отобрал 60 студентов и разделил их на шесть групп, каждая из которых занимается своими подзадачами (оболочка капсулы, тормозная система, мотор, электроника, программное обеспечение и бизнес-составляющая проекта).

«Мне также нужна была поддержка университета – хотя бы для того, чтобы легально ставить на ивентах стенды, раздавать флаеры и таким образом собирать коман­ду, – говорит Санжар. – К тому же это дало бы возможность пользоваться технической базой вуза и его исследовательских центров. Но первокурснику было тяжело завоевать доверие. Большинство из сотрудников, с кем я встречался, говорили «нет»: они сомневались, что студенты смогут смоделировать продукт, который понравится SpaceX».

Фото: Istvan Meszes

Однако упорство принесло свои плоды: в конце 2017-го альма-матер наконец пошла ему навстречу. Руководитель по учебной части Инженерной школы университета профессор Джилл Кук подтвердил Forbes Kazakhstan, что вуз поддерживает команду Санжара, которая теперь носит официальное название Warwick Hyperloop Team. «Мы призываем наших студентов участвовать в международных проектах, поскольку они обеспечивают возможность получения профессиональных навыков в глобальной среде. Преданность команды своей цели привела к успеху (об этом ниже. – Прим. авт.), которым мы очень гордимся», – отмечает он.

С февраля 2018 года Warwick Hyperloop Team приступила к работе над капсулой. «Нужно было успеть сделать проект к осени, поэтому мы начали без раскачки. Я собирался три раза в неделю с лидерами групп, а также раз в одну-две недели с самими группами, чтобы обсуждать текущие задачи. Понял, насколько большую роль играют коммуникации в таких проектах, как важно смотреть в глаза, когда даешь человеку задание: только в этом случае он чувствует свою ответственность. Но при этом я никогда никем не командовал, давал понять ребятам, что такой же участник Warwick Hyperloop Team, как они. Говорил, что мы здесь не ради хайпа, а хотим сделать нечто, чтобы остаться в истории, – заявляет Санжар. – Ради этого проекта мне пришлось от много отказаться, в том числе от общения с друзьями. Тем не менее академические курсы я не пропускал. Во-первых, не могу подводить родителей, которые платят за мою учебу. Во-вторых, мне хочется знать больше об инженерии. В-третьих, слушая лекции, я часто находил что-то, что можно было применить к нашему проекту».

Согласно условиям конкурса, задача команд – смоделировать капсулу для испытательной трубы в Калифорнии. Она может приводиться в действие с помощью силы магнитов, реактивного двигателя или электрических моторов. «Главное – развить максимальную скорость. Именно тот, кто разгонится быстрее всех, победит. И, конечно, немаловажно, чтобы капсула надежно останавливалась», – говорит Санжар.

Первые в Англии

Warwick Hyperloop Team, используя программное обеспечение для инженеров – CAD, CFD и Ricardo IGNITE Simulations, смоделировала свою капсулу. «Мы решили, что наша капсула будет приводиться в действие не с помощью электромагнитной силы или реактивного двигателя, летая внутри тубы, а посредством электродвигателя, передвигаясь на специальных колесах. В условиях ограниченного времени и невозможности, в частности, проводить сложные тесты с магнитами, это был оптимальный вариант. У нашей капсулы девять колес – два дают ускорение, семь служат для вертикальной и горизонтальной стабилизации. Колеса титановые, покрыты специальным полимером – полиуретаном, который не повреждает алюминиевое покрытие трубы и не нагревается до температуры плавления ни во время движения, ни во время торможения», – объясняет собеседник.

По словам Санжара, они используют электродвигатели с лучшим соотношением мощности и веса, а также батареи для гоночных электромобилей: «В Америке есть компания, которая производит батареи, которые в 2 раза легче и в 2 раза сильнее, чем у остальных. Оказалось, правда, что в качестве спонсорской помощи она предоставила их еще шести командам, которые участвуют в Hyperloop Pod Competition. Зато это значит, что батареи действительно хороши».

Санжар знает толк в батареях, ведь в университете он специализируется на усовершенствовании литий-ионных аккумуляторов. В прошлом году лидер среди их разработчиков The Faraday Institution признал его проект, позволяющий предсказывать деградацию батарей, «Лучшей инновацией» среди проектов британских студентов. В Warwick Hyperloop он работает над задачами охлаждения батареи и ее безопасной эксплуатации. «Литий-ионные батареи взрывоопасны. А поскольку в трубе Hyperloop низкое давление, этот вопрос критически важен», – говорит собеседник.

После разработки 3D-модели студенческая команда стала тестировать капсулу в программе-симуляторе, как это делают все автомобильные компании. У ребят также есть небольшой – примерно метр на полтора – прототип капсулы. Его тестируют в аэродинамической трубе, установленной в университете. Это позволяет команде, к примеру, определять коэффициент сопротивления капсулы и решать, как его снизить. «Наша капсула развивает скорость 500 км/ч за 11–12 секунд. Это выше, чем у Bugatti, Tesla и даже Boeing», – утверждает Санжар.

С этим результатом летом прошлого года команда отправила виртуальную модель капсулы с описанием на Hyperloop Pod Competition. В ноябре им прислали официальное сообщение, что они попали в число 52 команд, которые прошли в следующий этап соревнований. «Со всего мира было подано свыше 600 заявок, и то, что мы вошли в топ-50 – хороший результат. Мы стали первой официальной английской Hyperloop-командой, – улыбается собеседник. – Нам не объяснили, почему мы прошли, но я догадываюсь. Мы успели смоделировать капсулу и с помощью программного обеспечения доказали, что эта технология будет работать в SpaceX».

На запрос Forbes Kazakhstan представители Hyperloop SpaceX сообщили лишь, что Warwick Hyperloop Team действительно подавала заявку на участие в означенном соревновании. Другую информацию компания не раскрывает до подведения итогов. Известно, что следующий промежуточный итог Hyperloop Pod Competition будет объявлен в этом году. По словам Санжара, в результате будут отобраны 20 команд, которые, вероятнее всего, попадут на встречу с самим Илоном Маском. Кроме того, SpaceX изготовит прототипы финалистов и будет испытывать их уже в условиях реального Hyperloop-трубопровода.

Письмо Брэнсону

На вопрос, что случится, если Warwick Hyperloop Team не войдет в топ-20, Санжар с улыбкой отвечает: «Команда точно не распадется. Мы хотим идти дальше и построить первый Hyperloop в Англии».

По его словам, с Warwick Manufacturing Group и Advanced Propulsion Centre, которые их поддерживали во время подготовки к Hyperloop Pod Competition, уже есть договоренность о строительстве тестового трека Hyperloop. Располагаться он будет возле университета. Если сам трек и тесты по передвижению капсул внутри него окажутся успешными, проект начнут монетизировать.

Кроме того, разработкой Warwick Hyperloop Team заинтересовались правительственные структуры Великобритании, которые занимаются продвижением технологий. «Нас позвали на конференцию, где мы встретились с чиновниками. Они сказали, что, когда мы начнем строить свой Hyperloop, придут за новой информацией. Предложили нам юридически оформить свою компанию, чтобы мы могли подавать заявки на получение правительственных грантов. Сказали, что хотят инвестировать в технологии Hyperloop. Даже не ожидали такого внимания, это тоже стимул для нас», – признается Санжар.

По его словам, команда планирует в ближайшее время написать письмо миллиардеру, основателю Virgin Group Ричарду Брэнсону (№363 рейтинга Forbes): «Он уже вложил деньги в американскую компанию Hyperloop One (теперь называется Virgin Hyperloop One). Говорил в прессе, что хочет построить Hyperloop, соединяющий Лондон и Эдинбург. Университетские кураторы считают, что его, как британца, могут заинтересовать наши разработки».

По мнению Санжара, сейчас вся мировая транспортная индустрия заинтересована в развитии технологий Hyperloop. «Как я уже говорил, это полностью изменит наши представления о передвижении с помощью наземного транспорта. Пока речь идет только о транспортировке товаров. Как только инженеры докажут, что это безопасно, начнутся разработки, позволяющие перевозить людей», – уверен он.

Возвращайтесь к нам через 6 дней, к публикации готовится материал «Bulgari выходит на старт Gran Turismo»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Тимур Турлов – новый миллиардер из списка Forbes

Смотреть на Youtube

Марат Баккулов: бизнес, который невозможно отобрать

Смотреть на Youtube

Стрит-арт культура в Казахстане. Есть ли будущее?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить