Цифровая грамотность для юных

6720

Между словосочетаниями «последний год» и «повсеместная цифровизация», по сути, можно ставить знак равенства. Мы стали заказывать онлайн гораздо больше, заходить в спортзалы по QR, учиться и работать дистанционно. Один из стереотипов здесь, что цифровизация – это про взрослых. Это наших родителей нужно учить пользоваться e-Gov, оплачивать коммуналку онлайн и тому, что не вся информация в Whatsapp правдива. А дети? Они и так сами разберутся.

В связи с этим интересно свежее исследование от некоммерческой организации CS42, анализирующее отношение детей и родителей к урокам информатики и уровень цифровой грамотности школьников. Судя по выводам, ситуация напоминает фразу «святая простота» – родители в целом довольны обучением, а ученики предмет любят и на преподавателей не жалуются. Вот только результаты, показываемые на международных экзаменах PISA и ICILS, оставляют желать лучшего Это говорит о том, что и школьники и родители «не знают, чего не знают». И это тот самый случай, когда имеет смысл использовать top-down-подход в разработке программы обучения и активно изучать международный опыт, как доносить знания о технологиях, алгоритмах, безопасности в Сети и в целом цифровой грамотности в школе.

Сегодня в среднем только шесть цифровых навыков из 17 (или 35%) старшеклассники приобретают на уроках информатики. Что это значит? Возможно, все отлично и, наоборот, следует меньше времени отводить на разбор таких вещей, как редактирование фото или видео, – школьники и так научились этому через Instagram и TikTok. С другой стороны, может, стоит обратить внимание, что знания получены «на улице» и что, если ученик умеет пересылать информацию в Whatsapp, это совершенно не означает, что он умеет ее критически оценивать. Тогда нужно стремиться, чтобы цифровые навыки все-таки формировались в значительной степени в школе.

В целом наибольший интерес представляют три вывода исследования.

  1. Для сельских учеников уроки информатики являются едва ли не единственным источником знаний о компьютерной науке.
  2. Информатика воспринимается школьниками как урок программирования.
  3. Значительного фокуса именно на школьниках в государственных программах цифровизации нет.

По первому пункту интересно, что именно нахождение в селе или городе является определяющим, а не язык обучения или специализация школы. Причем фактор этот настолько существенный, что требует адаптации программы – под наличие оборудования, качество интернета и то, что для сельских детей урок информатики – это основной источник информации о технологиях. У них меньше подкованных в этом взрослых в окружении, меньше гаджетов в семье, никаких кружков робототехники или программирования вокруг.

Второй вывод является существенным фактором для формирования человеческого капитала в креативной и IT-индустриях. То, что старшеклассники считают, что информатика – это про программирование, значительно влияет на то, какие профессии и специализации они выбирают при поступлении в вуз. Специалист по AI-этике, умным фермам, Big Data или сетевому оборудованию будет столь же редким зверем, как снежный барс в Казахстане, если школьники полагают, что информатикой стоит интересоваться только тем, кто собирается стать кодером.

Что касается третьего пункта, я не хочу сказать, что этот фокус обязательно нужен или что программы без него не работают. Но в таком случае нужно понимать, что именно школьный преподаватель, МОН и, вероятно, МЦРИАП являются теми, от кого на национальном уровне зависит, будет ли что-то сделано в этом направлении или нет. Не по существующему уже плану, а по тому, который еще предстоит составить. 

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Как в Темиртау пустили Миттала, а не Абилова

Смотреть на Youtube

Казахи в Украине: бизнес в условиях войны

Смотреть на Youtube

Нурлан Смагулов: Цены на авто, утильсбор, долги MEGA, «агашки», аукционы, бизнес за границей

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить