Чем поразительны остров Сиберут и его жители

15757

Поездка в место, подобное Ментавайским островам (Индонезия), может стать путешествием всей жизни, о котором потом будешь вспоминать десятилетиями

Фото: Muhamad Saleh Dollah/Barcroft Media

А также может пробудить интерес к активному туризму и изучению этнографии. К тому же цивилизация быстро наступает на традиционный уклад местных жителей, и очень скоро они могут разделить судьбу других малых народов, которые потеряли свою культуру, но так и не стали частью современного социума.

Добраться и не потеряться

Сиберут – крупнейший из группы Ментавайских островов – находится примерно в 150 км от Суматры. В целом он мало отличается от множества больших и малых собратьев – те же тропические леса в обрамлении океана, местами горы. Однако благодаря коренным жителям – ментаваям эта удалённая часть суши считается одним из обязательных мест посещения для интересующихся этнографией. Племена ментаваев – наравне с пигмеями Центральной и Восточной Африки, коренными жителями Папуа, тропических лесов Бразилии, долины Омо в Эфиопии – все ещё пытаются сохранить традиции и быт, неизменные тысячелетиями. При этом ментаваи – народ гостеприимный и дружелюбный, порой даже излишне, из-за чего теперь страдает сам.

Первая и основная трудность, связанная с поездкой на Сиберут, - даже не деньги (при удачном раскладе вся поездка обойдётся в $1300–1500), а расстояние до него. С внутренними перемещениями тоже не всё просто, так как из-за отсутствия дорог небольшой отрезок пути занимает уйму времени.

Идеальный авиамаршрут выглядит так: долететь до малайзийской столицы Куала-Лумпур и оттуда на бюджетном авиаперевозчике Air Asia до портового индонезийского города Паданг на западе Суматры. Вторая задача: на одном из трёх паромов в неделю доплыть до городка Муара-Сиберут. В среднем ночной паром идёт 10 часов в зависимости от ситуации в океане. Одно из суден считается скоростным, второе – более или менее, третье – корыто, которое, возможно, периодически тонет и его заменяют чем-то подобным. Условия везде, как в советских плацкартных вагонах летом, когда была традиция максимально уплотнять поезда безбилетниками. Есть ещё авиакомпания Susi Air, соединяющая Паданг с административным центром Ментавайских островов – Сипорой. Однако этот небольшой клочок земли облюбован австралийскими сёрфингистами и не может предложить таких приключений, как Сиберут.

Фото: Muhamad Saleh Dollah/Barcroft Media

Доплыв до Муара-Сиберута, нужно решить другую задачу – что дальше? К такого рода поездкам принято готовиться заранее, списываясь с гидами и разрабатывая маршруты. Есть два но. Несколько агентств в Паданге, организующих поездки на Сиберут, за свои услуги могут брать повышенный тариф. К тому же, как пишут на форумах, самим племенам с этих денег практически ничего не перепадает и есть шанс, что привезут в «потёмкинскую деревню» рядом с портом. Поэтому теоретически допустимо озаботиться поиском гида по прибытии, но лучше ориентироваться на тех нескольких, у кого есть хорошие отзывы в Сети.

В принципе, каждый житель отдалённой деревни в джунглях может выступить проводником, но проблема в том, что никто не говорит на английском. Может повезти, как нам, – на пароме плыл турист, которого встречали на месте. Благодаря этому мы нашли лодку, дав наставления лодочнику, где высадить. Дальше опять всё зависит от везения: мобильная связь (про интернет говорить не приходится) на Сиберуте действует только в относительно крупных поселениях на побережье или на вершинах гор.

Крупные ментавайские деревни расположены вдоль рек, мелкими группами домиков уходя в джунгли и горы. Четырёхчасовой спуск по реке до деревни Сакалиу стоит примерно $50, и оно того стоит, так как лодочнику приходится демонстрировать чудеса навигации, уворачиваясь от торчащих из воды камней. Нет гарантий, что лодку в бурном течении всё же не зальёт или не опрокинет. Альтернативный путь – те же четыре часа, но в качестве пассажиров на мотоциклах. При наличии больших рюкзаков – не самый лучший вариант. Но и это ещё не всё. Дорог в джунглях попросту нет, их функции выполняют рейки и камни, брошенные в грязь. И риск опрокинуться на мотоцикле намного выше, чем в лодке.

Свинья как символ богатства

Преодолев путь, на сутки можно расслабиться, так как поход до племени, живущего вне условной цивилизации, занимает пять-шесть часов в зависимости от вашей подготовки.

Сам поселок выглядит вполне прилично – ровные улицы, скромные, но аккуратные домики. Раньше материковая Индонезия пыталась в ускоренном режиме «цивилизовать» ментаваев, в том числе с применением силы (например, выдирать заточенные в племенных традициях зубы или разрушать предметы, связанные с религиозным культом сабулунган). Но впоследствии от перегибов отказались и решили приучать к цивилизации цивилизованно. К сожалению или к счастью, такой подход работает. И сегодня процент живущих в джунглях и горах по законам и традициям предков несопоставимо мал в сравнении с числом тех, кто выбрал более комфортные условия.

Очевидно, отношения властей Индонезии и ментаваев нельзя назвать простыми. Правительство пытается вытащить их из джунглей, привить свои представления о цивилизационных нормах, а заодно вырубить освободившиеся участки тропического леса. Многие соглашаются на такой обмен, но есть и противники, уходящие всё глубже в джунгли и не собирающиеся расставаться со своей культурой и образом жизни в обмен на блага. Зачастую семьи ментаваев разделены. Как правило, старший в семье и несколько родственников ведут традиционный промысел в джунглях. Те, кто моложе, ходят на охоту с луком и стрелами, но предпочитают удобную одежду, пользуются фонариками и возвращаются в свои дома в поселках, которые в сравнении с жилищами в джунглях имеют повышенный комфорт.

Фото: Muhamad Saleh Dollah/Barcroft Media

Из объектов культуры в деревнях – обязательно мечеть, поскольку материковые власти пытаются не только обустроить жизнь аборигенов, но и навязать им религию (по своей природе ментаваи – анимисты). Со вторым получается не слишком успешно. Мечети на самом деле собирают множество людей, но лишь потому, что это единственное место, где есть электрический генератор и можно подзарядить, допустим, фонарик, а также посмотреть телевизор и просто пообщаться друг с другом. Причём мужчины и женщины размещаются внутри все вместе.

Некоторая альтернатива мечети – поселковый магазинчик: электричества там нет, но как место встреч функцию свою выполняет. Там же под слоем пыли можно найти пиво по цене $5 за бутылку (доставка с учетом дорог не самая простая). Местные себе позволить заплатить такую цену не могут, и остаётся рассчитывать только на доброту случайных визитёров. По крайней мере, видя пьющего пиво иностранца, редко кто пройдет мимо.

Иностранных гостей, остановившихся в домах гидов, потчуют самым лучшим. То есть к столу подают рис и яйца, что для местных жителей является непомерной роскошью. Традиционно все живут на саговой пальме – дереве, чья древесина не только обеспечивает стройматериалами, но также является заменителем хлеба: её едят все – люди, собаки, свиньи. На вкус как жёсткий пенопласт, но вполне питательно. Разбавлять саго могут жареной рыбёшкой и лягушками. Если повезёт, то охотники приносят добычу: обезьян или небольших оленей. Свиньи же – основное богатство и часто используются в товарно-денежных отношениях. За них можно подобрать себе жену, ими же можно откупиться практически от всего, в том числе от убийства (впрочем, подобное – исключительный случай, так как ментаваи даже перед рубкой дерева заранее просят у него прощения, не говоря уже про остальную живность). Деликатесом же номер один считаются толстые личинки паразитов саговой пальмы, правда, вряд ли вам их предложат (самим не хватает), да вы и сами не станете это есть.

Нездоровое долголетие

Поход до «традиционных» ментаваев для неподготовленных туристов станет настоящим испытанием. Сначала в джунглях - по колено в грязи и болотной жиже, затем по горам, цепляясь за кусты, и всё это при жаре и высокой влажности. Другим испытанием может стать встреча с питоном. Их местные жители откровенно побаиваются и на такой случай не расстаются с мачете. Зато пейзажи и вся обстановка вокруг - как в приключенческих фильмах. На шум от хлюпанья по грязи и проклятий замученных туристов из кустов бесшумно возникают босоногие татуированные ментавайские охотники с луками или древними ружьями, чтобы перекинуться парой слов с проводником или стрельнуть… сигарет.

Фото: Muhamad Saleh Dollah/Barcroft Media

Первые постройки появляются так же внезапно, как и охотники. Раньше члены клана проживали общинами, в больших бамбуковых домах «ума». Однако такие отношения уходят в прошлое, да и кочевать приходится намного больше, чем раньше. Так что вполне получается обходиться небольшими строениями на семью, где на первом этаже обитают куры и свиньи, а на втором, увешанном черепами обезьян и других съеденных животных, – семья. Помимо охоты и вырубки саговой пальмы жители культивируют другие дары джунглей – кокосы, манго и дурианы. В таких деревушках может насчитываться и пять, и двадцать пять домиков, отстоящих на расстоянии 100–200 метров друг от друга. Коммуникации между ними принято вести с помощью ударов по чему-нибудь железному или подачей сигналов огнём в тёмное время.

Жизнь в таких поселениях ожидаемо монотонна. Мужчины, если не самый сезон урожая фруктов, уходят на охоту (или говорят, что на охоту) и пропадают на два-три дня. На женщинах сбор плодов, забота о детях и домашних животных, все остальные домашние дела. Старики по мере сил занимаются саговыми пальмами или уходят в соседние деревни пообщаться с приятелями.

Из активностей гостям деревушки могут предложить участие в охоте (исключительно из вежливости, так как вряд ли кто сможет уподобиться в ловкости ментаваям). Менее сложные занятия – сбор плодов, разделывание саговой пальмы, поиск саговых личинок или просто прогулка.

Удивительно, но в отсутствие медицины и при любви к крепкому табаку с юношеского возраста у ментаваев распространено долгожительство. 80-летние старцы легко преодолевают по горам десяток километров или взваливают на плечо ствол пальмы, который с трудом поднимут двое крепких европейцев. Правда, и форс-мажоры тоже случаются, а в деревне в лучшем случае один врач широкого профиля, из лекарств – какой-нибудь антибиотик и бинт.

Если всё прошло без происшествий, то возвращение в Муару-Сиберут лучше всего отметить поездкой на пляж близлежащего островка. В самом городке мест для купания как таковых нет, но за $20 лодочник доставит до песчаной россыпи и подождёт сколько нужно, причём купание гарантированно будет проходить в предельно чистом океане и в полном уединении.

После чего останется последняя задача поездки на Сиберут – покинуть его, так как паромы имеют обыкновение ломаться. Конечно, при наличии времени, наверное, стоит навестить и другие островки этого ряда. Однако не следует забывать, что и Суматра тоже способна удивить и своей природой, и историей, и вулканами, и строениями. Разве что таких, все ещё затерянных во времени племён там уже не осталось.

Фото: Muhamad Saleh Dollah/Barcroft Media

Некоторые подсказки

• Визы в Индонезию для казахстанцев отменены.
• На интернет-форумах предупреждают, что недобросовестные гиды могут «забыть» туристов в джунглях или начать придумывать «легенды», чтобы задержать клиентов, оплачивающих работу гида поденно.
• Питоны, хоть и представляют собой угрозу, но не столь сильную, как ядовитые насекомые. Помогают репелленты, плотная одежда и обувь.
• Комары на Сиберуте являются переносчиками малярии. Необходимо принимать антималярийные средства.
• Крепкого алкоголя на Сиберуте нет. Лучше всего запастить им, хотя бы как профилактическим средством, в китайских магазинах в Паданге.
• Крепкие сигареты, как и свиньи, участвуют в товарно-обменных отношениях.
• Никаких лекарств в посёлках нет, нужно брать с собой.
• Брать с собой вообще лучше всё, что может пригодиться. Любые оказавшиеся ненужными вещи будут с благодарностью приняты местными жителями.
• Считается, что с ноября по апрель сезон дождей. Однако на деле дожди не являются серьёзной помехой.
• На дорогу домой лучше заложить пару-тройку дней про запас. Экстремальные ситуации в таких местах всегда возникают там, где их не ждёшь.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Ержан Есимханов — о январских событиях, коррупции и неравенстве

Смотреть на Youtube

Татьяна Пятина - специалист по BDSM в IT

Смотреть на Youtube

Еркин Татишев: про победу в конкурсе, январские события, образование и проблемы бизнеса

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить