Маркетплейсы как драйвер развития e-commerce

28018

Рынок розничной электронной торговли растет опережающими темпами, вытесняя традиционную торговлю, совокупный темп годового роста за последние три года составил порядка 40%

ФОТО: unsplash.com

По оценкам экспертов компании Baker Tilly, доля онлайн-торговли в 2018 году составила более 3%, что свидетельствует о существенном потенциале роста. Так, по итогам 2018 топ-30 игроков сгенерировали порядка $922 млн, прирост составил 43%. Согласно данным экспертов emarketer, мировой объем розничной электронной торговли достиг отметки $3 535 млрд, без учета продаж билетов на авиаперевозки и билетов на мероприятия, с общемировым приростом 20,7% в 2019 году. Самым быстро растущим регионом стал Азиатско-Тихоокеанский с приростом 25%. Также в тройку лидеров вошли Латинская Америка и Ближний Восток & Африка с приростом 21,3%.

Основной тренд на рынке e-commerce

Основным драйвером мирового рынка электронной коммерции являются маркетплейсы. Спрос на маркетплейсы является следствием потребительских предпочтений и обусловлен мировыми тенденциями – Казахстан не исключение. Таким образом, из-за растущего спроса все больше компаний в Казахстане переходят на данный формат бизнес-модели. По итогам 2018 в топ-30 крупнейших торговых интернет-площадок Казахстана вошли 3 маркетплейса. Ожидается, что в 2019 в Казахстане сохранится тренд на переход к данному формату, но уже в нишевых категориях. На сегодняшний день крупнейшими маркетплейсами в мире являются Alibaba, JD.com, Amazon, eBay. Так, в 2018 году доля рынка компании Alibaba в Китае достигла 58,2%, при этом размер китайского рынка e-commerce оценивался в $1520,10 млрд. Крупнейший маркетплейс в США Amazon занял 49,1% от общего оборота электронной розничной коммерции в 2018, размер рынка - $514,84 млрд.

По итогам 2019 года лидерами по объему интернет-торговли являются Китай и США: их совокупный объем продаж достигает $2521,7 млрд,  или 71,3% от мирового рынка. Прирост в этих странах в 2019 году оценивается в 27,3% и 14% соответственно. Стоит отметить, что лидером до 2013 года оставались США, но несмотря на это за последние пять лет Китай значительно продвинулся вперед и, по оценкам экспертов, продолжит поддерживать текущие темпы роста. Несмотря на стремительный рост Китая в последние годы, лидером по приросту в 2019 стала Мексика с показателем 35%. Стоит отметить, что из пятерки лидеров по приросту в 2019 только две страны вошли в топ-10 крупнейших стран по объему – это Индия и Китай, занявшие второе и четвертое место соответственно.

Лидеры категорий рынка e-commerce в Казахстане

Лидерами рынка розничной торговли в 2018 являются маркетплейсы, их доля рынка составляет 37% от объема топ-30 игроков. Второе и третье место занимают категории «Продажа железнодорожных и авиабилетов» и «Пассажирские перевозки» с показателями 22,2% и 16,7% соответственно. Таким образом, данные три категории занимают 75,9% от общего оборота топ-30 компаний. Также в пятерку лидеров вошли категории «Одежда» и «Электроника», их доля составила 8,4% и 7,9% соответственно.

Таким образом, прирост в категориях-лидерах за 2018 составил 113,9% в категории маркетплейса, 72,4% - продажа ж/д и авиабилетов и 78,6% - пассажирские перевозки. При этом в категории «электроника» наблюдается падение продаж, доля рынка сократилась с 11,9% до 7,9% в 2018, что в основном связано с переходом покупателей из традиционных онлайн-магазинов в маркетплейсы. Удобство формата с точки зрения сопоставимости цен и оформления заказов делают бизнес-модель маркетплейса наиболее привлекательной.

На данный момент в Казахстане активно развиваются площадки, занимающиеся доставкой продуктов питания, также стоит отметить появление новой категории компаний, занимающихся курьерской доставкой еды из различных заведений. Ожидается, что развитию электронной коммерции поспособствует высокое проникновение интернета в стране. Согласно данным World Bank на январь 2019, 76% жителей Казахстана подключены к интернету. При этом в Казахстане зарегистрировано 25,69 млн пользователей мобильной связи. Таким образом, стоит ожидать увеличения объема продаж через мобильные приложения, а также увеличение доли компаний, разрабатывающих собственные приложения.

Также стоит отметить, что за 10 месяцев 2019 общий объем безналичных онлайн-платежей через интернет составил $20,86 млрд, или 71,2% от общего объема безналичных платежей. Стоит отметить, что годом ранее показатель за аналогичный период был равен $6,99 млрд, или 51,1%. Таким образом, объем безналичных платежей увеличился в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что свидетельствует о росте популярности покупок через интернет.

Данный аналитический обзор был подготовлен компанией Baker Tilly в рамках разработки ежегодного ренкинга «30 крупнейших торговых интернет-площадок» совместно с Forbes Kazakhstan.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Бексултан Казыбек: Aminokka в Disney, BIP House в США, сумасшедшая фанатка и встреча с министром

Смотреть на Youtube

Олжас Сатиев: как воюют украинские и российские хакеры и как от санкций пострадает Казахстан?

Смотреть на Youtube

Татьяна Пятина - специалист по BDSM в IT

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить