Кстати, о птичках

8356

Финны из Angry Birds и их план мирового господства

Мой визави в толстовке с изображением Angry Birds скользящим движением руки посылает через столик свою визитку. Его зовут Питер Вестербака, он директор по маркетингу в финской компании Rovio Mobile, стоящей за разработкой Angry Birds – приставучей забавы для мобильных телефонов, в процессе которой игроку предоставляется возможность напустить мстительных птах на скаредных свиней. Mighty Eagle («Могучий орел») – опция беспроигрышной игры – это птица, разрушающая все, к чему только прикасается. Нет ни малейших сомнений в том, что Питер Вестербака ровно таким орлом себя и ощущает. Angry Birds расползлись с территории Хельсинки как птичий грипп, заслужили похвалу президента РФ Дмитрия Медведева и в настоящий момент добрались до джунглей Амазонки. Вестербака проверяет входящие сообщения в Твиттере. «Ну вот, пожалуйста!», – он резким движением разворачивает свой iPad, чтобы продемонстрировать мне свежее фото двух детей в набедренных повязках из перуанского племени ягуа, играющих в Angry Birds где-то на Амазонке. Это была в высшей степени подходящая прелюдия к последующему рассказу Вестербаки о планах Rovio на мировое господство.

Архивы пресс-служб

Самое интересное, что сегодня подобные планы не кажутся такими уж несбыточными – игра была загружена уже 250 миллионов раз, тогда как еще некоторое время назад речь шла о сотне миллионов скачиваний.
Каждый месяц в нее играют 50 миллионов человек. В иные дни игроки тратят в общей сложности 200 миллионов минут на обстрел поросят на своих iPhones, iPads, Android и персональных компьютерах. Загрузка игры обходится в 99 центов ($4,99 для iPad) и выходит в 40 версиях (каждая имеет 300 уровней, большинство из которых бесплатные).
Это самое популярное платное приложение из когда-либо созданных, и до сих пор оно занимает первые места в 80 странах. Стоимость загрузки персонажей составляет доллар-другой или два, а сверх того всегда в продаже миллион мягких игрушек, футболок и прочая меморабилия. Компания удостоилась двусмысленной чести быть третьим по скорости роста брендом в Китае. Roviо уступает только лишь Disney и Hello Kitty японской компании Sanrio.

Вестербака делится планами на будущее: кино, парк развлечений, настольная игра, игра для соцсетей, хлопья, сборник рецептов, IPO, а также волшебные стикеры, которые можно будет сосканировать с помощью телефона, чтобы выйти на новые уровни в игре.
«Мы думаем, что к концу следующего года у нас будет миллиард загрузок», – с деланной небрежностью замечает Вестербака. И задумчиво добавляет: «По всей вероятности, к 2012 году мы станем ведущим отраслевым брендом в Китае. Такими темпами мы можем опередить Disney».

Чем глобальнее становились планы, тем абсурднее они звучали. Rovio заработала $20 миллионов (компания вполне рентабельна) за первые три месяца 2011 года. Дисней будет тратить такую сумму каждые десять дней в течение следующих пяти лет при строительстве своего тематического парка в Шанхае. Исполнительные директора Disney, отказавшиеся комментировать речь Вестербаки, не рассматривают Rovio в качестве серьезных конкурентов.
Один из директоров, впрочем, на условиях анонимности высказал свое мнение: «Они создали недурное игровое приложение, к тому же им удалось превратить его в культурный феномен. Но в конечном итоге речь-то идет о достаточно убого выглядящей игрушке, где у героев нет никакой истории».

Чтобы добиться успеха, Rovio потребовалось почти восемь лет – все получилось с пятьдесят первой попытки. Теперь они делают все возможное, чтобы этот успех закрепить.
35-летний главный исполнительный директор и соучредитель Rovio, Микаэль Хед, говорит: «Раньше я боялся, что это будет разовой акцией, но теперь мои опасения улетучились. Бренд Angry Birds столь раскручен, что невозможно себе вообразить, что все пойдет прахом». В пику диснеевским инвективам Rovio представил серию мультипликационных короткометражек, в которых так или иначе объясняется, с чего птахи так взъелись на свиней, он и рассказал, что они только что приобрели Kombo – анимационную студию, где уже готовятся декорации для будущего полнометражного фильма.

Даже если допустить, что Rovio – это one-hit wonder, то компания явно выжимает из этого хита все, что только можно по части денег и славы. «Стратегией Микки-Мауса», как называет ее Вестербака (то есть экспансия в сферу игрушек, футболок и поваренных книг) помножена на стратегию «Тетриса», работающую на любом мыслимом носителе. Что Rovio не делает (что большинство гейм-мейкеров делают) – это не строит платформу пристойных игр. Это – риск, но меньший, чем был бы тот, если дать миллиарды устройств в руки потребителей.

Компания выжимает из игры все, что только можно, по части денег и славы

В 2003 году двоюродному брату Микаэля, Никласу Хеду, которому тогда было 29 лет, пришла в голову идея организовать компанию, занимающуюся производством игр. Это произошло вскоре после того, как он с друзьями выиграл конкурс в Хельсинском университете по созданию многопользовательской мобильной игры для одного из первых смартфонов Nokia. Вестербака, который на тот момент сотрудничал с Hewlett-Packard, помог в организации конкурса, а также напрямую поддержал инициативу Никласа в деле создания игр.

В 2004 году Никлас основал Relude – компанию-предтечу Rovio – и назначил ее исполнительным директором своего двоюродного брата Микаэла. Первый год они в основном работали по субподрядам, а в конце его переименовали свою компанию в Rovio (по-фински «костер») и уговорили отца Микаэля, Кая, успешного предпринимателя, инвестировать в стартап миллион евро.

Микаэль с отцом, однако, не нашли общего языка по стратегическим вопросам развития компании, и спустя год Микаэль уволился. Никлас остался на посту, даже несмотря на то, что Rovio переживала не лучшие времена.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В Angry Birds играют 50 миллионов ежемесячно. Тем не менее количество часов, которое они тратят на игру, не сравнится со временем, уделяемым на просмотр телепередач, блуждание в просторах Интернета и просмотр мобильного видео.

ПРОСМОТР ТЕЛЕВИЗОРА

158,8

ЧАСОВ В МЕСЯЦ

ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТОМ ИЛИ ПЕРСОНАЛЬНЫМ КОМПЬЮТЕРОМ

25,5

ЧАСОВ В МЕСЯЦ

ПРОСМОТР ВИДЕО НА МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНАХ

4,5

ЧАСА В МЕСЯЦ

ИГРА В ANGRY BIRDS

2

ЧАСА В МЕСЯЦ

Команда большую часть времени разрабатывала игры для EA, Namco и Real Networks, без каких-либо собственных усилий на дистрибуцию или маркетинг. К зиме 2006 года компания практически обанкротилась.
Никлас был вынужден сократить персонал с пятидесяти до двенадцати человек.
В то время в Финляндии безумной популярностью пользовались игры, в которых действие опиралось на реальные физические возможности, а не на мультипликационные взрывы. В онлайне они шли на ура, но никто не озадачился разработкой простой и привязчивой игры для мобильного телефона. И тут, в другой части земного шара, в калифорнийском Купертино, Стив Джобс представил мировому сообществу iPhone с его гладким сенсорным экраном и акселерометром. Никлас уговорил Микаэля вернуться в компанию, и вместе они набросали план по спасению. Чтобы как-то сводить концы с концами, им нужно было продолжать работать на крупных разработчиков. Но все свободное время отныне тратилось на создание мобильной игры для iPhone. Микаэль заложил в бюджет проекта 25000 евро. Angry Birds в конечном итоге обошлась вчетверо дороже.

Йаакко Иисало, главный дизайнер Rovio, сделал сотни набросков персонажей, пока в марте 2009 года он не нарисовал птичку, которая выглядела феноменально злобной. «Это было, конечно, нечто, эта птичка, – всмоминает вице-президент по франчайзингу Вилле Хейяри. – Мы тогда сразу поняли, что все получится».
Участники команды продолжали отлаживать игру до тех пор, пока не обнаружили, что сами играют в нее безостановочно. Пташек раскрасили в разные цвета, придали им пронзительные голоса, а также наделили их различными паранормальными способностями. Чтобы как-то мотивировать птичью агрессию, Rovio ввел сюжетный поворот, согласно которому свиньи крали у птиц яйца и тем самым провоцировали последних на ответные действия.

Rovio некоторое время поработал с британским издателем игр Chillingo, чтобы довести анимацию до совершенства, а также разработать план релиза новых обновлений игры с тем, чтобы Rovio мог оставаться в контакте со своими игроками.

Angry Birds вышли на рынок в декабре 2009 года, и их появление совершенно потерялось в предпразничной суете. На протяжении последующих трех месяцев все это казалось не более чем очередным провалом. Однако в феврале 2010 года компания Apple согласилась представить игру на первой странице своего магазина приложений. Rovio в свою очередь выложила на YouTube мультфильм о похождениях свиней и птиц и презентовала бесплатную сокращенную версию игры, а также доступ к 42 новым уровням. Три дня рекламы в магазине Apple – и игрушка подскочила в рейтинге самых загружаемых приложений с 600-го места на первое.

В марте Rovio получило $42 млн от Accel Partners, Felicis Ventures и основателей Skype. Эти деньги пойдут на завоевание новых рынков – компания намерена превратить своих пухлых пташек в настоящих планетарных монстров по примеру героев Disney. Смелое решение для видеоигры, которая каких-то полтора года назад балансировала на грани банкротства.

«Это напоминает мне историю с Майлом Стайпом, когда он заявил, что R.E.M. круче Beatles, – говорит Майкл Пачтер, гейм-аналитик в Wedbush Securities. – Это все равно, как если бы парень, создавший кубик Рубика, вдруг сообщил, что хочет сделать компанию публичной».
Даже если у Хедов и не получится стать новыми Disney, то они в любом случае смогут хорошо заработать, продав свою игру. В октябре ngmoco – создатель игр Rolando и Topple – продался японскому гейм-разработчику DeNA за $400 млн – то есть за сумму, в 13 раз превышающую выручку компании. Playdom – создатель игр на Facebook, таких как Social City и Bola – в прошлом году отошел Disney за $763 млн – это девять показателей выручки.

При подобных рассчетах стоимость Rovio может колебаться от $700 млн до $1 млрд. Но это ее цена просто как компании по производству игр. Между тем компания Rovio уже наняла бывшего председателя Marvel для производства своего первого художественного фильма, а сам Вестербака уже был замечен в Каннах в компании нескольких директоров киностудий. Это уже не игра, это настоящий шоу-бизнес.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Жумабек Жаныкулов: деловые связи, месторождения, заводы

Смотреть на Youtube

Израильский архитектор Роман Шнайдерман стал казахстанским фермером

Смотреть на Youtube

Почему Булат Абилов рвётся к власти?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить