Выйти за рамки

9306

В июле на базе МФЦА состоялся казахстанский общенациональный EdTech Forum, первый в своем роде. Форум стал отражением бурного роста зарождающейся индустрии новых образовательных технологий. Всего несколько лет назад ведущие казахстанские университеты запускали свои MOOC (OpenAlmaU, Narxoz Online, Open KazNU), и вот уже целая плеяда бизнесов, состоявшихся (UStudy, Academia.kz, Kundelik.kz) и новых (iPrep.kz, wunder.kz, bagdar.kz), предлагают рынку образовательные платформы, интерактивные обучающие игры, порталы проф­ориентации и многое другое. В рамках выставки EdTech Alley были представлены 20 стартапов, а всего в Казахстане насчитывается уже несколько десятков многообещающих проектов. Некоторые из них получают комплексную поддержку в Astana Hub или в рамках edtech-трека Startup Kazakhstan.

В общем, налицо бурный рост, подстегиваемый государством. Однако, как показывает карта EdTech-проектов от Бюро непрерывного образования МФЦА, пока нет крупных b2c-стартапов из Казахстана с миллионной аудиторией, таких как LinguaLeo или Uchi.ru. Смогут ли наши EdTech-проекты найти свою нишу и как им составить конкуренцию глобальным и российским компаниям?

Вкратце выделила бы три главных барьера для роста. Во-первых, объективно сложно масштабироваться на казахстанском рынке из-за низкого внутреннего спроса. Речь идет не только о малой численности населения: в целом взрослые казахстанцы не испытывают потребности в непрерывном образовании, да и крайне сложно заставить людей платить за то, что они привыкли получать бесплатно. Наш менталитет и общая терпимость к плагиату снижают готовность платить за онлайн-курсы и делают даже платежеспособных клиентов не очень привлекательными.

Во-вторых, на местном рынке казахстанские стартапы уже сталкиваются с интенсивной конкуренцией со стороны российских и глобальных игроков. У таких компаний, как Coursera или «Нетология», налажены бизнес-процессы и завоевана популярность среди обширной базы пользователей. Отсутствие явных конкурентных преимуществ у отечественных проектов автоматически ставит их в уязвимое положение.

Наконец, для наших стартапов, продукты и услуги которых ориентированы на местные школы и университеты, барьером оказывается высокая зарегулированность сферы образования. Образовательные стандарты и система госзакупок не всегда способствуют выбору лучшего провайдера из частного сектора, а за время, требуемое для завершения всех закупочных процедур и согласований, новые образовательные технологии могут потерять свою актуальность.

Для роста казахстанским старт­апам в сфере образовательных технологий предстоит в первую очередь решить вопрос масштабируемости – за счет быстрого доступа к большой англоязычной или русскоязычной ­аудитории. Например, российский рынок – это более 8 млн потенциальных активных пользователей и пока еще по-прежнему впечатляющие темпы роста (17–25%), а рынок Индии еще крупнее и перспективнее. И нужно не стесняться сотрудничать с зарубежными конкурентами – ведь именно они обладают экспертизой, глобальным видением, а также глубоким пониманием свободных ниш на рынках. Также нужно осознать, что контент превращается в commodity. Конкуренция разворачивается прежде всего за сервис, услугу, а не за доступ к уникальному содержанию, который, напротив, продается все хуже. Ну а государству нужно обязательно поддержать тех предпринимателей, кто не остановится на местном рынке и замахнется на мировые перспективы. Потому что экосистеме и инвесторам для перехода на следующий этап развития нужны не только местные истории успеха, но и настоящие чемпионы.

Возвращайтесь к нам через 6 дней, к публикации готовится материал «Bulgari выходит на старт Gran Turismo»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Казахи в Украине: бизнес в условиях войны

Смотреть на Youtube

Глава банка ВТБ (Казахстан) — об уроках пандемии, развитии финтеха и конкуренции с необанками

Смотреть на Youtube

Казахстан в кольце друзей или врагов?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить