Казахстанка основала стартап, который изменит музыкальную индустрию

25343

Зарина Маутай в 18 лет уехала покорять Америку, где ей пришлось работать по ночам в супермаркете, сниматься в массовке кино, трудиться официанткой, чтобы получить образование в UC Berkeley и спустя девять лет после приезда в Силиконовую долину совместно с создателем легендарных аудиопродуктов Полом Найринком основать стартап, который обещает изменить музыкальную индустрию

Фото: Анелия Жаналинова

Уроженка Астаны, когда-то выпускница лингвистической гимназии, Зарина Маутай с усилием подбирает русские слова, бойко перечисляя технические термины лаконичными американскими аббревиатурами. «Русский язык мне есть с кем практиковать. С казахским сложнее – стараюсь слушать народные песни, чтобы освежать в памяти словарный запас, – говорит Зарина. За 10 лет жизни в США на родине она побывала всего дважды, но часто повторяет, как мечтает вернуться: – Казахстан полон возможностей, в стране существует столько сфер, которым можно дать развитие».

Мы сидим в излюбленном кафе Зарины в Сан-Франциско, на пересечении многолюдных улиц Грант и Гири. В шесть вечера уже темно, но прохладный воздух, яркое освещение и импровизация уличных музыкантов прогоняют сон даже после тяжелого рабочего дня. В 20 минутах ходьбы – офис Google, а совсем неподалеку находится рабочее пространство Rejamm, буквально в одном квартале от которого живет сама девушка-стартапер.

Голливудские приключения

Зарина сразу располагает к себе – активная жестикуляция, открытая улыбка, звонкий смех. По личному признанию, ей, некогда стеснительной девушке, помог раскрепоститься опыт актерства. «Приехав в США по студенческой программе Workand Travel, я сначала поселилась в Лос-Анджелесе. Днем работала в хостеле, где и проживала бесплатно, а по ночам раскладывала товар в гипермаркете Target. При этом умудрялась ходить на кастинги, снималась в основном в массовке. Мне не было 21 года, и я не могла работать, скажем, в ресторане, потому что нельзя было продавать алкоголь. В Голливуде не так много занятий, поэтому пыталась зарабатывать в киноиндустрии. Дважды меня брали на роли относительно переднего плана. В фильме с Хилари Суонк «Писатели свободы» сыграла студентку, за что мне заплатили $250 – тогда большие для меня деньги. В документальной картине «Свидание, за которое стоит умереть» я сыграла убийцу, которая в реальной жизни на тот момент сидела в тюрьме. Позже она вышла на свободу, и я опасалась, что меня найдут!» – смеется Маутай.

Были курьезные случаи – например, упорство Зарины привело ее на пробы «Девушек мечты», хотя в фильм с участием Бейонсе требовались только афроамериканки. «Будучи смуглой, недолго думая пришла на кастинг, – рассказывает Зарина, – но темнокожий исполин охранник меня не впустил со словами: «Если ты черная, то я азиат!».

Переехав в Сан-Франциско, Зарина целый год посещала курсы актерского мастерства. Конечно, она не собиралась связывать свою жизнь с искусством, но эти занятия здорово помогли ей раскрыться как личности, легко коммуницировать с людьми.

Зарина шутит по поводу вина в кафе, которое вначале оказалось ей не по вкусу: «Оно становится лучше. Значит, вино начинает действовать!»

Обещание

«Мама не хотела отпускать меня в Америку до последнего. Тогда я пообещала, что заработаю денег и верну все, что она вложит в мою поездку. Но с работой у меня в то лето не складывалось, и я не собрала достаточно средств. Маме были неважны мои деньги, но мне было стыдно возвращаться домой с пустыми руками. Я осталась, поступила в университет на дистанционную форму обучения и продолжала работать. Это был 2005 год», – вспоминает Зарина.

Так вышло, что дома вчерашней школьнице удалось побывать лишь спустя четыре года. По возвращении в Штаты она лишилась места в ресторане и на полгода осталась без постоянного заработка. Тем не менее, продолжала учиться, получила MBA, самостоятельно освоила португальский язык. Правда, влезла в долги.

«Это был тяжелый период», – признается Маутай.

Встреча

Именно в этот момент случилась судьбоносная встреча с нынешним партнером, сооснователем Rejamm Полом Найринком. «Мы оба стояли у входа в переполненный бар и ожидали столика, – вспоминает Зарина. – Разговорились – Пол был удивлен моим происхождением, знанием языков, я призналась, что активно ищу работу. Он предложил мне работать на полставки, сказал, что нужно систематизировать клиентскую базу: «Посмотрим, что ты сможешь сделать». Тем случайным знакомым оказался Найринк, создатель легендарных аудиопрограмм для профессиональных музыкантов, в числе которых TL Space Convolution Reverb, Digidesign D-Show, Focusrite D2, Digidesign Mbox, Orban Digital Optimod 8200. Позже он основал собственную компанию Neyrinck, к команде которой и примкнула Зарина.

Первое время она занималась преимущественно тем, что отвечала на звонки и приносила кофе, но со временем Найринк начал ставить перед ней более серьезные задачи. «Пол говорил, что я быстро схватываю, и вверял все новые обязанности». Уже через два года работы Зарина помогала ему создавать приложение для iPad – V-Control PRO, которое стало ярчайшим продуктом в линейке Neyrinck. Приложение решает задачу дистанционного управления мультимедийными программами. «Дизайн был полностью на мне. Затем мы переделали его и под Android, тогда я научилась еще и «кодить»: HTML, CSS и Java Script», – рассказывает Зарина.

Neyrinck, по ее словам, это не стартап, а состоявшаяся компания, сфера деятельности которой была нишевой. «Мы делали очень специфические продукты для профессиональных аудиоинженеров. До моего прихода в компании занимались тем, что лицензировали технологии Dolby, чтобы звукорежиссеры могли предоставлять свои программы для телевизионного вещания, делали аудиоплагины. При мне ребята впервые стали создавать приложения, многие процессы были автоматизированы. Я находила аутсорсеров, проводила переговоры, все последующие сотрудники были наняты мной. Так я стала правой рукой Пола, многому у него научилась. Бесконечно ему благодарна», – признается собеседница.

Rejamm

«Я росла в фирме, пока мы с Полом не решили сделать стартап, ориентированный уже на массового потребителя. Имея за плечами 20-летний опыт работы с лучшими аудиоспециалистами мира, он всегда хотел построить некую платформу, где любой человек мог бы находить сторонников, создавать музыку сообща и делиться ею», – поясняет Зарина. Так полтора года назад родился Rejamm.

«Найринк – невероятный человек. Он девелопер, программист, архитектор систем, музыкант-самоучка. Я работаю над бизнес-стороной проекта, изучаю опыт наших пользователей и развиваю интерфейс. Пол ранее создавал очень сложные комплексные продукты для профессионалов, поэтому в нашем стартапе моя основная задача – упрощать. Отсутствие музыкального бэкграунда мне в этом только на руку, – считает Зарина. – Пол – мой ментор, я советуюсь с ним по поводу самых разных жизненных ситуаций. Когда работаешь в стартапе, команда – это семья».

Помимо Маутай и Найринка, в команде Rejamm трудятся два программиста-кодера, один бизнес-стратег, еще один сотрудник на полставки работает над контентом.

Rejamm позволяет не только сочинять музыку, в нем присутствует социальный аспект. «Представьте себе музыкальный Instagram. Люди публикуют свой контент, который можно «лайкать», комментировать, которым можно делиться. Но главное отличие от прочих аудиоприложений – возможность музыкального сотрудничества. Допустим, я певица, записала песню, опубликовала в своем Rejamm, а незнакомому музыканту, скажем гитаристу, трек понравился, тот записывает ее в своей Rejamm-студии, добавив гитару.

Кто-то вносит партию на барабанах или клавишных. Не имея собственной группы и дополнительных навыков, можно легко находить единомышленников и творить!» – не скрывает воодушевления стартапер.

Музыкальный Instagram

Зарина вручает мне свой iPhone с открытым Rejamm, я сразу попадаю в студию, выбираю инструмент – синтезатор. Скорость восприятия клавиш и воспроизведения звука отличная, вспоминаю уроки фортепиано и на несколько минут забываю, что держу в руках чужой телефон. Есть возможность записать игру на реальном пианино или гитаре, существуют и готовые музыкальные шаблоны, которые можно самостоятельно «миксовать». Захожу в профиль аккаунта, здесь есть подписки и подписчики, новостная лента. Нажимаю на кнопку Explore, открываю для себя музыкальные произведения, записанные всеми пользователями Rejamm.

Складывается впечатление, что некоторые из них – профессиональные музыканты. Захожу в профиль понравившейся вокалистки из Японии, прослушиваю несколько песен, последние записаны под аккомпанемент гитары, нахожу в подписках гитариста, проживающего на Филиппинах, обнаруживаю, что он еще и поет. Приложение затягивает, сравнение с Instagram звучит убедительнее, особенно трогают живые выступления, присутствует элемент близости, чего не хватает в традиционных студийных записях.

«Начинающие музыканты могут найти свою аудиторию благодаря лайкам, прослушиваниям, обсуждениям. Наиболее сжатое определение Rejamm – социальная платформа по музыкальным интересам, в которой можно создавать произведения», – резюмирует Зарина.

По мнению создателей Rejamm, прямого конкурента у них нет. Хотя в целом в музыкальном направлении проектов много. Технологии настолько развиты, что возможности работы с музыкой безграничны. Rejamm – бесплатное приложение на App Store. Для Android его пока нет. Зарина сетует: «Операционная система Android установлена на самых разных телефонах, и за счет их различий при записи звука встроенных инструментов в приложении почти всегда ощущается запаздывание. Последний смартфон от Samsung более или менее подходит, но разнообразие аппаратов делает задачу создания действительно качественного продукта для всех устройств с Android трудновыполнимой».

Фото: Dina Chipiga

Будущее

Идея Rejamm появилась лишь полтора года назад. Авторы сознательно не делают никакой рекламы. «Мы пока на стадии доработки второй версии продукта, – поясняет Зарина. – Хотим создать нечто, чем могли бы быть на 100% довольны. Тем не менее, к нашему восторгу, с июля 2014 года более 6000 пользователей во всем мире установили Rejamm, и это число стремительно растет каждый день. Что особенно приятно, так это то, что люди очень активно используют приложение. За полгода они записали уже около 12 тысяч песен и даже создали ряд групп. Летом Rejamm ждет масштабное обновление. Само собой, это только начало. Например, у Sound Cloud, которое оценивают в более чем $700 млн, ежемесячно около 200 млн активных пользователей».

Компания создавалась на личные средства основателей, но команда Rejamm планирует привлекать капитал. В ближайшем будущем они открывают раунд на $1 млн, несколько инвесторов уже выступили с предложениями, ведутся переговоры. «Мне бы лично очень хотелось, чтобы в Rejamm вложились казахстанские инвесторы. С некоторыми я уже встречалась, например, на Tech Crunch, но мы еще не закончили обсуждение», – говорит Зарина.

Революция в музыкальной индустрии?

«Люди не осознают, что имеют в кармане переносную музыкальную студию: у тебя есть микрофон, наушники и ты можешь делать записи. Это очень удобно для музыканта, которого может посетить вдохновение где угодно – в дороге, в путешествии. Ему не нужно бежать в студию, он может записать мелодию на телефон, – уверяет собеседница. – Устройство музыкальной индустрии не менялось с начала XX века. Притом что изменений в мире музыки с тех пор произошло множество. Как и 100 лет назад, если ты хочешь добиться чего-то, то должен искать продюсера и присоединиться к крупному лейблу, который будет забирать у тебя большой процент от доходов. Однако былых расходов эти лейблы уже не несут: не пишутся пластинки, аудиокассеты, продажа CD-дисков сегодня не имеет того значения, что 15 лет назад. Возможно, через пару лет будущий обладатель Grammy запишет свой первый хит на Rejamm, как Джастин Бибер, ставший знаменитостью благодаря YouTube».

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Декларирование: ответы на вопросы

Смотреть на Youtube

Жумабек Жаныкулов: деловые связи, месторождения, заводы

Смотреть на Youtube

Президент авиакомпании Питер Фостер — о доходах в кризис, новых рейсах и развитии FlyArystan

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить