Учителя и таксисты

7575

Цифровизация приносит много хорошего, но есть нюансы. Скажем, какие-нибудь американские компании могут ограничить наши возможности высказываться публично, как это недавно произошло с теперь уже бывшим президентом США Дональдом Трампом и его сторонниками, подвергшимися блокировкам рядом соцсетей (Twitter, Facebook, Instagram, Reddit, Discord, TikTok, Twitch, Snapchat, YouTube). Подобные компании также могут исподволь влиять на наши предпочтения, ежедневно формируя зависимость от контента определенного вида и укрепляя интерес к избранной тематике (хотя они утверждают, что эти темы выбираем мы сами, на самом деле их нам предлагает алгоритм). Наконец, эти компании способны в считаные месяцы обесценить наши навыки, еще недавно считавшиеся абсолютно необходимыми для качественного выполнения работы.

Самый известный и наглядный пример такой цифровой «трансформации» навыков – отрасль такси в крупных городах Европы, Америки и Азии. Еще несколько лет назад любому водителю, чтобы устроиться в профессию, требовалось хорошо разузнать город и начать понимать оптимальные маршруты до любой точки в заданное время дня и года. Это было обязательным условием при приеме на работу (кое-где даже нужно было сдавать экзамен) и воспринималось клиентами (пассажирами) как нечто само собой разумеющееся. Но появление сервисов навигации повлекло массовый приток в профессию таких людей, которые, не обладая даже самыми элементарными знаниями о том или ином городе, стали ссылаться на навигатор как на последнюю инстанцию. Возмущенные ответы: «Так ведет навигатор!», «Вы же сами так выбрали точку посадки!» и «Этого адреса не существует, так как его нет на карте!» – уже давно стали символом воинствующего невежества со стороны новых представителей сервисов такси.

Этот пример далеко не единственный. Когда жители крупных городов думают о массовых профессиях, обычно им в голову приходят мысли о курьерах и таксистах. На самом деле есть профессии гораздо более массовые, а именно учителя и врачи.

Что может быть общего у водителей и учителей? В обоих случаях цифровизация значительно снизила порог входа в профессию. Ослабли требования к навыкам, уменьшились ставки вознаграждения, что привело к вымыванию наиболее квалифицированных кадров. В итоге профессия потеряла свой престиж.

Сегодня школьный учитель – самая массовая и «народная» профессия почти в любой развитой стране. Например, в Казахстане более полумиллиона работников образования – это в основном воспитатели в детсадах, учителя в школах, преподаватели в колледжах.

Требования к навыкам в учительской профессии продолжают падать. Во-первых, снижается сама роль учителя в образовательном процессе. Он постепенно превращается из творца и источника знаний в просто «проводника» между цифровыми платформами и учащимися. Цифровые платформы уже взяли на себя значительную часть функций преподавателя и предлагают все необходимые знания для усвоения любого предмета. Многие учебники переведены в электронный вид. Для выполнения домашних заданий существуют специальные программы. Качество контента цифровых платформ часто выше качества обычного урока, и поэтому их начали активно использовать в средней школе. Еще два-три года – и всю информацию дети будут получать не от учителя на уроке, а из сети.

Цифровизация значительно снизила порог входа в профессию. Ослабли требования к навыкам, уменьшились ставки вознаграждения, что привело к вымыванию наиболее квалифицированных кадров. В итоге профессия потеряла свой престиж

Во-вторых, учителя превратились в людей, которые реализуют образовательные стандарты и «натаскивают» детей для сдачи ЕНТ, хотя это даже не входит в их формальные обязанности. Контролирующие органы, которые, казалось бы, должны блюсти качество образования, все устраивает, ведь по результатам ЕНТ очень удобно судить об эффективности работы учителя. Еще бы контроль результатов приводил к отмене необходимости контроля за процессом, но почему-то проверки соблюдения образовательных стандартов и санитарных норм от этого не прекращаются – напротив, бумажная работа у учителей растет.

В-третьих, сознательные родители, обеспокоенные будущим своих детей, более не полагаются исключительно на школьных учителей и вообще на школу в освоении учебной программы и отдельных дисциплин, а нанимают персональных репетиторов. О том, чтобы поступить в вуз без репетиторов или подготовительных занятий, сегодня даже нет речи. Получается, что «настоящие» знания даются за пределами школы.

Кстати, быть репетитором или подрабатывать им значительно выгоднее, чем просто работать учителем, а некоторые по-другому и не выжили бы. Ведь средняя зарплата учителя в Казахстане на 20–30% ниже средней по всем профессиям в стране (еще недавно было даже хуже). А у начинающих учителей она и сегодня на 50–60% ниже. Меньше – только в сельском хозяйстве. Нагрузка же при этом непропорционально высокая: отечественный учитель, согласно результатам международных исследований, тратит на работу в школе почти 50 часов в неделю – больше только в Японии. Все это снижает привлекательность профессии и негативно сказывается на уровне конкуренции при поступлении в педагогические вузы (куда идут в основном от безысходности) и на качестве школьного образования. Образовательной сфере в свою очередь все сложнее не только привлекать новые таланты, но и удерживать их в профессии. Самые способные потенциальные учителя уходят в другие области деятельности.

Некоторые говорят, что от таких последствий цифровой «трансформации» существует панацея под названием «перевернутый класс». Но это требует инвестиций в переобучение, переоборудование, переформатирование умов, то есть стоит довольно дорого. Индустриальная модель образования, ориентация учебного процесса на усвоение знаний, узкая предметная специализация педагогов – все это традиции нынешнего поколения, обладающего большой инертностью. А приток талантливых и компетентных людей в профессию, с учетом ее упавшего престижа и низких зарплат, ограничен. Напротив, в основном продолжается негативный отбор. Приходят те, кто просто вынужден соглашаться на маленькую оплату, на повышенную нагрузку, на «дедовщину» по отношению к молодым, на привлечение к «несвойственным функциям». Те, кто воспринимает снижение требований к навыкам как благо, а не угрозу. Десятилетия примитивизации профессии уже сделали свое дело, и ситуация пока не сильно меняется к лучшему, несмотря на усилия государства.

Чуда не случится. Цифровизации нам не избежать. И если мы не хотим, чтобы учителей окончательно постигла та же участь, что и таксистов, нужно их трансформировать вверх. Учитель должен стать тем, кто готовит детей к будущему, а не просто доставляет их из первого класса в 12-й.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Президент авиакомпании Питер Фостер — о доходах в кризис, новых рейсах и развитии FlyArystan

Смотреть на Youtube

Как в Темиртау пустили Миттала, а не Абилова

Смотреть на Youtube

Маргулан Сейсембаев про собственный бизнес, стратегию инвестирования и институте репутации

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить