Видеть поле

Как выпускник экономического факультета решил заняться развитием футбола в Казахстане и сделал из этого успешный бизнес

Фото: Андрей Ершов

Мечты сбываются. Правда, иногда они приобретают неожиданные формы. Так произошло с участником рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30» 26-летним Казбеком Жангазиевым, который основал самую большую сеть частных футбольных академий в Казахстане «Санлин».

Сила мечты

Казбек с детства хотел стать футболистом. «Но родители упорно отдавали меня на дзюдо, плавание, теннис, и у меня с детства осталась эта неудовлетворенность», – признается собеседник. В столичном ЕНУ им. Гумилева он тоже учился на факультете, не связанном со спортом, – экономическом.

Однако, как оказалось, ничто не могло вытравить из молодого человека любовь к футболу. «Когда оканчивал университет, задумался, как можно поучаствовать в развитии казахстанского футбола, раз уж самому не удалось стать футболистом. Возникла идея – а давай-ка начну детей обучать! Ведь все начинается с детского спорта, это база», – вспоминает предприниматель.

Казбек изучил, что предлагает рынок, и понял, что ниша массового обучения детей на платной основе почти отсутствует. «Чтобы попасть в бесплатную секцию ДЮСШ, ребенок должен пройти просмотр. Но без начальной подготовки он не сможет этого сделать, – рассказывает собеседник. – Поэтому я подумал, что академия может быть своего рода трамплином для таких детей, доводить их до минимальных кондиций за три-шесть месяцев. А потом они уже могут идти на более высокий уровень в ДЮСШ. Кроме того, есть другая сторона: некоторые родители не хотят водить детей в бесплатные секции, потому что они функционируют еще с советских времен и у них устаревшая инфраструктура или они расположены на окраинах города».

В сентябре 2014-го, через два месяца после окончания вуза, Жангазиев открыл в Астане первую футбольную академию «Санлин». Чтобы не тратиться на регистрацию предприятия, вел дела через ИП образовательного центра своей матери – «Санлин». Название образовано из слов «Санжар» (имя брата) и «лингвистика».

«Через несколько месяцев я задумался о ребрендинге. Но у меня уже было три филиала в Астане, где обучалось 200 детей, в телефонах у клиентов я был записан как «Казбек Санлин», поэтому понял, что не стоит менять название», – говорит предприниматель.

Стартовый капитал футбольной академии составил 80 тыс. тенге. Это были деньги самого Казбека: откладывал еще со стипендии. На 50 тыс. он закупил оборудование, на 30 тыс. запустил рекламу в Google, сам сделал сайт на конструкторе, завел страничку в Instagram – и люди начали звонить, записывать детей.

Атака на регионы

В группах «Санлин» занимаются одновременно по 15–20 детей. Уже на первоначальном этапе выяснилось, что один тренер не может эффективно проводить занятия для такого количества воспитанников. Поэтому к группам свыше 10 человек в обязательном порядке стали подключать второго тренера.

Фото: Андрей Ершов

Модель «Санлин» оказалась удачной: в 2016 году Жангазиев, сам того не ожидая, получил предложение продать франшизу. Первым покупателем стал павлодарец Канат Сапаров, также влюбленный в футбол. «В 2016-м у меня родилась идея открыть футбольную школу в родном городе, рассказывает он. – Сначала думал самостоятельно разработать бизнес-план, программу тренировок. Потом решил узнать, как работают школы, которые уже есть в стране. Увидел сайт «Санлин», изучил – мне понравилось, потому что у них имеются свои цели и ценности. Если некоторые пытаются сэкономить на поле, инвентаре, форме, то у Казбека все наоборот – они занимают лучше поля, у них оригинальная качественная форма. Чувствовалось, что человек серьезно относится к делу. К тому же «Санлин» ведет активное сотрудничество со знаменитыми европейскими школами (каждое лето воспитанники посещают футбольные лагеря «Барселоны» и «Милана» для повышения профессионализма и просмотра у специалистов. – Прим. авт.). Я позвонил Казбеку, он подготовил полный пакет документов, и буквально в течение недели мы запустили в Павлодаре школу».

Первая франшиза была продана за 1 млн тенге. Сегодня стоимость варьируется от 750 тыс. до 1,5 млн в зависимости от города и его экономических возможностей (можно даже купить франшизу в рассрочку). К примеру, для Тараза лицензия будет стоить 750 тыс. тенге, франчайзи нужно будет вложить еще порядка 250 тыс. для запуска академии. Начиная с четвертого месяца работы приобретатель платит ежемесячно роялти в размере 40 тыс. За эти деньги он получает новые тренировочные программы, call-центр, CRM-систему, фото-, видео- и рекламные материалы, отработанные схемы маркетинговых акций.

По словам Жангазиева, самой эффективной оказалась маркетинговая акция «Приведи друга»: «Вы же знаете, дети везде любят ходить с друзьями. Поэтому в 2015 году мы запустили акцию: если приводишь друга, который оплачивает первый месяц (стоимость месячного абонемента в разных городах варьируется от 10 до 18 тыс. тенге. – Прим. авт.), то приведший получает скидку на следующий месяц в размере 3000 тенге. У нас был случай, когда ребенок привел 20 друзей, и все они записались». Во время той акции удалось собрать хорошую клиентскую базу: ведь лучше всего работает именно сарафанное радио.

Сейчас по всей стране в академиях «Санлин» тренируется более 2000 учеников, 80% из них – ребята 8–12 лет. Вообще принимаются дети от четырех до 16 лет. Была попытка сформировать и взрослые команды, но это оказалось невыгодным – группы не набирались или быстро «обескровливались»: одни переключались на учебу в вузе, другие не могли регулярно посещать тренировки из-за загруженности на работе. «Поэтому мы решили не распыляться, а продолжать делать упор на детский футбол. Сейчас работаем над тем, чтобы поднять профессиональную планку наших учеников. Выставили команду для участия в «Лиге любителей футбола», куда попадают только игроки хорошего уровня. Мы уверены, что наши дети могут дорасти до взрослой команды в рамках чемпионата города», – говорит Жангазиев.

Выйти за кромку

За четыре года работы «Санлин» продал 16 франшиз, из которых, правда, три пришлось отозвать. «Они были закрыты не потому, что модель бизнеса себя не оправдала, а из-за разногласий с партнерами. Допустим, один решил за нашей спиной продавать всей сети форму, хотя это запрещено договором. Другой не соблюдал тренировочную методику – вместо двух тренеров ставил одного, когда в группе занималось 40 ребят. В общем, хотел больше денег заработать, сэкономив. Третий передал управление родственникам, а они не справились. При этом во всех случаях страдал имидж академии, поэтому мы расстались», – поясняет собеседник.

По утверждению Жангазиева, сейчас «Санлин» – самая крупная частная сеть академий футбола в Казахстане. Под ее эгидой занимаются дети в Астане, Алматы, Атырау, Талдыкоргане, Семее, Шымкенте, Кызылорде, Костанае, Караганде, Уральске, Павлодаре, Экибастузе, Аксу в Павлодарской области (к слову, франшизой там владеет женщина – единственная из всех франчайзи).

Фото: Андрей Ершов

Жангазиев теперь пытается «пересечь границу» – выйти на рынки России и Украины. Пока продаж за рубежом не было. «Дело в менталитете, – предполагает собеседник, – ведь все привыкли, что российские или украинские франшизы идут в Казахстан, а не наоборот. Сейчас мы тестируем разные рекламные акции, вкладываем деньги, надеемся, что дело сдвинется».

У предпринимателя есть основания верить в успех. С 2014 года в «Санлин» прошли обучение более 5000 детей. Ежегодно в среднем 50–60 учеников столичного отделения академии поступают в футбольный центр «Астана». Один из воспитанников – Дильдар Керей – ­уехал играть за дубль известного футбольного клуба «Спарта» (Прага).

«Рано или поздно казахстанский футболист будет играть в большом европейском клубе на ведущих ролях, – оптимистично заявляет Жангазиев. – Очень надеюсь, что это будет кто-то из моих воспитанников».

Возвращайтесь к нам через 1 неделю, к публикации готовится материал «Этнограф: Современные тренды здорового питания были заложены в кочевой культуре»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4014 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить