Кто и как помогает собирать деньги казахстанскому интернет-бизнесу

9661

Электронная коммерция относительно других областей мировой экономики имеет небольшую историю – чуть более двух десятилетий. Ровесник независимости нашей страны

Но история эта очень интенсивна, благодаря чему пройден огромный путь. Сейчас, безусловно, сегмент e-commerce находится на первом плане в головах менеджеров и маркетологов больших и малых компаний. 

Начиналось же все с технологии автоматизации продажи авиабилетов и развития пластиковых карт. Несмотря на то что интернет как таковой появился в 1969-м, до 1990 года, по сути, он оставался игрушкой для научных центров университетов. Использование интернета бизнесом было под запретом соответствующего регламента Национального научного фонда США, контролировавшего Сеть в те годы. Позже правительство США отдало интернет в частные руки, Марк Андриссен в 1993 году создал первый веб-браузер Mosaic, и вдруг все осознали, что появился замечательный новый канал дистрибуции. Понял это и Джефф Бе­зос, который уже через год открыл первый интернет-магазин с говорящим многообещающим названием – Amazon (в честь Амазонки, самой полноводной реки в мире).

Интересно, что почти все интернет-магазины того времени стартовали с продажи книг, так как они имеют неограниченный срок хранения, не портятся, не требуют физического осмотра при покупке и специальных условий доставки, а также доступны и востребованы. Теперь легче назвать то, что не продает Amazon, являясь одним из крупнейших интернет-магазинов в мире с оборотом в 2013 году в 

$74 млрд (в 105 раз больше, чем оборот всех игроков рынка e-commerce Казахстана).

Но ничего этого не случилось бы, если бы не было возможности принимать платежи в интернет-магазине. В октябре 1994 года первой электронной платежной системой, предлагающей свои услуги по оплате товаров в интернете, стала First Virtual. А через пару лет международные платежные системы MasterCard и Visa объявили о создании открытого единого стандарта защиты расчетов в интернете с применением пластиковых карт (SET). 

Отлично помню, как в 1999 году, запуская свой первый интернет-магазин (тоже книг), был сильно удивлен – принимать оплату оказалось нечем. Первые наши онлайн-магазины в то время ограничивались оплатой наличными курьеру и российскими электронными деньгами WebMoney. Лишь 5 апреля 2001 года, с запуском казкомовского процессинга, в Казнете появилась возможность принимать оплату платежными картами.

Первая транзакция по карте в казахстанском интернете состоялась 17 апреля 2001 года – в магазине «Серебряный диск», на 1400 тенге (ныне закрытый проект silverdisc.shops.kz). Но рынок еще долго был не готов к тому, чтобы начать массово потреблять такие услуги. До появления широкополосного доступа к интернету оставалось еще долгих шесть лет, до доступного мобильного 3G – почти 10. Продавать в Сети в Казахстане было попросту некому. Другим сдерживающим фактором была политика единственного на тот момент на рынке банка по сроку перевода денег, снятых с карты, на счет интернет-магазина. Таковой доходил до 60 дней, что заставляло магазины резервировать серьезную финансовую подушку. Представьте, что значит получать деньги за товар лишь на 60-й день, если вы продаете, например, холодильники.

Сегодня, к счастью, все изменилось. На рынке процессинговых услуг для интернет-магазинов, то есть интернет-эквайринга, есть как минимум три серьезных игрока и еще несколько появятся в ближайшее время.

  •  Казкоммерцбанк – лидер рынка, с 2001 года развивающий свой процессинговый центр. Крупнейший клиент – Air Astana. За последние годы растет медленнее конкурентов за счет слишком большой доли авиакомпании в обороте процессинга – в 2013 году Air Astana дала $87,4 млн из $98,6 млн оборота epay (89%).
  •  Народный банк – оказывает услуги интернет-эквайринга с 2011 года. Крупнейший клиент – «КТЖ» плюс более чем 90 магазинов через Processing.kz, включая Sulpak, «Алсер», «Мечта», «Книжный город». Рост оборота процессинга за год составил более 300%, или $15,7 млн. При гипотетическом варианте разделения Air Astana на несколько процессинговых центров (что вполне логично для хеджирования рисков и снижения комиссии) Народный банк уже сейчас становится лидером по обороту e-commerce в стране.
  •  Нурбанк – работает на рынке интернет-эквайринга через Processing.kz с 2014 года. Крупнейшие клиенты – Beeline, «Французский дом», Market.kz.
  •  Альфабанк – работает с 2014 года через процессинг материнского банка в Москве. Крупнейший клиент – Aviata.kz.
  •  Сбербанк и АТФБанк – находятся на стадии запуска. В настоящее время Processing.kz делает интеграцию и сертификацию сервисов в международных платежных системах.
  •  Kaspi bank – прошел сертификацию по Visa, пока использует процессинг только для своего интернет-банкинга и не выходит на рынок e-commerce, видимо, из-за отсутствия сервиса по MasterCard.
  •  «Казпочта» – в связи с недавней сменой руководства все процессы в очередной раз активизировались. Идет процесс подключения, запуск ожидается в декабре-январе. Несмотря на скептическое отношение рынка к появлению этого игрока, при стабильном сервисе наличие в акционерах «Казпочты» госфонда «Самрук-Казына» даст дополнительные преимущества в борьбе за другие «дочки» ФНБ – крупнейших игроков рынка Air Astana, «KTЖ», «Казахтелеком». 

За что борются эти игроки? Рынок e-commerce Казахстана в 2013 году составил порядка $600 млн, правда, по картам прошла только пятая часть этого объема (около $115 млн), остальное – оплата наличными и через терминалы. Внутренний рынок оплаты картами бурно растет, например, по числу платежей – в 10 раз за последние три года. Если в 2010 году в казахстанских магазинах было совершено 115 952 транзакции, то в 2013 году – уже более 1,6 млн. Но есть ужасающий факт, говорящий о слабости местного интернет-рынка: за тот же 2013 год казахстанцы за рубежом совершили 13,1 млн транзакций на сумму 265,4 млрд тенге ($1,74 млрд) – то есть за границу уходит 90% наших денег!

Когда статья уже готовилась в печать, интересные новости пришли из Индии, где Резервный банк заявил, что все онлайн-транзакции с помощью банковских карт для оплаты товаров и услуг должны осуществляться через индийские банки в национальной валюте. Новое правило вступает в силу 31 октября 2014 года. Сейчас все транзакции индийских пользователей осуществляются через международные платежные шлюзы. Новое правило может принести дополнительную прибыль платежным системам и банкам Индии, а также дать конкурентное преимущество индийским интернет-сервисам. 

Индия является важным направлением для американских компаний Uber, Amazon и Google. Для Uber это крупнейший рынок за пределами США. Приложение доступно в 10 индийских городах. Amazon планирует инвестировать $2 млрд в развитие в Индии. Кроме того, эта страна может стать первой, где Amazon запустит доставку товаров при помощи коптеров. У Uber и Amazon есть индийские конкуренты – сервис вызова такси Olacabs и интернет-гипермаркет Flipcart.

Если индийцам удастся заставить крупных мировых игроков открыть свои представительства в стране, а значит, платить местные налоги, по одним правилам конкурировать с локальными сервисами и обслуживаться через индийские банки и процессинговые системы, то это станет для многих других больших и малых стран прецедентом резкого увеличения внутреннего рынка e-commerce. В частности, рынок Казахстана потенциально в 2013 году уже составил бы не $600 млн, а $2–2,3 млрд (разница на ту сумму, что уходит сейчас в иностранные интернет-магазины по картам).

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Бизнесмен из списка Forbes – о резком росте цен, проблемах бизнеса и недостатках правительства

Смотреть на Youtube

Марат Баккулов: бизнес, который невозможно отобрать

Смотреть на Youtube

Бейбит Алибеков: как совмещать luxury-жизнь и активную гражданскую позицию?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить