Индустрии сердца

6049

Как развивается креативная экономика в Казахстане

ФОТО: © Depositphotos.com/Variant

В 2015 году кресло Lockheed Lounge дизайнера Марка Ньюсона стало самым дорогим объектом дизайна, который был продан при жизни дизайнера на лондонском аукционе Phillips de Pury. Кресло ушло за 2  434 500 фунтов стерлингов, побив собственный рекорд 2010 года в 1,4 млн фунтов. Алюминий, каркас из оптического стекла, работа сварщиков и мебельщиков обошлись не более чем в 10 тыс. фунтов. Прибыль за вычетом их стоимости, доход владельцев креативной собственности и работников креативного труда, дизайнера и аукционного дома по этой сделке составила 96%.

Это кресло, первый прототип которого «участвовал» в клипе Мадонны Rain 1993 года и которых потом вышло и успешно продалось за крупные суммы больше десятка копий – яркий пример модели креативной экономики, которая в 1985 году была официально принята как государственная экономическая политика в Великобритании, а вскоре и во всех странах G7.

В новом тысячелетии кино, музыка, мода, промышленный, архитектурный, объектный, графический, интерьерный дизайн, медиа, издательское дело, фотография, театр, балет, современное искусство, компьютерные игры, реклама, индустрия гостеприимства и питания, мероприятий и событий (ивент), образования, коучинга – самые быстрорастущие секторы экономики из-за увеличивающегося запроса постиндустриального общества в самореализации, саморазвитии, развлечениях.

По оценкам ЮНЕСКО, за 2018 год объем выручки глобальных креативных индустрий, в которых занято около 30 млн человек, составил $2,3 трлн и в самые ближайшие годы достигнет отметки 10% мирового ВВП.

Креативные и культурные индустрии развиваются стремительно, на крыльях одного из главнейших глобальных макротрендов на урбанизм, развитие городов вкупе с гуманизацией сфер производства, потребления, устойчивого развития, зеленой экономики и во время кризисов показывают резистентность и нечувствительность к факторам, замедляющим общий экономический рост экономики.

«В большинстве развитых стран креативные индустрии являются основной частью экономики, к примеру в ряде европейских стран – Германии, Австрии, Франции – индустрия культуры и арт-туризм приносят доход в среднем на 10–15% выше, чем сектор сельского хозяйства и индустрия транспорта», – делится своим мнением Дина Байтасова, основатель галереи TSE Art Destination и директор фестиваля современного искусства Astana Art Show.

Создание креативной экономики, пусть не так динамично и с опозданием на 25–30 лет, не обошло и нашу страну. В конце 1980-х, когда развитые страны переходили к новой модели креативной экономики, мы были заняты переходом от командной экономики к свободному рынку, и у нас все силы ушли на «шоковую терапию» и переваривание ее последствий.

Это усугубляется еще и тем, что физически и ментально мы находимся обособленно и далеко от центрального потока глобальных экономических, идеологических, философских и мировоззренческих процессов.

Отраслевые приоритеты государства и частных инвесторов у нас в стране, как и во всех постсоветских странах, за исключением Прибалтики, все еще базируются на индустриальной парадигме XX века, которая недооценивает экономический потенциал идеи, креатива и креативного класса и их способности приносить многомерную пользу на макро- и микроэкономическом уровне, создавая несырьевые, высокоинтеллектуальные и инновационные отрасли с продуктом с высокой добавленной стоимостью, диверсифицирующие нашу экономику в сторону от традиционных добывающих индустрий.

Азиза Жупарова, PhD по экономике, постдок КазНУ им. аль-Фараби, считает, что в Казахстане в настоящее время политическое внимание к креативным индустриям ограничено в связи с незначительной заинтересованностью и осведомленностью о потенциале этого сектора.

«Финансовую поддержку от государства получает лишь ограниченная часть проектов в сфере культуры, – информирует она. – Креативные индустрии в принципе не рассматриваются как отдельный сектор экономики, отсутствуют методологии сбора статистики в области креативных индустрий».

Вместе с тем успешные примеры развития креативных отраслей есть не только к западу от нас, но и на Востоке. По словам продюсера музыкальной группы NinetyOne, генерального директора Juzent Ерболата Беделхана, в Южной Корее одна только корейская группа BTS каждый год приносит экономике Кореи порядка $3,63 млрд и каждый 13-й иностранец посещает страну благодаря заинтересованности в группе. В 2018 году институт экономических исследований Hyundai назвал коллектив одним из семи факторов положительного влияния на экономику страны.

ФОТО: © Depositphotos.com/Viktoria Sapata

Казахстан – многонациональная и мультикультурная страна, таланты которой, такие как Димаш Кудайберген, Айсултан Сеитов, Jah Khaleb, Нурлан Сабуров, Айнур Турисбек, Скриптонит, Алмагуль Менлибаева, и многие другие пробились и стали востребованными на зарубежных рынках, несмотря на отсутствие поддержки и интереса со стороны государства, частных инвесторов и законодательных основ для меценатства и спонсорства.

Наша страна может и должна занять свое место на карте мировых креативных индустрий, так как в глобальном контексте казахская и – шире – тюркская культура пока еще мало известна и не вошла в мировой обиход как одна из самобытных и не похожих на другие цивилизаций, соединяющих наследие древних городов, средневекового золотого века Великого шелкового пути и кочевническую философию и образ жизни, испокон веков царивших на нашей земле вплоть до революции 1917 года.

«Креативные индустрии могут превратить ресурсы казахской культуры в экономические ресурсы и выводить продукты, обогащенные казахской культурой, на международный рынок, продвигать казахскую культуру, знакомить мир с Казахстаном, участвовать в международной конкуренции и повышать международную конкурентоспособность Казахстана», – считает Азиза Жупарова.

Конкуренция в креативных индустриях жесткая, так как барьером для входа является наличие новых, свежих, оригинальных идей и качественного контента, цифровые технологии сделали стоимость производства креативного продукта доступной для любого обладателя компьютера или смартфона с хорошей камерой и памятью. Чтобы быть успешным в креативных индустриях, важно быстрее других уметь придумывать что-то новое, необычное, оригинальное, вдохновляющее, чтобы люди захотели к этому приобщиться и, как результат, заплатить за это.

Нам мешает укоренившаяся у нас традиция образования и практики с изжившей себя индустриальной парадигмой прошлого столетия, сфокусированные больше на технических навыках, в новом тысячелетии отошедшие на второй план из-за того, что цифровые технологии стали доступны любому и на порядок снизили стоимость производства творческого продукта. Фокус на технологиях и технических навыках ослабляет конкурентоспособность казахстанского креативного (да и любого) продукта, так как он не поощряет генерацию идей, оригинальность, нестандартность, нешаблонность мышления, являющихся основой устойчивого конкурентного преимущества и уникального торгового предложения творческих брендов.

Мадина Сергазина, независимый куратор, историк, видит катализатор развития креативных индустрий в изменении системы университетского образования в сторону увеличения доли практического опыта – «чтобы показывать, как применять теоретическую часть в работе, во взаимодействии между учебными заведениями и существующими культурными институциями».

Востребованность в креативных профессионалах высока, однако, как считает Зарина Акшулакова, производитель одежды, дизайнер бренда IamDifferent, настоящих специалистов, не говоря об экспертах, днем с огнем не сыщешь. «Нам крайне необходимы прогрессивные IT-профи, дизайнеры всех направлений, фотографы, модели, актеры, художники всех жанров», – говорит она.

Структурные проблемы развития креативных индустрий зависят от кадров и существования среды и сообщества. Индира Махметова, основатель арт-завода Hydra, выделяет как главное препятствие отсутствие критериев: «Не выделены категории профессий и креативного предпринимательства, мы – невидимки для общества. В связи с этим отсутствует система поддержки креативной экономики».

Важным стимулом для сектора являются налоговые льготы и преференции, а также такие макроэкономические стимулирующие инструменты, как дотации, гранты и поощрение меценатства.

«Налогообложение креативных индустрий должно быть просчитано и дифференцировано. Не может КПН и НДС быть одинаковым у нефтедобывающих и компаний по графическому дизайну», – считает Индира Махметова.

Основные кадры нового казахстанского креативного класса, как и во всем мире, – молодые люди, относящихся к поколению миллениалов и зумеров (поколение Z), ровесники нашей независимости. Выросшие и сформировавшиеся в то время, когда цифровые технологии стали обыденностью, органичной частью нашей повседневной жизни, они не видят себя работающими на заводах, фабриках, месторождениях, что называется, руками. Эти люди работают головой, сердцем, душой, и сама природа такого труда в ощущении себя частью чего-то большего, в целостности (холистичности), инклюзивности, прозрачности и флюидности и открытости мира.

Наталья Тян, управляющий партнер Coco Kitchen, уверена, что в цифровом веке конкурентным преимуществом не могут быть ископаемые: «Им должен быть контент, который нужно создавать. А значит, уже сейчас следует позаботиться о его создателях».

Экономический эффект от развития креативно-инновационных кластеров, соединяющих культуру, искусство, инновации, технологии, предпринимательство и инвестиции, в развитии региональных центров неоспорим, и мировых примеров преобразования депрессивных городов и районов в процветающие множество: Бильбао, Ливерпуль, лондонский Шордич, нью-йоркский Брайант Парк, берлинский Кройцберг. У нас в стране – это центры притяжения креативного класса, мультидисциплинарные площадки, профинансированные за счет частных инвесторов и самих предпринимателей, такие как столичные TSE Art Destination, арт-завод Hydra и алматинские «Уй54», TSE Residencies, «Дом на Барибаева, 36», Tselinny.

Успех наших креативных индустрий на данном этапе напрямую зависит от совместных действий государства, инвестиционного сообщества, меценатов, других источников капитала, а также креативных предпринимателей в усилении компетенции, идентификации своей ниши на внутреннем и экспортных рынках, формулировании ДНК, уникального торгового предложения, визуального стиля и коммуникаций брендов, создании профессио­нального и конкурентоспособного продукта по международным стандартам, цифрового маркетинга и продаж.

После того как у нас в Казахстане будут успешно функционировать не десяток, как сейчас, а сотни, тысячи конкурентоспособных брендов, мы на деле станем индустриями в полном смысле этого слова, а не просто кучкой креативных предпринимателей, и само собой начнется развитие инфраструктуры оптовых и розничных онлайн- и офлайн-продаж, логистики и транспорта и восстановятся разрушенные вертикали глубокой переработки сырья и производства конечного продукта с высокой добавленной стоимостью, существовавшие и успешно работавшие во всех регионах нашей страны еще вплоть до середины 1990-х годов, когда нас полностью поглотил процесс переходного периода от коммунизма. Жизнь циклична, и сейчас у нас у всех есть шанс возродить наши производственные, культурные, духовные традиции в новых реалиях, когда надо уметь работать не столько руками, сколько головой, сердцем, душой.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Куанышбек Есекеев: 5G, интернет в сёлах и киберспорт

Смотреть на Youtube

Как казахи ставят юрты в Украине

Смотреть на Youtube

Руслан Шаекин: Миллионер из Караганды

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить