Ремонт по приложению

11478

Как производственный сектор внедряет мобильные решения

Фото: © Depositphotos.com/ndoeljindoel

Миграция в мобильность стала уже свершившимся фактом, подтверждения чему находятся даже на уровне потребительских привычек. Большинству из нас потребовалось совсем немного времени, чтобы переключиться на использование приложений банков, поставщиков коммунальных услуг или интернет-магазинов, отказавшись от веб-версий аналогичных продуктов. Мобильные технологии все активнее становятся одним из важных драйверов развития не только в банковской сфере и телекоме, но и в менее близких для среднестатистического потребителя секторах.

О том, как измерить эффективность реализации технологий, связанных с увеличением уровня мобильности в разных отраслях, говорили участники прошедшей в Алматы конференции Profit Mobile Day. Сегодня, отмечают эксперты, бизнес-процессы в компаниях выстраиваются таким образом, чтобы быть максимально готовыми к внедрению мобильных решений. «Когда вы работаете в международном бизнесе и приходится учитывать разницу в часовых поясах, необходимо быть мобильными, по максимуму использовать инструменты, которые позволяют быть на связи в рабочее и нерабочее время. Нам в организации взаимодействия хорошо помогают мессенджеры, с их помощью мы можем оперативно решать все вопросы, получать и отправлять нужную информацию, обходясь без звонков и электронной почты», – говорит генеральный директор компании Zood Mall по странам СНГ Сардор Мухамедалиев.

Директор микрофинансовой организации Kaz Credit Line Андрей Барышков отмечает, что в сфере деятельности его компании переход на мобильные решения повлек изменения как для клиентов, так и для персонала. Сотрудники отдела по взысканию задолженностей могут, не приезжая в офис, посмотреть план работы на день, получить список адресов и в личном кабинете составить отчет, а руководство компании видит, где находится сотрудник; заемщики получили возможность оформить кредит онлайн. Более широкое внедрение мобильных решений позволит сектору МФО сократить количество физических отделений и перевести значительную часть работы в онлайн, подобно тому как это происходило в банковском секторе. Другой вопрос – готов ли рынок к такому развитию событий.

В целом, полагает глава Kaz Credit Line, казахстанские заемщики с опасением относятся к онлайну. «Мы сравнили средний чек и поняли, что в отделениях суммы займов больше, чем в интернете: многие клиенты не готовы доверять дистанционному формату, опасаясь, что на них «повесят» большой кредит. Портрет заемщика тоже отличается. В отделения приходят более взрослые люди, а займы в интернете чаще берет молодежь. Хотя в секторе кредитования нельзя полностью перевести процесс выдачи кредита в онлайн, использование мобильных приложений упрощает бизнес-процессы», – говорит Барышков.

На земле и под землей

В последние годы растущий интерес к мобильным решениям демонстрирует промышленность. Во многом этот переход стимулировал провозглашенный на государственном уровне курс на цифровизацию и развитие индустрии 4.0. Притом что по сравнению с телекомом, банковским сектором или e-commerce производственный сектор может казаться консервативным, самые сильные и крупные компании понимают, что IT-трансформация не должна ограничиваться обновлением парка компьютеров и установкой новых программ. К тому же в последнее время технологии, ранее существовавшие на уровне экспериментальных проектов, трансформировались в готовые решения, открывающие перед предприятиями реального сектора новые возможности.

Как считает IT-директор «Казахмыса» Александр Гревцев, в первую очередь речь идет об обеспечении посредством мобильных решений технологической конкурентоспособности и сокращении издержек, причем обе составляющие взаимосвязаны. «Мы переходим в новую сферу; в изменившихся условиях руководство должно иметь возможность в удаленном режиме просматривать и редактировать документы, управлять процессами внутри предприятия, в соответствии с полученной информацией определять задачи и выстраивать обратную связь, разрабатывать KPI, на которые в дальнейшем можно ориентироваться для оценки качества работы», – комментирует эксперт.

В промышленности, особенно в компаниях, структура которых предполагает работу на отдаленных участках, становится все более широко востребован блок IT и мобильных решений, непосредственно связанных с производственным процессом. Соответственно, возрастает роль специалистов, способных предложить и внедрить такие решения. Если говорить про тот же «Казахмыс», например, то в IT-департаменте заняты 800 из 30 тыс. сотрудников компании, работает группа разработчиков, подразделение R&D, разработана собственная платформа электронного документооборота. Тем не менее одному из крупнейших игроков производственного сектора пришлось столкнуться с той же проблемой, что и большинству отечественных компаний, – низким уровнем квалификации местных разработчиков и запредельно высокими ценами на услуги квалифицированных специалистов. Проанализировав все за и против, было решено отказаться от услуг специалистов со стороны, но повысить уровень квалификации своих работников. В пользу данного подхода говорило и наличие большого объема конфиденциальной информации, с которой предстояло иметь дело IT-специалистам.

Фото: Андрей Лунин

Специфика бизнеса «Казахмыса» предполагает наличие мобильных решений, которые связаны с производственными процессами, происходящими в разных подразделениях. Например, складская инфраструктура объединяет более 500 наземных и подземных складов, и держать их под контролем, отслеживать перемещение хранящейся продукции, не имея в своем распоряжении мобильных технологий, невозможно. Целый блок затрагивает подземные работы. «Здесь необходимо решить множество задач, связанных не только с коммуникацией, но и с определением локации работника и транспорта под землей, в шахтах. Этот блок очень важен: во-первых, мы сможем мобильно и дистанционно контролировать процесс, а организация такого мониторинга является глобальным трендом. Во-вторых, речь идет о снижении затрат. Так что к рассмотрению мобильных решений в промышленности нужно подходить с разных сторон», – указывает Гревцев. По его словам, IT-специалисты корпорации нацелены на разработку мобильного ПО, посредством которого руководство сможет решать не только организационные вопросы, но и оценивать объемы выполненных производственных работ. Что касается сокращения затрат, то, согласно данным, озвученным спикером, запуск мобильного приложения обеспечил порядка 6% экономии затрат на персонале.

Слово за IoT

Решения, способные упростить деятельность работников, занятых в производственном секторе, предлагают и мобильные операторы. Директор по развитию бизнес-рынка компании «Кселл» Вадим Лю считает интерес к корпоративному сектору логичным: в последние годы телекоммуникационный рынок переживает непростой период, стремительно уменьшается количество абонентов, пользующихся услугами «голоса», поэтому компании вынуждены искать новые источники дохода и развивать новые направления бизнеса. Испытанию вызовами диджитализации подвергаются и другие отрасли, но результаты недавно проведенных исследований показали, что телеком входит в число бизнесов, для которых цифровизация может стать самым серьезным вопросом. «На протяжении последних лет мы много инвестируем в направление В2В, и сегодня оно обеспечивает 15% общей выручки. Внутри самого подразделения В2В более 60% выручки уже генерируют бизнес-решения, а не услуги голоса и передачи данных, и мы ожидаем дальнейшего роста в направлении IT-сервисов», – отмечает Лю.

С тем, что IT-сервисы в течение ближайшего десятилетия если и не станут для операторов доминирующим видом бизнеса, то серьезно потеснят услуги мобильной связи, согласен и руководитель IoT-направления «Кселл» Руслан Хамзин. «Многие считают интернет вещей (IoT) переоцененным, полагая, что это некая умозрительная, не понятно, каким образом работающая конструкция. Но к 2025 году, по прогнозам, общее количество IoT-устройств достигнет 100 млрд, а в денежном выражении данный сегмент будет оцениваться в $14 трлн. Речь об «умных» светофорах, которые будут подстраиваться под трафик, «умных» люках, предупреждающих, что они открыты, «умных» носимых девайсах, которые будут использовать люди, занятые на вредных производствах», – говорит он.

Развивается рынок сенсоров, датчиков аналитики. Казахстанские операторы связи ведут переговоры с поставщиками оборудования, изучают платформенные решения для создания серьезной технологической базы интернета вещей, а также тестируют проекты в различных индустриальных направлениях. На слуху, в частности, проекты в области ЖКХ, в рамках которых рассматривается возможность установки счетчиков, которые в автоматическом режиме будут собирать информацию о пользовании коммунальными услугами и централизованно направлять ее на сервер, или внедрение технологии, вовремя информирующей хозяина об утечке воды.

Индустриальные проекты обсуждаются не столь широко, но в отношении их перспектив эксперты настроены оптимистично. «Кселл» силами недавно созданного направления New Businesses реализует пилотный проект под условным названием «Умные каски». Благодаря вмонтированным в каску датчикам можно отследить не только местонахождение каждого сотрудника, но и проконтролировать безопасность условий, в которых он работает, например уровень концентрации метана, отсутствие задымления в шахте. Большие перспективы у интернета вещей в сочетании с мобильными приложениями имеются и в агропромышленном комплексе. Речь о возможности в удаленном режиме контролировать уровень влажности, состояние почвы и посевов, собирать данные, на основании которых можно проводить исследования и делать прогнозы. «Неизбежно возникают вопросы критериев: какой уровень влажности почвы следует считать оптимальным для той или иной культуры, когда возникает угроза утечки воды. Здесь придут на помощь анализ больших данных, а также специальные алгоритмы, разработанные с помощью экосистем партнеров, каждый из которых является экспертом в своей области. Очевидно, что мобильные технологии могут обеспечить дополнительные точки роста, создать дополнительную ценность за счет экономии ресурсов, предоставления большого количества данных, их систематизации», – считает Хамзин.

Профессиональное образование – еще одна сфера, в которой, по мнению участников рынка, использование мобильных решений сослужит хорошую службу производственному сектору. Не секрет, что сегодня с проблемой подготовки квалифицированных кадров сталкиваются многие компании, и обучение тонкостям ремесла зачастую происходит на производстве, силами специалистов компании, что требует времени и финансовых затрат. Использование в учебном процессе мобильных приложений с возможностью моделирования производственных ситуаций в виртуальной реальности способно снизить риск критических ошибок, которые могут допустить вчерашние студенты, попав в условия реального производства. Такие технологии более наглядны и информативны, чем традиционные учебники.

Эксперты единодушны в прогнозах относительно перспектив мобильности в реальном секторе. Эти перспективы будут все более благоприятными по мере роста производительности смартфонов и развития новых решений, которые смогут применяться на производственной площадке, например приложений, наглядно иллюстрирующих правила ремонта оборудования.

Возвращайтесь к нам через 6 дней, к публикации готовится материал «Bulgari выходит на старт Gran Turismo»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Что будет с банком Bereke?

Смотреть на Youtube

Раимбек Баталов – о молоке, кредитах и прозрачности

Смотреть на Youtube

Ермек Турсунов: Мне не нравится жить в этой стране

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить