Время возможностей

Нурбанк обновил IТ-инфраструктуру и развивает каналы дистанционного обслуживания

Эльдар Сарсенов
ФОТО: Андрей Лунин
Эльдар Сарсенов

Нурбанк – универсальный средний (15-й по активам среди 27 БВУ страны) банк. С начала года увеличил активы на 4,9%, нарастил ссудный портфель до 231 млрд тенге, немного потерял в депозитах физических лиц, но сохранил рост по юридическим. В конце февраля по итогам AQR включен в программу оздоровления БВУ. О том, как банк справляется с текущей ситуацией, как меняются его бизнес-процессы и будет ли он делать ставку на онлайн после окончания ЧП, рассказывает председатель правления Эльдар Сарсенов.

– Насколько подготовленным Нурбанк встретил риски падения платежеспособности клиентов и снижения банковской ликвидности?

– Мы видим, что во всем мире пандемия существенно повлияла на все сектора экономики. Банковский не стал исключением. Платежеспособность клиентов напрямую оказывает эффект на деятельность БВУ. В периоды массового снижения платежеспособности заемщиков устойчивость банка определяется запасами капитала и ликвидности, а также наличием помощи со стороны государства.

По состоянию на начало года уровень достаточности капитала Нурбанка при нормативе 10% составил 19%, размер текущей ликвидности при нормативе 0,3 равнялся 1,7. Это говорит о том, что у нас достаточные запасы для того, чтобы справиться с ситуацией и не подвести клиентов.

– Как изменилась бизнес-активность клиентов?

– Активность клиентов из МСБ снизилась до минимума. Она наблюдается только в сфере торговли продуктами питания и у производителей товаров первой необходимости. Но предприниматели прикладывают все усилия, чтобы оставаться на плаву: работают на доставку, оказывают услуги дистанционно. Те же тренажерные залы, к примеру, перешли на формат онлайн-тренировок.

Мы со своей стороны помогаем клиентам выиграть время, предоставляя отсрочку по кредитам на три месяца. Дополнительно участвуем в Программе льготного кредитования малого и среднего предпринимательства, направленной на поддержку субъектов МСБ, пострадавших от введения ЧП, финансируя под 8% годовых на пополнение оборотных средств.

– Вырос ли спрос на потребительские кредиты за этот период и организовал ли банк онлайн-выдачу?

– Мы наблюдаем спад активности запросов на потребительские кредиты, что связано с кризисом, который ударил по карману населения. Люди стали более экономны в своих тратах, ведь завтра за кредит нужно будет чем-то рассчитываться. На сегодня мы предоставляем услуги кредитования лишь в четырех городах: Семее, Талдыкоргане, Петропавловске и Костанае, где введен ослабленный режим карантина. Банк не осуществляет онлайн-кредитование.

– Как отражается на банке пакет гос­помощи ИП, МСБ, населению по заморозке платежей, штрафов за просрочки?

– Нами был предпринят ряд срочных антикризисных мер для поддержания клиентов, как физлиц, так и предпринимателей, субъектов МСБ. Мы продолжаем выполнять обязательства в рамках программы поддержки. Разумеется, принятые меры не могли не отразиться на банке. Для понимания: объем поступлений от погашений кредитов в связи с предоставленными отсрочками снизился более чем в 3 раза.

– Сколько кредитных отсрочек банк предоставил?

– По розничным кредитам на текущий момент отсрочка предоставлена более чем 15% клиентов Нурбанка. 34% добровольно отказались от такой возможности, еще 51% заявок находится в обработке.

Если говорить про МСБ, то здесь подали заявки на отсрочку 55% клиентов. Из них одобрено 62%, остальные находятся в работе, и всего 1% добровольно отказался от отсрочки.

– Многие организации перестраивают работу с учетом текущего момента. Как изменились операционная модель банка, взаимодействие с клиентами?

– В условиях ЧП нам пришлось срочно адаптировать операционную модель. И, несмотря на то что никто не был готов к такому повороту событий, хочу отметить слаженность работы всех подразделений Нурбанка. Как только ввели особый режим, мы создали координационный штаб, который круглосуточно управлял процессом адаптации всех банковских процедур и технологий, контролировал работу IT-инфраструктуры, режим безопасности, переход на дистанционное обслуживание клиентов и многое другое. В результате мы успешно перевели все основные услуги и процессы на дистанционный формат. Нам удалось обеспечить достойное дистанционное обслуживание наших клиентов. При этом отдельные отделения продолжают работать и обслуживать клиентов по самым срочным вопросам, требующим личного присутствия, разумеется соблюдая все правила безопасности. Но то, что большая часть клиентов теперь успешно пользуется дистанционными сервисами банка, несомненно, достижение.

– После кризиса операционная модель вернется к прежней или изменится?

– После снятия режима ЧП планируем вернуться к докризисному уровню в наших филиалах и центрах банковского обслуживания, но созданные каналы дистанционного обслуживания, безусловно, сохраним и будем дальше развивать. Более того, как раз сейчас проводим значительное обновление нашей IТ-инфраструктуры, что, несомненно, в этом поможет.

– Сократится ли число отделений?

– Нурбанк состоит из 17 филиалов и 97 центров банковского обслуживания по всему Казахстану. В наши планы входит не только сохранить, но и расширить эту сеть.

– Многие компании взяли курс на сокращение персонала. Сколько сотрудников сохранит банк после карантина?

– На протяжении всего времени с момента введения режима ЧП мы продолжаем выплачивать всем сотрудникам зарплаты в полном размере, невзирая на то, работают ли они удаленно или нет. После снятия режима карантина все сотрудники выйдут на работу, вопрос о сокращении не стоит.

– Эксперты беспокоятся, что повышенный кредитный риск потребует роста резервов – понадобится ли докапитализация банка?

– Снижение платежеспособности заемщиков напрямую влияет на капитал и ликвидность. Недостаток ликвидности можно покрыть за счет помощи государства – средств, выделяемых через госпрограммы. Это дает моментальный эффект.

Возросший кредитный риск оказывает влияние на капитал через резервы. Для его снижения потребуется определенное время, которое даст возможность «оздоровиться» заемщику банка и встать на ноги. Но поскольку качество кредитного портфеля ухудшилось, банк должен оценить ожидаемые кредитные убытки. Немаловажную роль имеет обеспеченность займов залогами. Однако при общем ухудшении ситуации в экономике стоимость и ликвидность залогов уже не будет прежней. И как раз здесь основное значение будет иметь то, насколько банк капитализирован. Как я говорил ранее, у Нурбанка достаточные запасы капитала. Вместе с тем мы готовы к дополнительной капитализации.

– Нурбанк включился в программу финансовой поддержки. Когда пройдет выпуск облигаций и кто их купит?

– Мы ожидаем выпуск облигаций до конца апреля, с нашей стороны все необходимые действия осуществлены. KASE работает бесперебойно, поэтому надеемся, что задержек не будет. Не могу сказать, кто станет покупателем. Предлагаю подождать немного, и мы все узнаем.

ФОТО: Андрей Лунин

– Планирует ли банк изменения в своих моделях стресс-тестирования и ждете ли вы корректировку отчетности перед регулятором?

– Любой кризис дает определенный урок всем составляющим экономики, политики и т. д. Банковский сектор не исключение. Конечно, действовавшие ранее модели стресс-тестирования в рамках ежегодной актуализации будут пересматриваться с учетом текущей ситуации. Корректировок в отчетности банк не планирует.

– Ожидаете ли вы корректировки в регулировании после кризиса?

– Скорее мы ожидаем дальнейшую адаптацию регулятора к новым реалиям рынка и выстраивания продуктивных взаимоотношений между Нацбанком, АРРФР и банками.

Возвращайтесь к нам через 5 дней, к публикации готовится материал «2021 для бизнеса: год прорыва и трансформации»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4506 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить