О женском романе замолвите слово

7103

Под словосочетанием «женская проза» не обязательно скрывается низкокачественное чтиво. Есть и весьма достойные образцы, написанные женщинами и для женщин

Под словосочетанием «женская проза» не обязательно скрывается низкокачественное чтиво. Есть и весьма достойные образцы, написанные женщинами и для женщин. Своим выбором поделилась выпускающий редактор новостей телеканала «КТК», блогер Анна Шабалдина.

«Это очень качественная женская проза», – говорю я часто о какой-то своей любимой писательнице. Подразумевая, очевидно, что есть проза опять же женская, но гораздо менее качественная. Впрочем, всем нам понятно, что обычно имеется в виду под «ширпотребом». И я в свое время даже честно прочитала с пяток детективов Дарьи Донцовой, чтобы уже потом ругать ее со спокойной совестью, а не в стиле «Пастернака не читал, но осуждаю».

История многодетной семьи Беннет, в которой, как назло, родилось аж пять дочерей и ни одного наследника. И эта ситуация в Англии конца 18 века при майорате была не слишком удобной. Книга, в общем, о том, почему даже в самых отчаянных обстоятельствах женщина не должна руководствоваться в выборе мужа принципом «взял замуж, и ладно, уже повезло». И при этом – очень важный посыл для мужчин: для того чтобы завоевать достойную женщину, самый главный подвиг – измениться самому. А вовсе не убить дракона.

Я для себя решила «женской» считать прозу, написанную женщиной для, наверное, женщин. Впрочем, бывают и исключения, но об этом позже. Итак, почему женщина должна непременно писать для женщин? Не должна, конечно. Но как-то так получается. Я слабо могу себе представить, чтобы мужчина зачитывался, к примеру, Джейн Остин. Хотя, казалось бы, эта потрясающая английская леди в своих немногочисленных, но сильных произведениях нарисовала целую эпоху, так что ее проза вполне может считаться в какой-то мере и исторической. Тем не менее главными героинями ее романов неизменно становились женщины, и уже потом – мужчины, которых те любили или, напротив, презирали. Я не зря начала с мисс Остин (удивительно, как много и точно писала о браке женщина, никогда в нем не состоявшая) – на мой взгляд, именно ее романы положили начало той самой качественной женской прозе. Когда вроде бы читаешь о драмах, но и признаться в этом не зазорно, ибо автор, безусловно, обладает незаурядным талантом и не превращает каждое свое произведение в банальную мыльную оперу.

Для меня лично флагманом современной женской прозы является Людмила Улицкая. Я считаю эту литературу очень женской, хотя она, в общем, тоже об эпохе. Любимый конек автора – рассказы о том, как ломала судьбы людей советская система. Собственно, каждая ее книга – об этом. И потому каждая история – слишком трогательная, чтобы над ней лил слезы мужчина. При этом специально слезу Улицкая не давит, но вы поистине чудовище, если ни разу хотя бы не сглотнули ком в горле, читая ее книги.

Еще один флагман для меня лично – Татьяна Толстая. Эта мощная, не побоюсь такого определения, дама в 2011-м году вошла в список ста самых влиятельных женщин России по версии радиостанции «Эхо Москвы». И, вероятно, не зря. Успевает многое: писать книги, работать на телевидении и творить поистине гениальные статьи для периодики. Не поленитесь, прочитайте хотя бы ее «Политическую корректность» – слезами радостными умоетесь.

Классический роман в письмах, повествующий о том, как жилось в послевоенной Англии. Начинающая писательница Джулиет Эштон вступает в переписку с обитателями маленького островка Гернси, который в течение нескольких лет был оккупирован немцами. И вот в период оккупации на островке совершенно случайно возник некий клуб, состоящий в основном из людей, которые не были приучены к чтению сызмальства. Но именно книги стали их спасением и лучшими друзьями в то время, когда попировать можно было в лучшем случае сомнительным лакомством: начинка – картошка, основа теста – картофельные очистки. Невероятно трогательный, но при этом веселый и очень остроумный роман. 

Итак, «женская проза» – это не только «девочковые рассказы» вроде «Сумеречной саги» Стефани Майер, но и так называемая «умная» литература. Это становится особенно понятно, когда женщина начинает писать книги о книгах. Две англичанки, Мэри Энн Шеффер и Энни Бэрроуз, 4 года назад написали книгу, которая моментально стала бестселлером. Вот какой отзыв на нее оставила уже упомянутая мной Стефани Майер: «Это одна из тех книг, которые кажутся просто идеальными. Дочитав ее, я сидела и думала, а попадется ли мне когда-нибудь роман, который произведет на меня большее впечатление?».

А теперь, для контраста, позвольте представить цитату из рецензии некоего мужчины, прочитавшего этот роман, – чтобы уж наверняка доказать вам, что женская проза предназначена для женщин, а мужчины реагируют на нее предсказуемо: «Жена на кухне приготовила мохито, и я, улучив момент, стащил ее стакан. Со стаканом в руке я отправился дочитывать книгу двух английских барышень «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков». Но чтобы окончательно не заработать себе сахарный диабет, пришлось вернуть коктейль владелице. И налить себе чистого рому. Уж его горечь, пожалуй, разбавит исключительную слащавость книги… «Клуб любителей книг» – это даже не женский роман, тут уж не хотелось бы вступать на зыбкую «терминологическую» почву. Но роман изумительно «бабский».

Иногда бывает и так, что женская проза очень умело притворяется мужской. Я сейчас даже не о женщинах, берущих мужские псевдонимы. Молодая писательница Скарлетт Томас – вполне себе Скарлетт. Но, читая ее, нельзя не поймать себя на мысли, что ее литературным кумиром вполне мог  являться Джон Фаулз, автор столь изощренного ума, что сугубо дамской аудитории порой был и не по зубам. И вот появляется Скарлетт.  

Самое свежее на сегодняшний день и одно из самых сильных произведений Улицкой - "Зеленый шатер". Это, если хотите, целая сага, сплетение судеб сразу нескольких людей и их семей. Их трогательные, трагичные, тревожные моменты. Казалось бы, писательница просто рассказывает нам истории. Но делает это так, что ощущение от чтения можно сравнить с наслаждением каким-то очень дорогим и качественным напитком. По маленькому глоточку впитать в себя, и как же жаль, когда стакан пустеет…

А теперь – об исключении в формуле «женская проза – это когда женщина пишет для женщины». «Скучен тот писатель, которому не хотелось побыть писательницей. То есть попытаться вообразить: каково это – быть женщиной и смотреть на мир женскими глазами. Я представил себе образованную даму, которая вошла в возраст свободы, когда дети уже подросли, ум созрел, характер сформировался. У нее обеспеченный муж, то есть дама не обременена заботами о пропитании. Она берется за перо частично от скуки (как японские фрейлины эпохи Хэйан), а частично из-за того, что ей хочется поделиться с миром своими чувствами и мыслями, копившимися в течение долгих лет». Это – цитата из блога популярнейшего и прекраснейшего писателя нашей с вами современности Бориса Акунина. Не так давно в Живом Журнале он сделал пару разоблачений, о сути которых, впрочем, его поклонники догадывались давно. Оказывается, под маской писательницы Анны Борисовой скрывался мужчина.

Напоследок процитирую рассуждение одной очень умной девушки, которая очень хорошо относится к женской прозе. Процитирую, потому что целиком и полностью разделяю ее мнение: «Женская проза отличается от мужской так же, как мужчина от женщины. И ничего постыдного и гендерно-оскорбительного в этом нет. Женщина пишет другим полушарием. Точно так же, как она реагирует на все иначе, чем мужчина. Просто потому, что они разные изначально».

«Кысь» я бы назвала постапокалиптическим романом, не адресованным какому-то одному полу, а вот рассказы местами настолько сентиментальны, что вполне могут считаться чисто женскими. Но, безусловно, прекрасными. Хотя, полагаю, за первое определение Татьяна Никитична меня бы не похвалила.

Шестеро молодых людей, трое парней и трое девушек, всем слегка за 20, откликаются на объявление в газете: «Для участия в крупном проекте требуются молодые, способные люди». И вот они идут на собеседование. Выпивают перед ним по чашке кофе и просыпаются на необитаемом острове, где есть дом, набитый съестными и прочими припасами. И больше – ни души. Правда, есть еще и загадочный чердак. Ну и, естественно, вас ждет нетривиальная в духе Фаулза развязка. Только написал все это не Фаулз, а – женщина.

Этот роман я лично для себя в 2011-м нарекла «книгой года». Это – о людях, для людей и про любовь. Рассказ про девушку, которая может умереть в любую минуту, но живет очень полной жизнью; про мужчину, который в нее влюблен, но не знает, что его любовь может быть смертельной; про женщину, которая жила долго, видела много, и ей есть что рассказать; про жуткое предательство. Впечатления от этой книги похожи на гипноз – который, скорее всего, действует исключительно на женщин. И именно поэтому я, как женщина, не могу внятно объяснить, про что она. Зато, к сожалению, Акунин в своем блоге довольно внятно объяснил, что его «женская эпоха» в качестве Анны Борисовой в творчестве закончена: «Славная была тетка. Однако всё когда-нибудь кончается. Пришла пора расставаться».

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Жумабек Жаныкулов: деловые связи, месторождения, заводы

Смотреть на Youtube

Режиссер «5:32» Алишер Утев о том, как коррупция убивает казахстанское кино

Смотреть на Youtube

Ермек Турсунов: Мне не нравится жить в этой стране

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить