IT-отрасль в Казахстане стабильно прибавляет в весе

49678

Бизнесу уже понятно, что IT – реальный инструмент повышения эффективности и не должен ограничиваться программистом в штате

Основные тренды на ближайшие два года для казахстанского бизнеса в IT-отрасли, по мнению вендоров – поставщиков IT-услуг и IT-менеджеров крупных нацкомпаний, это переход к облакам и развитие аутсорсинга, работа с большими данными – BigData, мобильность, бизнес-трансформация (изменение подходов в ведении бизнеса с учетом современных IT-технологий). Все эти тенденции вполне бьются с мировыми. Нашли они отражение и в госпрограмме «Информационный Казахстан – 2020», отмечает президент Казахстанской ассоциации IT-компаний Нурлан Исин.

Про переход в облака у нас говорят не первый год, но на деле казахстанские компании к ним только присматриваются. Облачные технологии – это удобная среда для хранения и обработки информации, объединяющая в себе аппаратные средства, лицензионное программное обеспечение, каналы связи, а также техническую поддержку пользователей. «Как потребитель могу сказать, что я уже в облаке. С 1 января этого года полностью перешел в облако, где храню и персональную информацию, и корпоративную. Если что-то случится с компьютером, ничего не потеряется. В течение нескольких секунд я смогу получить доступ к информации с любого устройства, где бы ни находился», – комментирует генеральный директор Microsoft Kazakhstan Алексей Рештенко.

В скором времени облака так или иначе затронут большинство компаний, соглашается исполнительный директор по развитию ТОО «Dynamics Technologies» (облачный стартап-проект по электронному документообороту) Сергей Волков. Пока же низкая скорость доступа в интернет, его дороговизна и все еще слабая интернет-грамотность пользователей, особенно в секторе МСБ, негативно влияют на развитие облачных сервисов, сетует он. Плюс далеко не всем ясна выгода от облаков (нет расходов на капитальные вложения, платишь только за нужные на данный момент подписки, нет затрат на постоянное обслуживание и устранение неполадок, быстрая окупаемость и другое).

Еще один мировой тренд – растущие в геометрической прогрессии объемы информации, имеющиеся у компаний, требуют их учета, обработки и анализа с тем, чтобы заставить бизнес работать эффективнее. Это называется BigData. Но в Казахстане эта волна компании не накрыла и в ближайшее время ждать этого нет смысла, считает Исин. «Безусловно, технологии работы с большими данными тоже будут осваиваться. Но надо еще набрать соответствующий объем электронных информационных ресурсов по различным областям деятельности», – говорит эксперт. С его мнением солидарен гендиректор ТОО «Центр технической поддержки iDos» Ануар Жусупов. «Казахстанский бизнес не готов прямо сейчас внедрять BigData. Нашим заказчикам надо для начала накопить эти самые данные в оцифрованном виде. И я имею в виду не личные фотографии сотрудников в корпоративной почте, а данные, связанные с основным бизнесом предприятия, – отмечает он. – Так как IT охватывает сейчас в большей степени офисных работников – электронная почта, бухгалтерия, документооборот – и почти никак не сказывается на повседневной работе производственников, то и нужных данных практически нет». К тому же надо иметь средства надежной защиты этих данных, что в сегодняшних реалиях нашего рынка и сложно реализуемо, и дорого, считает Волков. Поэтому компании зачастую пользуются готовыми недорогими решениями сторонних производителей. 

IT-отрасль тормозят нехватка господдержки и пассивность айтишников

В любом случае, сходятся во мнении эксперты, пытаться примерить тренд на казахстанский бизнес надо, это дает возможность начать переходить от теории к практике, пусть и небольшими шагами. У некоторых крупных компаний интерес к BigData есть. По словам Нуркена Абдирова, директора департамента развития информационных технологий и автоматизации производства АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», компания уже накопила большие объемы производственных данных. «Пока они представляют собой хаотичный набор информации. Поэтому нам важно их упорядочить», – пояснил он в ходе форума Kazakhstan IT Innovation Forum EXPO Astana 2014.

В будущем казахстанский бизнес сможет отдать на аутсорсинг ряд своих IT-задач – электронный документооборот, корпоративную сеть, IT-инфраструктуру и т.д. Всегда была необходимость отдавать разработку информационных систем и программного обеспечения, тех­обслуживание и даже эксплуатацию и сопровождение сторонним организациям – вопрос только в уровне аутсорсинга, насколько заказчик готов полностью довериться сторонней организации, замечает Исин. «По полному аутсорсингу в наших условиях в ближайшей перспективе будет осторожный подход, за исключением работы с аффилированными лицами – например, когда госорган отдает на аутсорсинг эксплуатацию информационных систем подотчетному госпредприятию», – прогнозирует он.

Аутсорсинг у нас в целом пребывает в зачаточном состоянии, многие корпоративные заказчики путают его с аутстафингом, когда пытаются управлять персоналом IT-подрядчика как собственными сотрудниками, указывает Кайрат Ахметов, директор ТОО «Theonecapital» («дочка» Open Technologies, специализируется на различных программных разработках). По мнению Волкова, развитие аутсорсинга в IT должно отвечать на вопрос: для какого рынка эти услуги оказываются. «Если для внутреннего, то с 2014 года это уже по-настоящему конкурентное поле, так как вступили в силу соглашения Таможенного союза по государственным закупкам и теперь российские и белорусские компании могут участвовать в казахстанской системе госзакупок. Если для внешнего – у нас нет для отечественных разработчиков ПО существенных налоговых льгот, в отличие от соседей по ТС и Украины, что также ведет к неконкурентоспособности», – констатирует он.

Тренд, который не ощутил на себе только ленивый, – мобильность, доступ к информации и транзакциям с любого гаджета, с любого места и проникновение соцсетей во все сферы жизни и бизнеса. Компании массово переходят от модели информирования к модели коммуникации, а термин «обратная связь» стал не просто стандартным разделом на сайте, а реальным двигателем повышения качества услуг и эффективности бизнеса. «Очень быстро развивается интернет-реклама, SMM. Даже домохозяйки начали понимать, что можно продавать через Instagram», – комментирует Ахметов.

В больнице Степногорска, к примеру, iDos с помощью американской EMC запускает автоматизированную систему Medicon.kz, которая позволит в электронном виде собрать всю информацию про каждого  больного – кто, когда и чем болел, что принимал, на что есть аллергия и т.д. При этом интегрируются инфосистемы больницы и поликлиники. Это позволит, например, доктору в больнице быстро получить данные о поступившем пациенте, включая записи врачей в поликлинике. Инвестиции частные – порядка $200 тыс. «Проект даст возможность автоматизировать работу медперсонала – а это почти 400 человек, время оформления документации снизится до 10 раз, а врачебное решение будет приниматься вдвое быстрее за счет быстрого поиска и просмотра электронной медицинской карты пациента», – утверждает Жусупов. 

С облаков на землю

Согласно данным Агентства по статистке, по итогам девяти месяцев 2013 года объем IT-рынка составил 196,6 млрд тенге (IT-оборудование – 60%, услуги – 37%, лицензионное ПО – 3%). Эти данные сложно сравнивать с показателями других стран из-за различий в методике подсчета. По предварительным данным IDC (единая методика для всех стран), ожидаемый объем IT-рынка Казахстана за 2013 год составит $2,446 млрд (оборудование – 81%, IT-услуги – 9,6%, лицензионное ПО – 9,4%). Рост по отношению к 2012 году – 3,5%. «Как видите, эти цифры не бьются. Одно ясно: структура IT-рынка у нас в достаточно плачевном состоянии», – комментирует Исин. Количество IT-компаний сложно оценить, поскольку данные статагентства не позволяют выявить число действующих. По оценкам Нурлана, в республике их порядка 400–500.

Тренды трендами, но важно понимать, что представляет собой IT в Казахстане. Для развития отрасли значимым является сегмент программного обеспечения, в котором IT-компании можно разделить на три группы, дает расклад Исин. Первая группа – те, кто делает бизнес на внедрении решений вендоров и других зарубежных компаний. Они содержат минимальное количество работников и для внедрения привлекают зарубежных специалистов, соответственно, львиная доля их доходов уходит за рубеж и тратится там. Вторая группа – те, кто разрабатывает ПО или программные продукты с использованием доступных языков и инструментов программирования. Третья – это те, кто в целях повышения производительности труда работают над развитием инструментов программирования и на базе созданных платформ проектируют приложения (IT-проекты). Таких компаний немного.

«Вторая и третья группы создают казахстанское содержание и продукты, и именно им нужна адресная государственная поддержка. Собственно, они и есть IT-отрасль страны. К сожалению, сегодня первая группа преобладает, и по деятельности ее представителей больше шума, так как за ними стоят вендоры со своим капиталом, и тому способствует отсутствие реальной господдержки отечественных производителей ПО», – сетует эксперт. В то же время он отмечает достижения по внедрению e-правительства, где также наблюдается рост казахстанского содержания. 

Что тормозит развитие IT? Если говорить о компаниях, специализирующихся на разработке программного продукта, то, по мнению Волкова, их главная головная боль – отсутствие значимых налоговых льгот, из-за чего они не могут инвестировать в разработку передовых и разнообразных программ и сервисов. «Основная проблема – непонимание чиновниками в министерствах важности IT-отрасли для государства, бизнеса и общества в целом, поверхностное отношение к ее нуждам на данном историческом и технологическом этапе», – говорит он. Эти сложности переживали многие государства, и сейчас в мире доминируют те страны, где к IT отнеслись как к очевидной ценности, прозорливо увидев в этом инновационном направлении блестящие и долгоиграющие перспективы. Такой подход привел к применению инструментов развития и стимулирования роста, ключевым из которых стали налоговые льготы, подчеркивает Волков. «Наши соседи по ТС уже много лет эффективно используют данный инструмент поддержки растущего бизнеса и продолжают его развивать», – уверяет эксперт.

Что касается благоприятной среды, то, с одной стороны, государство принимает меры по формированию структур, ответственных за господдержку, с другой – наличие бюрократических барьеров и коррупция делают эту помощь недоступной, указывает Исин. Механизм получения государственных грантов на проекты в сфере информационных технологий недоступен из-за неквалифицированности экспертов, выбираемых для оценки, и отсутствия ответственности за результат, отмечает глава ассоциации. Банковским кредитом с нашими высокими процентами могут воспользоваться только компании, которые занимаются куплей-продажей: слишком высоки риски, связанные с прозводством и сбытом собственной продукции.

По мнению Ахметова, получить господдержку для реализации проекта, будь то IT или в целом инновации, вполне реально. «Нужно лишь не лениться и хорошо разобраться в инструментах и правилах. Для IT не нужно так много инвестиций, чтобы не суметь их окупить на местном рынке. А если продукт хороший, никто не мешает выходить за рубеж. Развитие стартапов может тормозить узкий рынок, но это не такая большая проблема. Барьером является отсутствие опыта и знаний у нас самих. Нет в стране достаточного числа менеджеров, умеющих управлять становлением инновационных проектов», – заявляет он. 

Компания, в которой работает Кайрат, недавно придумала проект «Телефонная будка 2.0» – мобильное приложение, чем-то похожее на Viber, только звонить можно не друзьям, а в банки, справочные, службы доставки и другие компании. Для пользователя звонки бесплатные. Проект выиграл в конкурсе стартапов KZ START и прошел акселерацию в Силиконовой долине.

Из поддержанных АО «Национальное агентство по технологическому развитию» за последние пять лет 553 проектов 8,9% составляют проекты ИКТ-сектора (49). «Большинство направлено на создание различных интернет-сервисов, порталов, мобильных приложений, разработку информационного оборудования, а также трансферт передовых цифровых технологий», – поясняет председатель правления АО «НАТР» Айдын Кульсеитов. По его словам, из существующих девяти видов грантов на инновации три рассчитаны на поддержку стартапов. Это грант на коммерциализацию технологий, грант на поддержку деятельности на начальном этапе развития и грант на приобретение технологий. «В целом каждая шестая заявка по ИКТ получила финансирование», – утверждает Кульсеитов.

Без единого понимания

Все эксперты сходятся во мнении, что необходимо качественное изменение структуры рынка. «Наша задача – выровнять структуру IT-рынка, увеличить долю IT-услуг, и это будет свидетельством эффективности инвестиций в IT-сферу. Главным вопросом остается рост доли местного содержания и достижение такого уровня, который позволит нам не оказаться в перспективе работниками зарубежных компаний в собственной стране и будет способствовать достижению требуемого уровня национальной безопасности в части, связанной с информационными технологиями», – считает Исин.

Структура казахстанского IT-рынка требует качественного изменения

По мнению Жусупова, самое главное, что между всеми основными участниками IT-отрасли (государство, IT-компании, IT-менеджеры, крупный бизнес) отсутствует единое понимание реальной задачи, стоящей перед IT в Казахстане. Чего мы ожидаем от IT-индустрии? Она должна превратиться в сектор реальной экономики, имея долю в ВВП и создавая рабочие места в масштабах, сопоставимых с другими крупными отраслями экономики? Может быть, акцент необходимо сделать на инновациях и создании новых продуктов, конкурентных с продуктами мировых лидеров? Или же IT-отрасль должна играть сервисную роль по отношению к более традиционным в Казахстане секторам экономики и лишь обслуживать их потребности? Должны ли отечественные компании ставить перед собой амбициозные задачи по выходу на международные рынки или же им лучше сосредоточиться на внутреннем рынке? «Пока в IT-отрасли не будет достигнут консенсус в понимании задач, невозможно сосредоточить общие усилия на их реализации. А без такой сфокусированности не удастся добиться настоящего успеха», – подытоживает он.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Маргулан Сейсембаев про собственный бизнес, стратегию инвестирования и институте репутации

Смотреть на Youtube

Казахстанский фастфуд идёт в Россию

Смотреть на Youtube

Еркин Татишев: про победу в конкурсе, январские события, образование и проблемы бизнеса

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить