Теория хаоса

6096

Как уроженец Казахстана, начав с решения проблем Чернобыля, создал глобальную инновационную корпорацию

ФОТО: Юлия Мацаль

Владимир Линев, 68-летний генеральный директор компании ADANI (сокращение от Advanced Analytical Instruments), официально родился в Семипалатинске. Однако фактически его родители жили в военном гарнизоне, который назывался Москва-400 (с 1974 года поселение получило статус города и было названо Курчатов). Отец Линева, как военный строитель, был задействован в строительстве Семипалатинского испытательного ядерного полигона. Позже семья перебралась в Минск. Там Владимир поступил в университет на физический факультет и сделал карьеру физика-ядерщика: защитил две диссертации, получил степень доктора наук, звание профессора, премии Ленинского комсомола и Совета министров СССР за разработку и внедрение уникального прибора (о нем ниже). А после распада Союза основал уникальную инновационную компанию, которая поставляет продукцию в 80 стран мира.

Советская школа бизнеса

С Линевым мы познакомились в минувшем июне в Монако на финале международного конкурса EY Entrepreneur Of The Year 2019, куда съехались победители в своих странах. Он был признан лучшим предпринимателем Беларуси. Линев, помимо прочего, рассказал, что одним из первых открыл там кооператив. «Еще в советское время я прошел серьезную школу предпринимательства», – заявляет собеседник. «Но ведь за предпринимательство сажали?» – удивляюсь я. «Происходило следующее. В лаборатории, которую я возглавлял, мы работали по заказу предприятий. Тогда науку в университетах не финансировали из бюджета, нужно было найти предприятие-заказчика, которому интересны твои разработки и который готов за них заплатить, – поясняет бизнесмен. – В принципе, и сейчас так же».

Одной из разработок был уникальный прибор – спектрометр электронного парамагнитного резонанса (в его основе лежит тот же физический эффект, что и в магнитно-резонансных томографах). Им заинтересовалось Министерство геологии СССР – чтобы использовать для поиска урановых месторождений. Именно за эту разработку Линев и его команда получили премию Совмина. После того как в 1986 году произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, этот прибор нашел другое применение. У ликвидаторов… не было дозиметров. Поэтому никто не знал, какое облучение получил. «Уровень облучения стали измерять с помощью нашего прибора», – говорит Линев.

Подрывные технологии

«В 1991 году я ушел из университета, хотя можно было остаться, спокойно дальше почивать на лаврах», – продолжает собеседник. Что же заставило его уйти? «Амбиции, – признается Линев. – На тот момент у меня было более 70 патентов, много изобретений, большое количество идей. Если бы остался в университете, мне бы никто не дал сделать все то, что удалось после ухода. Я видел, что востребован, что могу делать то, за что будут платить хорошие деньги. В том же году пришла Лена (ныне супруга и бизнес-партнер. – Прим. авт.), мы стали вместе работать».

Первый проект, который начала реализовывать компания Линева, – прибор для автоматического определения уровня загрязнения продуктов питания. «В советское время было запрещено производить подобные аппараты, чтобы не волновать граждан. Но когда Союз распался и не стало регулятора, мы поняли, что востребован прибор, с помощью которого можно было бы взять любой продукт, воду и посмотреть, есть ли в нем радиация. После Чернобыля все боялись радиации. Дозиметр здесь не поможет: он измерят фон – то, что вокруг», – объясняет предприниматель. В ADANI создали прибор для измерения уровня радио­изотопов. «В принципе, подобный научный прибор уже существовал, – говорит Линев. – Но задача состояла в том, чтобы изготовить аппарат, который могли бы использовать обычные люди, без специальной квалификации – на любом заводе, фабрике, рынке, в столовой. Мы сделали его похожим на кухонный комбайн, чтобы он органично выглядел даже дома».

Принцип использования прибора был очень прост: продукт или воду помещают в радиометр, в течение двух минут он проводит анализ и показывает уровень радиации. Пользователю остается узнать в санитарных нормах: соответствует ли этот уровень норме или превышает ее. «По сути, вместо большого компьютера мы создали смартфон», – объясняет Линев.

Аппарат продавался по цене двух телевизоров, но на здоровье не экономили: радиометры активно покупали, вывозили грузовиками. За несколько лет компания поставила на рынки Беларуси, России и Украины около 5000 единиц, таким образом была создана разветвленная система контроля продуктов. Как средства измерения эти приборы ежегодно проходят поверку. «На них уже страшно смотреть, но они до сих пор работают», – говорит Елена Линева.

«Этот проект стал стартом ADANI. С тех пор мы сделали большое количество проектов, которые называют disruptive innovation – подрывные инновации. Именно подрывные, а не прорывные – те, что ломают рынок», – подчеркивает Владимир.

Владимир Линев - генеральный директор компании ADANI
ФОТО: Юлия Мацаль
Владимир Линев - генеральный директор компании ADANI

Безопасное облучение

В 1997 году, насытив рынок, ADANI прекратила производство радиометров (на время их выпуск возобновлялся после аварии на «Фукусиме» в 2011 году – специально для Японии). Однако возникла задача снизить уровень облучения населения при прохождении флюорографии, и в ADANI эту задачу решили.

«В конце 90-х в мире производились цифровые рентгеновские аппараты, но они стоили бешеные по тем временам деньги – порядка $200 000. Мы сделали технологию в 4–5 раз дешевле, одними из первых создав цифровые, а не пленочные рентгеновские приемники. Стали поставлять их в клиники, хотя врачи тогда даже не знали, как пользоваться компьютерной мышью. Сегодня в Беларуси все клиники оснащены нашими аппаратами. У нас население около 9,6 млн человек, на нашем оборудовании ежегодно проходит обязательное обследование 5 млн – фактически полстраны. У 30–35 тыс. человек в результате диагностируются заболевания, то есть фактически мы спасаем жизни. И это не только в Беларуси, мы экспортируем оборудование в 80 стран мира», – говорит Линев.

Разработчики из ADANI снизили дозу облучения при прохождении флюорографии в 100 раз. «Если посчитать суммарно, то фактически мы предотвратили влияние трех-четырех Чернобылей на население», – заявляет предприниматель.

Технология позволила ADANI пойти в немедицинские сферы – в частности, выпускать досмотровые аппараты. В компании разработали низкодозный сканер человека. С его помощью можно, в том числе, увидеть, что находится в естественных полостях. Мало кто понимал, где именно можно использовать такие сканеры. Поэтому придумали оригинальный ход для выставок: распечатали картинку из фантастического фильма «Вспомнить все», где героя Арнольда Шварценеггера, «прикинувшегося» женщиной, разоблачают с помощью сканера. Первым заказчиком стал алмазный рудник в Африке. Сканер помог им уличать работников, которые глотают алмазы с целью похищения.

«Наши сканеры установлены в лондонском аэропорту Хитроу, в Южной Корее. Сейчас их активно закупают разные страны для разных задач. Например, мы оснастили 170 тюрем США – там ценятся мобильные телефоны, их проносят где только могут. Поставили на границе в Узбекистане, после чего они поймали женщину, пытавшуюся провезти в желудке 400 граммов золота, – перечисляет Линев. – С помощью нашего оборудования можно предотвращать провоз наркотиков. Мы продаем сканеры для досмотра багажа, для «просвечивания» грузовиков, для обес­печения безопасности на стадионах и в отелях. У нас появилось много подражателей, но мы остаемся лидерами рынка».

Интеллектуальные решения

Недавно в ADANI начали уникальный проект, призванный помочь в решении проблемы безопасности в американских школах. Как известно, там часто стреляют, поэтому стоит задача предотвратить пронос оружия на территорию учебного заведения. Компания создала сканер с искусственным интеллектом (ИИ) для досмотра сумок. Ребенок кладет сумку на ленту, и она проходит через сканер. Если ИИ обнаруживает внутри оружие, то блокирует сумку внутри сканера и вызывает охрану.

Этот сканер привлекателен тем, что имеет дружественный дизайн (чтобы не наводить страх на детей) и работает без оператора. «В сентябре прошлого года мы показали разработку на выставке в Лос-Анджелесе, и ее захотели все: школы, Диснейленд, аэропорт», – утверждает Линев.

Работа с ИИ позволяет ADANI совершенствовать продукцию и предлагать рынку новые решения. Так, при работе со сканерами человека возникла проблема: если оператор без медицинского образования смотрит на изображение, то зачастую не может понять, есть ли в полостях посторонние предметы. «Мы научили машину самостоятельно различать органы и неорганы. Стали пионерами в этой области и запатентовали изобретение. С ним мы попали в американский список лидирующих компаний в сфере машинного зрения», – отмечает предприниматель.

Подобный опыт открывает перед ADANI большое направление разработки решений для одной из актуальных современных проблем – как «переваривать» огромный объем визуальной информации в эпоху цифровизации.

Рынок внутри

За почти 30 лет работы ADANI превратилась в корпорацию с офисами не только в Беларуси, но и в США, Великобритании. С исследовательским центром, где работают 150 специалистов. С заводом полного цикла, где в две смены трудятся 500 работников и который способен производить практически все – от чайников до космических спутников.

«Несколько лет назад продукция стала продаваться хуже, появились конкуренты. К тому же сегодня жизненный цикл продукта – это уже не семь-восемь лет, а много меньше, поэтому надо генерировать инновации очень быстро. Я очень много читал об этом и решил сфокусироваться не на создании продукции, а на изменении традиционной вертикально интегрированной структуры. Основа новой структуры – управляемый хаос, практически это рынок внутри компании, когда группы конкурируют за ресурсы. Эти группы (конструктор, механик, IT-специалист, электронщик и т. д.) собираются вокруг идеи. Их задача – очень быстро создать продукт, прийти от идеи до воплощения за шесть-восемь месяцев», – объясняет Линев.

Четыре года назад, когда в компании начали вводить тот самый «управляемый хаос», люди поначалу сопротивлялись, не хотели работать в условиях высокой неопределенности, с необходимостью выдавать быстрый результат. Сейчас в компании нет отбоя от идей – их сотни, в конкуренции побеждают те, на которые уже есть спрос. Приведенный выше пример досмотрового сканера для школ США – как раз итог такой работы. Или другой пример: одна из групп предложила новаторский сканер для криминалистов. Последние часто сталкиваются с тем, что родственники запрещают вскрывать тела, что необходимо для исключения или подтверждения факта насильственной смерти. ADANI разработала сканер, который может производить неразрушающий осмотр всего тела человека, и сейчас поставляет его на рынок США.

«Борьба за ресурсы оказалась продуктивной – она двигает компанию вперед, развивает ее: мы четыре года растем выше, чем на 30–35% в год, – отмечает Линев. – Наш подход соответствует современному требованию быть быстрым. Теперь ADANI конкурирует на мировом рынке не продуктом, а бизнес-моделью. И проблема не в том, что и куда продавать, а в том, как производить нашу востребованную продукцию в нужном объеме».

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Что будет с банком Bereke?

Смотреть на Youtube

Как ведет свой бизнес Баян Алагузова?

Смотреть на Youtube

Как Дамир Аманжолов боролся с мародерами и помогал раненым во время беспорядков в Алматы

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить