Почему дорожают продукты в Казахстане?

Об этом рассказал министр торговли и интеграции Бахыт Султанов

ФОТО: Акимат Нур-Султана

В четвертом квартале 2020 года на ряд продуктов питания вновь взлетели цены. В первую очередь подорожали импортные товары. Однако, считает министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, взрывного роста цен можно было бы избежать: если бы акиматы использовали в полной мере все инструменты, которые у них есть для сдерживания роста цен.

- В четвертом квартале текущего года снова зафиксирован рост цен: в октябре – на 2,8% и в ноябре – на 2,3%. Наибольший рост цен с начала года зафиксирован в городе Нур-Султан (15,6%), в Павлодарской (15,4%) и Атырауской (12,9%) областях. По восьми товарам из девятнадцати, входящих в перечень социально значимых, наблюдается значительный рост цен от 10% до 30%. Наибольший рост цен зафиксирован на импортозависимые товары - сахар и гречку. Причиной этому стали рост курса валюты за год и рост мировых цен. Импортируемые в основном из России сахар и гречка подорожали на 33,6% и 34,6% соответственно. Вместе с тем подорожали и отдельные экспортоориентированные товары. Подсолнечное масло подорожало из-за роста мировых цен на 53,8%, картофель подорожал за счет увеличения экспорта на 46,1%. Яйца подорожали вследствие падежа кур и сокращения производства на 6,3%. Рост цен на данные пять товаров сыграл ключевую роль в общем размере продовольственной инфляции. Без них общий рост цен составил бы порядка 2% вместо текущих 9,6%, - констатировал министр, выступая в четверг, 10 декабря, на заседании правительства.

Султанов напомнил, что в целом с начала года рост цен на социально значимые продовольственные товары составил 9,6%, что ниже на 0,6% в сравнении прошлым годом (в 2019 - 10,2%).

При этом основной ажиотажный рост на 4,1% был зафиксирован в период чрезвычайного положения, когда только с 17 по 24 марта цены выросли на рекордные 1,7%. В тот период для стабилизации роста цен устанавливались предельные цены на 9 товаров, введен запрет экспорта 7 товаров и ежемесячное квотирование на вывоз 6 товаров. Также была понижена ставка налога на добавленную стоимость с 12% до 8%. В результате рост цен удалось остановить.

Важный момент: в период ЧП решения принимались на уровне правительства. Вместе с тем законодательно закреплена методология установления пороговых цен и на их основе применения предельных цен. Использовать эти рычаги могут акиматы отдельно в каждом регионе, если того требует ситуация. Но, отметил Султанов, было зафиксировано 66 случаев превышения пороговых значений розничных цен по стране.

- Несмотря на то что в этом случае можно устанавливать предельные цены, акиматы не использовали этот инструмент, за исключением Кызылординской области и города Алматы, - констатировал он.

Министр напомнил, что в прошлом году за непринятие мер по стабилизации цен были объявлены выговоры заместителям акимов семи регионов. Однако, добавил он, «уроки из этого не были извлечены».

- К примеру, в Актюбинской области в прошлом году было 5 случаев превышений, в этом году показатель не изменился. В Павлодарской и Туркестанской областях, несмотря на наибольшее количество превышений, акиматы игнорируют введение предельных цен, - сказал Султанов.

Помимо установления предельных цен, у акиматов есть и другой рычаг воздействия на рынок - интервенции региональных стабилизационных фондов, однако и он «используется акиматами крайне неэффективно».

- К примеру, в стабфондах городов Нур-Султан и Алматы, а также Атырауской и Акмолинской областей запасы с начала года не пополнялись. В Северо-Казахстанской и Костанайской областях структура запасов в стабфондах является неоптимальной. Вместо закупа сахара в значительном объеме закупалась мука, цены на которую довольно стабильны, - перечислил Султанов.

Наиболее эффективным способом стабилизации цен, по мнению министра, является «оборотная схема» - кредитование торговых сетей для пополнения оборотного капитала. Успешность этой схемы, по оценке Султанова, продемонстрировал акимат Алматы, где по этому механизму было выделено 7 млрд тенге и в результате рост цен оказался одним из минимальных (8,6%) в стране.

- Однако ряд акиматов неэффективно используют и «оборотную схему». За два года акиматами выделено всего 16,5 млрд тенге. Низкий объем средств выделен в четырех областях. В Восточно-Казахстанской области средства на оборотную схему не выделялись. В некоторых регионах в рамках механизма закупаются одни товары, а в последующем цены растут на другие товары. К примеру, в Северо-Казахстанской области выделено 50 млн тенге на закуп риса. Однако цены больше всего выросли на яйца, гречку и сахар, - рассказал министр.

В ходе заседания Султанов обратился к премьер-министру с просьбой:

- Учитывая риски второй волны пандемии коронавируса и традиционного предновогоднего роста цен принять меры по сдерживанию цен.

В числе таких мер - пересмотреть объемы продовольствия в стабфондах и расширить финансирование по «оборотной схеме» для акиматов; контролировать резервы пшеницы на базе Продкорпорации для стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары для министерства сельского хозяйства.

Отдельно Султанов подчеркнул, что акиматам необходимо «обеспечить реализацию возложенных функций контроля необоснованного роста цен, в части установления предельно допустимых розничных цен на отдельные продукты, по которым наблюдается наибольшее превышение пороговых значений, и обеспечить контроль их соблюдения».

 

Возвращайтесь к нам через 3 недели, к публикации готовится материал «Roche Diagnostics: Как снизить смертность от рака и уменьшить бюджетные расходы»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
11997 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Forbes Q&A: Как управлять 280 аптеками, развивать супермаркеты, строить новые рестораны и открывать гостиницы Смотреть на Youtube