Life-work Balance. 7 идей от коучей и бизнесвумен

24291

Быть деловой женщиной означает балансировать между рабочей рутиной, домашними обязанностями, шумными тоями и совещаниями в ZOOM. Есть и личные потребности, о которых зачастую просто забывают

ФОТО: © Depositphotos.com/Rawpixel

Кажется, что с каждым годом количество социальных ролей у женщин увеличивается, а ожидания от общества только растут. В какой-то момент вопрос о том, нужно ли соблюдать баланс или нет, отпадает – без него просто никак. Лайфхаками, рецептами и личным опытом того, как соблюсти life-work balance, поделились казахстанские предпринимательницы, топ-менеджеры и коучи.

1. Опираться на национальные особенности

Быть казахстанкой – значит иметь преимущество, считают эксперты. Руководитель Private Banking Народного Банка Казахстана Аселя Нупова получала степень MBA в российском Skolkovo. Обучение в бизнес-школе дало возможность оценить сильные стороны казахстанских женщин.

«Мы независимы, нацелены на развитие бизнеса и общества, но при этом воспитаны в восточных традициях уважения к решению мужчин», – считает Аселя.

«Испокон веков степные женщины были деятельны. Степная казашка – это женщина, которая принимала активное участие в жизни семьи и рода, – поддерживает Аида Шыныбекова. Коуч полагает, что современные веяния арабского мира отчасти чужды нашей ментальности. – Мне кажется, что большой потен-циал у женщин в бизнесе связан именно с тем, что лидерство им присуще по природе. Наши мамы и бабушки успевали все: и еду приготовить, и о детях позаботиться, и о себе».

Еще одна важная особенность ежедневной рутины жительниц республики – большое количество социальных ролей. Многие из них требуют и личного участия.

«К моим «базовым настройкам», таким как «женщина», «жена» и «мать», прибавляются роли из других сфер, например «коуч», «дочь из традиционной семьи», «келин», – делится Агила Жайлымысова.

Одна из клиенток специалиста – бизнесвумен, которая реализует международные проекты в сфере искусства. При этом семья казахстанки придерживается традиционных взглядов на брак: муж и родные ценят ее не за достижения в бизнесе, а за вкусные баурсаки. Эксперт уточняет: «Можно потратить силы и энергию на то, чтобы пытаться переделать окружающих и бороться за собственные права. А можно не питать иллюзий о том, что другие примут нас, и конкретно в этой роли просто исполнять свои обязанности, уважая собственные границы и границы других людей».

Аида Шыныбекова подчеркивает, что, как правило, успешные казахстанские топ-менеджеры замужем и являются многодетными мамами. «Мне это говорит о том, что у них есть большой потенциал, который направлен на создание новых рабочих мест, реализацию творчества. Они не тратят время на жалобы и недовольства, а занимают активную жизненную позицию».

2. Делегировать

Один из самых полезных навыков для соблюдения баланса – это умение делегировать.

Нургуль Курманова – не только коуч, но и жена, мама шестерых детей. «Очень долгое время я жила с установкой «я сама», которая очень помогает и работает ровно до тех пор, пока ты живешь один и несешь за себя ответственность – в школе, университете или когда ты строишь карьеру. Когда у тебя есть партнер или семья, то нужно научиться доверять какие-то дела супругу или детям и не отнимать у них возможность получить опыт», – делится она.

По мнению Аиды Шыныбековой, делегирование становится неотъемлемой частью жизни деловых казахстанок. Женщины постсоветского пространства начинают приходить к большему принятию себя, замечают ценность внимания к себе и прибегают к различным способам облегчения своих задач.

«Что-то отдают на аутсорс, где-то нанимают персонал. По сути, это тот же управленческий подход, который каскадируется в жизнь», – подытоживает она.

3. Расставить приоритеты

Эксперты сходятся во мнении о необходимости расставлять приоритеты и отслеживать их актуальность. Нургуль Курманова считает, что понимание своих целей дает больше возможностей сохранять баланс и понимать, на какой из своих целей держать фокус.

Севиль Амангелдиева видит расстановку приоритетов как добровольный и правильный «перекос» баланса.

«Когда хочется достичь каких-то результатов, например, в той же работе, приходится чуть больше включаться, чуть больше проводить время на работе, чуть больше отдавать энергии. Естественно, это ведет к тому, что ты себе в чем-то должен отказать и пойти на какие-то жертвы. Поэтому главное – понять, в какой сфере жизни хотелось бы получить результат, и направить свое внимание и фокус именно туда. Это как спринт, когда ты понимаешь: сейчас я даю себе год, чтобы достичь своих целей, а потом можно направить свой фокус на другие вещи», – делится бизнесвумен.

Агила Жайлымысова считает, что идея баланса сегодня актуальна потому, что, по сути, утопична и недостижима. В работе с клиентами коуч приходит к пониманию того, что невозможно гармонично развивать все сферы с одинаковыми показателями качества 24/7.

«Первое, что следует сделать любой женщине, это признаться в этом, – советует она. – Второе – определить, какие сферы в какой период жизни будут для вас приоритетны. Одна из моих клиенток работает в сфере оптовых закупок. Когда наступает период заказов, она четко озвучивает своей семье, что не сможет им уделять столько времени, сколько хотелось бы.

 

Семья запасается полуфабрикатами и знает, что мама сейчас будет приходить домой только поесть и поспать. Бизнесвумен полностью фокусируется на своей работе, но при этом не чувствует себя виноватой. Женщина элементарно не пропускает приемы пищи и полноценно спит. Когда такой период заканчивается, она, наоборот, фокусируется на семье и детях и занимается своей работой в плановом режиме. Но если мы посмотрим на ее развитие overall – в разрезе одного-двух лет, она идет гармонично по каждой из своих сфер, хотя это не происходит постоянно и одновременно».

4. Делать акцент на качестве, а не количестве

Еще одна возможность поддержать баланс – делать акцент на качестве времени, которое мы посвящаем тому или иному делу.

«У топ-менеджеров и владелиц бизнеса может возникать внутренняя несогласованность из-за различий социальных ролей. Если я, например, руководитель, то могу в тех же погонах заходить домой и начинать строить всех вокруг. Важно иметь актуальный баланс ролей, чтобы осознавать: важно не только количество времени, которое я провожу с кем-то или чему-то уделяю, а еще и то, с какой позиции я выступаю и какую ценность я несу в те или иные отношения», – рекомендует Аида Шыныбекова.

Нургуль Курманова делегирует часть дел помощнице.

«За освободившийся час я могу принести гораздо больше пользы в масштабе, в качественном наполнении. Я понимаю, что если мне необходимо вообще ничего не делать и это даст мне больше возможностей быть продуктивной, то я могу сказать себе: сейчас я ничего не делаю и отдыхаю, но следующие восемь часов я буду очень эффективной», – добавляет мастер бизнес-администрирования.

5. Отказаться от зоны комфорта

Одна из ценных идей – принять факт неизбежности перемен. Нургуль Курманова считает, что любое новое начинание – это изменение. Важно принять, что изменения есть в каждом дне нашей жизни и они будут в ней всегда.

«Зоны комфорта не существует. Мы ее сами себе создаем и так или иначе выходим из нее каждый день. Ребенок ходит в детский сад, а у него поменялась воспитательница – это изменения, в компании попросили сдавать отчеты в новой форме – это тоже изменения. Наша первая реакция на такие внешние воздействия – сопротивление. Но если говорить про концепцию современного VUCA-мира, то он требует компетенций гибкости, адаптивности, готовности к этой неопределенности. Для того чтобы изменения проходили для нас более легко или мягко, важно создать качественное окружение, которое тебя поддержит и примет то, что в твоей жизни происходят изменения. И чем больше вокруг нас людей, которые могут поддерживать в этот момент, тем выше вероятность и качество того, как мы вырастем. Соответственно, у нас появляется возможность по-другому на это реагировать, появляются новые умения и навыки, а затем – и новая зона комфорта и качество жизни», – подытоживает коуч.

6. Восполнять ресурсы

Женщины делового мира Казахстана предпочитают поддерживать баланс с помощью восполнения ресурсов.

«Сфера ретейла – это постоянное движение, много собраний и общения с сотрудниками, клиентами, ключевыми партнерами. Ты отдаешь много энергии, а восполнять ее не успеваешь. Если понимать, где брать эту энергию, то баланс держать, в принципе, не трудно, – рассказывает Севиль Амангелдиева. Девушка считает, что есть несколько основных способов восполнения ресурсов, которые актуальны для всех. – Это восьмичасовой сон, это хорошее сбалансированное питание, медитации, спорт, природа и, конечно, секс».

Лайфхак от Валерии Те – это ранний подъем.

«Я просыпалась в 5:30 на протяжении двух лет. Это магическое утреннее время, которое можно потратить только на себя, пока все вокруг спят и никто не нарушит вашего уединения. Моя утренняя рутина состояла из аффирмации, медитации, утренней гимнастики, чтения, написания утренних страниц (дневник), душа и вкусного завтрака. Таким образом, к началу дня я уже была в ресурсном состоянии и полна энергии», – делится она.

Аселя Нупова восстанавливает ресурсы благодаря поддержанию баланса двух начал.

«На руководящих позициях требуются мужские качества – решительность и ответственность за принимаемые решения. При этом нужно не забывать, что ты женщина. Если идут активные переговоры или бизнес-встречи, то мне необходимо переключаться. Я называю это «заземлением» – больше общения с природой, возможность остановить себя в момент дневной суеты, физическая активность, адаптированная под себя, медитативные практики. Нет единого инструмента для всех женщин: у кого-то – танцы, у кого-то – бокс, у кого-то – йога. Каждый должен научиться чувствовать свое тело. Я, например, убрала всех помощниц по готовке и дому и взяла традиционные женские обязанности на себя: что-то готовлю детям, делаю по дому. А во время пандемии открыла для себя работу в саду», – подытоживает бизнесвумен.

7. Не проводить четкие грани

Аида Шыныбекова полагает, что сегодня грань между жизнью и работой стирается.

«По сути, работа – это тоже часть жизни, причем большая» – добавляет она.

Перестать проводить четкие границы можно и другим способом. Для Валерии Те – это занятия любимым делом, которое в таком случае перестает быть работой.

«Я уже давно не разделяю работу и отдых. Наверное, мне очень повезло в том, что вся моя работа связана с изучением чего-то нового, я уже несколько лет занимаюсь внедрением новых технологий в корпоративном секторе, а с недавних пор и в Агентстве ООН. Сейчас из-за пандемии я работаю из дома и сама создаю для себя необходимые условия – постоянно перемещаюсь в пространстве, работаю сидя, лежа, стоя, включаю физическую активность между встречами в ZOOM, устраиваю короткие перерывы», – делится казахстанка. 

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Досым Сатпаев: Парламент как парк НУРского периода

Смотреть на Youtube

Лилия Рах: Из деревни - к звёздам мировой индустрии моды

Смотреть на Youtube

Раимбек Баталов – о молоке, кредитах и прозрачности

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить