Эксперт мультибренда

22726

Айгуль Амиржанова пришла в компанию VILED в конце 2003. Сегодня она - генеральный директор крупнейших в стране магазинов ювелирных украшений и одежды сегмента luxury – VILED и Saks Fifth Avenue и знает о тонкостях этих сфер столько, сколько, пожалуй, никто другой

Фотографии: Андрей Лунин
Айгуль Амиржанова.

F: Айгуль, первый бутик компании VILED открылся в 1999 году, при этом старт новой для компании политики случился позднее – в 2004-м. Каким он был с точки зрения конъюнктуры рынка и масштабов бизнеса?

– В течение 10 лет конкурентное поле в целом не изменилось. Менялось только количество брендов, ввозимых в Казахстан, что способствовало росту как спроса, так и предложения. К примеру, в 2004 объем рынка fashion-ретейла (включая все категории: luxury, премиум и масс-маркет), по оценкам экспертов, составлял $300 млн, а по итогам 2013 – $250 млн, и это только luxury- и премиум-сегменты.

Мы начинали с четырех магазинов общей площадью 600 кв. м, два из которых были в арендуемых помещениях, так что, можно сказать, работа велась почти с нуля. А на сегодняшний день нас признают лидерами люксовой индустрии страны в ювелирно-часовом и fashion-сегментах. И те самые 600 кв. м сегодня превратились в 13,3 тыс. кв. м, включая бутики Алматы и Астаны.

F: Тогда казахстанский потребитель еще не был избалован ассортиментом предложений, рынок только формировался. Какие сложности вы испытывали, продвигая предметы luxury? Приходилось ли воспитывать потребителя, поднимать его планку вкуса и потребностей?

– Безусловно. Одной из первоначальных задач было представление сегмента в правильном изложении – таким образом, чтобы потребитель заинтересовался абсолютно новым, «другим» предложением и оно не вызвало в нем отторжения. На начальном этапе мы прилагали немало усилий, чтобы объяснить и показать клиентам, что роскошные украшения – это не только красиво, но и доступно у нас в Казахстане. Основные проблемы, которые нам нужно было решить, – это недоверие локальным ценам, ограниченный ассортимент, представленный на рынке и, как следствие, предпочтение, отдаваемое казахстанскими потребителями покупкам ювелирных изделий за рубежом. Но мы смогли преодолеть все барьеры благодаря справедливой ценовой политике, высокому сервису и предоставлению широкого ассортимента своим клиентам.

F: Какими были обороты на этапе становления?

– В 2003 году оборот группы компаний VILED составил 143 млн тенге, а спустя 10 лет мы подошли к цифре в более чем 10 млрд тенге. Для меня это в первую очередь показатель эффективности работы каждого сотрудника компании, правильного выбора направления развития, а также результат постоянного стремления к совершенствованию бизнеса.

F: А чем вы занимались прежде? Можно ли сказать, что вы пришли в компанию подготовленной к ее масштабам?

– Здесь я отмечу времена становления коммерческой системы после развала Советского Союза. Пройдя через кооперативы, хозрасчеты, начальные этапы бюджетирования и частное предпринимательство, я научилась правильному планированию и систематизации цифр. Свою роль сыграла и карьера в нефтяной компании ШНОС («Шымкентнефтеоргсинтез». – F), где главной ценностью для себя я вывела командную работу. По сей день считаю, что команда профессионалов является одним из ключевых факторов для построения благополучного бизнеса.

F: С кем вы работали в команде? Какие функции были возложены на вас и как давалась эта роль?

– Моя задача заключалась в том, чтобы верно выстроить стратегию развития, подобрать тактику для достижения четко обозначенной цели. Нужно было оценить направление всей мировой люксовой индустрии и применить ее на нашем, казахстанском, рынке с учетом локальных вкусов и предпочтений. Но, в первую очередь, было необходимо самим понять особенности этого бизнеса, а затем правильно их изложить всей команде. Сегодняшние результаты были бы невозможны без активного участия моих коллег – Андрея Копытина, Диляры Айдарбековой, Халимы Мурзабековой. Я изначально делала ставку на сильную команду – и 10 лет практики подтверждают верность моего решения.

F: Расскажите, пожалуйста, о самых сложных моментах в работе. Если бы пришлось повторить опыт, вы прошли бы этот путь легче и быстрее?

– Трудности были... Нас не обошел финансовый кризис 2007–2008 годов, но мы устояли. Не стоит забывать и о девальвации, которая произошла в прошлом месяце. Тогда, как и сейчас, все силы и инвестиции сконцентрированы на мировых именах, таких как Cartier, Van Cleef and Arpels, Breguet, Boucheron, Tiffany&Co, Dolce&Gabbana, Gucci, Ralph Lauren, Alaia и т.д. Я считаю, что любой новый для человека путь нельзя пройти быстрее, легче. Конечно, с годами благодаря опыту многие вещи легче воспринимаются, но цель достигается все таким же каждодневным кропотливым трудом.

F: Давайте поговорим о Saks Fifth Avenue – очень масштабном проекте и с точки зрения финансов, и с точки зрения рыночных тенденций. Можете озвучить эти масштабы в цифрах?

– Saks Fifth Avenue в Алматы – самый масштабный проект на казахстанском рынке luxury fashion, в который мы инвестировали более $40 млн. Мы открыли для потребителей возможность совершать покупки и приобретать брендовые одежду, обувь и аксессуары в одном месте, впервые представив им формат department store. Мы первыми реализовали план по открытию fashion- бутиков Gucci, Dolce&Gabbana, Loro Piana и Ralph Lauren. Не могу не отметить и наше нововведение по представлению и продаже разных категорий товаров через фирменные корнеры – парфюмерию, мужскую, женскую и детскую одежду. Многие fashion-эксперты отмечают тот факт, что с открытием Saks Fifth Avenue в Алматы индустрия моды начала стремительно развиваться. И это не может не радовать. Ведь это касается не только ретейла, но и развития fashion-медиа, образования, менедж­мента.

F: 10 тыс. кв. м для магазина – чем продиктована эта цифра?

– Все просто, это требования Saks Incorporated, поэтому нами строго были соблюдены все гайдлайны бренда – от площади до оформления универмага. «Есентай Молл» стал единственным торговым центром, строящимся на тот момент, который смог удовлетворить нашим требованиям.

F: Какие линии товаров интереснее и ближе вам лично? К чему вы подходите с особым отношением, повышенным вниманием?

– Трепетно отношусь к выбору подарков для родных и близких – вот что приносит мне истинное удовольствие! Сама я никогда не увлекалась шопингом, если в этом не было особой необходимости. И мне трудно выделить определенные бренды, я отдаю предпочтение фактурам, цветам, стилю…  Например, Dolce&Gabbana люблю за их умение подчеркнуть женственность, а Céline – за концептуальный минимализм. Что касается ювелирных украшений, то их я никогда не рассматриваю как дань моде, скорее как инвестицию. Отсюда и моя безоговорочная любовь к мировым именам: Cartier, Van Cleef and Arpels, de Grisogono.

F: Прежде появлялась информация, что в алматинский магазин коллекции будут поступать одновременно с остальными мировыми магазинами. Сейчас действительно так и происходит?

– Сезон весна-лето – 2014 четвертый для Saks Fifth Avenue Almaty. Мы можем гордиться тем, что 80% коллекций нового сезона представлены в универмаге уже к марту, что является отличным показателем в данном вопросе. Мы стараемся обеспечить казахстанских модников своевременным поступлением новых коллекций наряду с мировыми магазинами. Но не стоит забывать и о многочисленных факторах, которые часто являются препятствием: удаленное от Европы и Америки географическое положение нашей страны, сложная организация логистики, новые процедуры таможенного оформления и многое другое.

F: Сколько людей трудятся над тем, чтобы обеспечивать работу такого крупного проекта?

– Saks Fifth Avenue в Алматы – это не только место для шопинг-удовольствия, но и около 300 рабочих мест. На этапе открытия мы столкнулись с проблемой нехватки профессиональных кадров, поэтому одной из тактических задач было и остается развитие каждого сотрудника. Проработав в индустрии полтора года, мы воспитали первое поколение работников luxury-сегмента, которые сейчас очень востребованы на рынке и, конечно, у конкурентов.

F: Вы можете сказать, что за год с небольшим работы алматинцы стали активнее покупать одежду любимых брендов в родном городе?

– В данном вопросе мы опираемся на маркетинговые показатели, все индексы которых растут: с каждым днем увеличиваются и посещаемость нашего магазина, и продажи. Также увеличивается и клиентская база, которая на сегодняшний день составляет более 12 тыс. человек. Это клиенты, совершившие покупку в Saks Fifth Avenue хотя бы один раз. Мы надеемся, что нам удается удовлетворять потребности всех казахстанских потребителей.

F: Можно узнать немного о вашей семье и о том, как вы сочетаете бизнес с личной жизнью? Каковы основные правила, которые помогают вам управляться со всеми женскими ролями?

– Главное в моей жизни – моя семья: дочь, родители, сестра и племянники. Именно благодаря их поддержке и заботе я нахожу достаточно времени и сил реализовывать себя.

F: Помимо бизнеса, вы заняты благотворительностью. Что дает вам эта деятельность?

– VILED – крупная компания, и мы чувствуем свою социальную ответственность, поэтому уже несколько лет поддерживаем благотворительный фонд «Аяла», миссия которого направлена на спасение жизни крошечных пациентов родильных домов, перинатальных цент­ров, больниц и санаториев Казахстана.

F: Если бы пришлось уехать на несколько месяцев в место, где очень ограничены коммуникации с внешним миром, какого одного человека вы бы взяли с собой? Какую книгу? Какую музыку?

– Такое, конечно, трудно представить… И даже если представлять, то я не смогла бы остановиться на одном человеке – мне нужна вся моя семья рядом. Из книг, наверное, взяла бы «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. Жизненная хватка, стойкость, сила и невероятная женственность – вот что мне нравится в Скарлетт. В музыкальных предпочтениях – Queen c их «Bohemian Rhapsody», Chris de Burgh, George Michael.

F: Без чего или кого вы не смогли бы продолжать успешную деятельность?

– Без моей команды, с которой мы постоянно развиваемся и стараемся достигать все новых высот, ставим новые цели, идеи и воплощаем их вместе. Думаю, без здоровья, которое необходимо в первую очередь, без опыта, чтобы не принимать «неправильных» решений, ну и, конечно же, без дочери, которая является моей мотивацией и стимулом всегда быть в тонусе.

F: Какой в двух-трех определениях сегодня должна быть казахстанская женщина, чтобы вести крупный бизнес?

– Целостной личностью, решительной и ответственной. Если бы вы спросили про то, что я ценю в людях, я бы непременно сказала: честность.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Смертность от инсульта снижает казахстанский стартап

Смотреть на Youtube

Доктор Хегай – о лекарствах, лоббистах и недостатках медицины Казахстана

Смотреть на Youtube

Лилия Рах: Из деревни - к звёздам мировой индустрии моды

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить