Тигры в клетке

9910

Как себя чувствуют азиатские корпорации на фоне пандемии коронавируса

ФОТО: © Depositphotos.com/celiafoto

Пандемия COVID-19 – кризис, невиданный со времен Второй мировой войны. Затронул он не только здравоохранение, но и бизнес: цепочки поставок по всему миру могут измениться раз и навсегда. Как бы тяжело ни было азиатским бизнесменам, у них есть богатейший опыт выживания в подобных ситуациях, который может пригодиться в борьбе с последствиями пандемии. Динамизм и гибкость азиатских компаний хорошо известны всему миру. Именно благодаря своим корпорациям Азия смогла противостоять экономическим шокам последних десятилетий и стать важным участником глобального рынка.

В McKinsey & Company считают, что, несмотря на стойкость и накопленный опыт, азиатские компании в некотором смысле уязвимы. По финансовым показателям они отстают от своих западных конкурентов. Среди крупных азиатских корпораций есть те, что несут убытки, и пандемия может только усугубить их положение. В то же время у Азии огромный потенциал, который может раскрыться вопреки COVID-19.

Прибыль – в минусе

За последнее десятилетие каждый второй доллар инвестиций был вложен в азиатские компании. Это позволило им существенно нарастить доходы: сегодня 43% компаний с крупнейшими доходами прописаны именно в Азии. Тем не менее большие доходы не гарантируют экономической прибыли. Если в 2005–2007 годах совокупная экономическая прибыль азиатских компаний составила $726 млрд, то в 2015–2017 годах она ушла в глубокий минус, принеся азиатским корпорациям потери в $207 млрд.

По мнению McKinsey, падение экономической прибыльности в Азии можно объяснить тремя основными факторами. Главная причина, вызвавшая 44% падения, это циклический спад в энергетике и производстве материалов. Треть падения была вызвана инвестициями в неприбыльные сферы производства (особенно выражен этот тренд был в Китае). Причина оставшейся части спада кроется в показателях отдельно взятых компаний, которые в целом проигрывали своим конкурентам из других частей мира.

Исследователи McKinsey изучили компании из списка Global 5000 и установили, что у азиатских корпораций есть свои особенности. Первое, что бросилось в глаза экспертам, – недостаточное количество компаний из Азии среди так называемых компаний-суперзвезд, что занимают лидирующие места в списке. Если взять верхние 20% Global 5000, то вы обнаружите, что только 16% участников представлены азиатскими компаниями, тогда как североамериканских корпораций – целых 24%. Ближе к концу списка «азиатов», напротив, становится больше. Это позволяет сделать вывод о том, что в Азии больше компаний, которые не очень выгодны с экономической точки зрения.

При этом, по данным исследований Глобального института McKinsey (McKinsey Global Institute), в Азии находятся самые стойкие корпорации мира. Это косвенно подтверждает тот факт, что после финансового кризиса 1997–1998 годов экономики таких стран, как Индонезия, Малайзия, Южная Корея и Таиланд, восстановили рост ВВП в течение года-двух. В то же самое время страны Латинской Америки и Россия, затронутые кризисом в меньшей степени, еще долго не могли выбраться из сложного экономического положения.

По мнению экспертов McKinsey, азиатские корпорации столь жизнеспособны, потому что иначе в Азии не выживешь. Рынки там крайне динамичны, экономический рост зачастую стремителен, а цифровые технологии быстро стали частью повседневной жизни. Кроме того, азиатский потребитель быстро меняется и становится все более требовательным.

Пандемия как индикатор самочувствия

Пандемия коронавируса стала для Азии тяжелейшим испытанием. Она первой приняла на себя удар COVID-19 и, в общем говоря, неплохо его отразила. Такие страны, как Китай и Южная Корея, стали примером снижения уровня заболеваемости. В некоторых других странах ситуация не столь радужная: пика заболеваемости еще не достигли Индия и страны Юго-Восточной Азии. По мнению McKinsey, Китай, принявший беспрецедентные меры по борьбе с КВИ, судя по всему, быстрее всех в мире восстановит рост ВВП.

Что касается азиатских корпораций, то некоторые из них пострадают безнадежно. Однако многие смогут обернуть ситуацию в свою пользу и сделать скачок в развитии. Если все сделать правильно, уверены в McKinsey, то можно создать от $440 млрд до $620 млрд дополнительной экономической прибыли.

Потенциал для роста есть у компаний в нескольких сферах. Во-первых, это фармацевтика. Азия уже является вторым крупнейшим фармацевтическим рынком в мире, однако азиатским игрокам нужно поработать над тем, чтобы увеличить свою долю на глобальном рынке. Фарминдустрия в последние годы растет быстрыми темпами. Только в 2015–2017 годах компании в этой сфере принесли экономической прибыли на $105 млрд во всем мире. Доля азиатских компаний в этой прибыли – всего 6%. Такие страны, как Китай, при этом имеют все необходимое, чтобы составить конкуренцию Западу в разработке новых препаратов. Другие страны Азии могут сосредоточиться на развитии доступного здравоохранения и цифровых технологий в медицине.

Еще одна сфера, в которой много потенциала для роста, – это потребительские продукты. Азия постепенно становится глобальным центром потребления. При этом азиатские компании из Global 5000, производящие потребительские продукты, приносят индустрии всего 10% экономической прибыли в глобальном разрезе. У них огромный потенциал для роста. Увеличение среднего класса, использование цифровых платформ для создания глобального имиджа, сделки по слиянию и поглощению – все это можно использовать для стремительного развития.

Энергетика – еще один сектор, где Азии есть куда расти. Число энергетических компаний родом из Азии в списке Global 5000 увеличилось на 8% по сравнению с 2007 годом и составило 43%. Однако избыток производственных мощностей привел к серьезным потерям в этом секторе. В 2015–2017 годах Азия потеряла $62 млрд экономической прибыли в энергетической сфере. Тем не менее у региона уже достаточно опыта и ресурсов, чтобы стать лидером в развитии альтернативной энергетики, которая принесет этому сектору значительный рост прибыли.

Две другие сферы, в которых таится значительный потенциал для роста, – это недвижимость и банковский сектор. Азиатские страны переживают стремительную урбанизацию, поэтому многие инвесторы предпочитают инвестировать в тамошнюю недвижимость, рассчитывая на продолжающийся рост спроса. Что касается банков, Азия – крупнейший региональный рынок банковских услуг. По мере роста доходов населения банковский сектор будет наращивать объемы. Рисков в этой сфере довольно много, однако цифровизация и консолидация могут помочь банкам не только выжить, но и преуспеть.

Нет сомнений в том, что времена для азиатских компаний настали непростые. В целом бизнес чувствует себя неплохо, однако многое зависит от индивидуальных показателей компаний. У этого региона – огромный простор для роста, и компаниям нужно много думать о том, как этим простором воспользоваться.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Еркин Татишев : «Около 30% бизнеса в Казахстане не переживет коронакризис»

Смотреть на Youtube

Декларирование: ответы на вопросы

Смотреть на Youtube

Куанышбек Есекеев: 5G, интернет в сёлах и киберспорт

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить