Разгаданный шифр

5592

В чем секрет успеха китайского IT-сектора

Фото: © Depositphotos.com/elwynn

За последние годы интернет Китая преодолел несколько важных этапов развития. Процент онлайн-продаж от общего объема розничной торговли превысил показатель США. Alibaba стала крупнейшей в мире ретейл-платформой, продажи которой превзошли суммарный объем Amazon и eBay. Через мобильные платежи перевели $8,5 трлн, что в 70 раз больше, чем в Америке. В список MIT Tech Review за 2017 год вошли три передовые технологии, разработанные Baidu, включая автономное вождение. Эти достижения привлекли внимание мирового сообщества к интернет-рынку Поднебесной.

Агентство The Boston Consulting Group (BCG) и гиганты электронной коммерции Alibaba и Baidu объединили усилия, чтобы выявить уникальные характеристики, способствующие стремительному росту китайского интернета.

Говорящие цифры

В 2016 году в стране было зарегистрировано 710 млн пользователей – это пятая часть всех «юзеров» мира. Такое же количество людей в общей сложности сидит в Сети в Индии и Америке. Последние 15 лет количество китайских пользователей стабильно увеличивалось на 25% в год. Росли и траты людей в онлайн – на протяжении последних пяти лет они каждый год увеличивались на 32% и теперь достигли $967 млрд, уступая лишь США. Несмотря на данную статистику, только 52,2% населения Китая пользуются интернетом, что указывает на потенциал роста.

Активность в интернете составляет 6,9% от ВВП Китая, выше процент только в Южной Корее. Двумя крупнейшими секторами являются электронная коммерция (доля – 44%) и финансовые операции (12%).

Лицо прогресса

Средний возраст пользователей в Китае – 28 лет, в США – 42 года. Эта разница во многом обусловлена низким уровнем проникновения интернета среди возрастной группы старше 60 лет – 12% по сравнению с 66%. Китайские пользователи также менее образованны (только 49% из них имеют образование выше среднего, в Америке этот показатель – 91%) и чаще являются жителями сельской местности (25% против 17%).

Несмотря на то что Китай, по данным за 2016 год, отстает от США по уровню подключения к интернету, население активнее использует мобильную связь (90% выходят в Сеть при помощи смартфона, в США – 78%). Четвертая часть пользователей и вовсе никогда не выходила в интернет через другие устройства.

Жители Китая охотнее американцев пробуют новые приложения, однако быстро теряют к ним интерес. Среднестатистический мобильный пользователь имеет 38 приложений, но 43% из них открывает лишь один раз. Только 15% приложений в Китае используются более 10 раз по сравнению с 37% в США.

Китайцы также гораздо чаще покупают через интернет. 64% обладателей настольных компьютеров совершают покупки не реже одного раза в неделю (в США – 34%), а 70% мобильных пользователей – каж­дую неделю (43% соответственно). Раньше игры были единственным цифровым контентом, за который были готовы платить местные потребители. Но в 2016-м прямые трансляции и видео составили соответственно 10 и 5% расходов на цифровой контент (игры по-прежнему лидируют с 76%).

Распределение сил

Специфика рынка страны способствует высокой конкуренции. Многие компании исчезают после того, как достигают пика своего развития. Например, количество так называемых сайтов сборной закупки выросло до 5000 в разгар их популярности в 2011 году, но спустя три года сократилось до 200. Тем не менее китайскому стартапу обычно хватает четырех лет, чтобы стать «единорогом» (с оценкой свыше $1 млрд. – Прим. ред.). В Штатах такой же процесс занимает семь лет.

Во многих интернет-секторах доминируют такие гиганты, как Baidu, Alibaba и Tencent, которые продолжают укреплять свои позиции, формируя «экосистемы» связанных компаний, приложений, технологий, платежных систем, контента и рынков. Среди примеров – инвестиции Alibaba в Sina Weibo и Youku Tudou, создание Baidu iQiyi (онлайн-видео) и инвестиции в Ctrip (онлайн-путешествия), партнерство Tencent с JD.com, а также инвестиции Alibaba и Tencent в DiDi (совместные поездки).

Сотни специализированных бизнесов также конкурируют в растущем сегменте искусственного интеллекта, но победитель пока не выявлен.

Факторы X

Согласно анализу BCG, три основные причины способствовали интернет-буму Китая: экономическая среда, высокая степень прозрачности в индустрии и стремительный рост неразвитых секторов, работа которых наладилась с помощью интернета. Благоприятную экономику обеспечивают молодое население, дешевые высококвалифицированные кадры, большой запас доступного капитала и расширяющаяся инфраструктура, увеличивающая скорость подключения к интернету.

Интернет-продукты, услуги и бизнес-модели в стране, как правило, доступны в Сети, что делает возможным мгновенное распространение новой информации. На прозрачность также влияет популярность ПО с открытым исходным кодом.

Китайский интернет не только наращивает объемы, но и демонстрирует способность к адаптации. В отличие от США, где инновации сосредоточены на технологиях, китайские компании уделяют внимание развитию приложений. Это обусловлено уникальными требованиями и характеристиками интернет-ландшафта страны, где игроки часто стремятся заполнить пробелы в слаборазвитых отраслях или привлечь новых клиентов.

Акцент на приложениях снижает конкурентный порог. В результате появляется множество микроячеек, способных удовлетворить меняющийся рыночный спрос, а также более высокую частоту инноваций и большую волатильность.

Компас действий

Почему же так много глобальных компаний не смогли проникнуть на интернет-рынок Китая? В BCG определили четыре фактора, важные для успешной работы там:

• Локализация. Китайские потребители имеют уникальные, но разнородные потребности и структуру спроса.

• Адаптивная реакция рынка. Быстрые изменения и волатильность интернет-ландшафта требуют способности стремительно реагировать и внедрять инновации.

• Онлайн/офлайн-интеграция. Компании должны иметь возможность капитализировать как онлайн, так и офлайн-каналы, используя их для взаимного дополнения и устранения недостатков.

• Сильная экосистема. В большинстве случаев иностранные компании не могут предоставить комплексное решение настолько быстро, насколько этого требует рынок. Существующие экосистемы китайских лидеров интернета являются барьером для посторонних.

Видимый горизонт

Что же ждет китайский интернет в будущем? Эксперты предполагают, что акцент сместится с инноваций для приложений на технологические инновации, что, вероятно, стабилизирует рынок.

Поскольку китайские интернет-гиганты выходят на глобальную арену, их целями будут китайские диаспоры и выезжающие китайцы. Они будут ориентироваться на похожие рынки – с крупным, сильным местным спросом и с испытывающими трудности традиционными отраслями. С мышлением, ориентированным на приложения. Китайские игроки будут работать с локальными партнерами в погоне за краткосрочными результатами. Таким образом, экспансия скорее открывает возможности для сотрудничества, чем представляет собой конкурентную угрозу.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Как казахи хотели Чингисхана «украсть»

Смотреть на Youtube

Еркин Татишев: про победу в конкурсе, январские события, образование и проблемы бизнеса

Смотреть на Youtube

Раимбек Баталов – о молоке, кредитах и прозрачности

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить