Успех CEO закрытого клуба

3509

Как развивать бизнесы в кризис

Гаухар Каппарова
ФОТО: © Мария Попова
Гаухар Каппарова

Гаухар Каппарова – яркий пример современной деловой женщины. О том, как ей удается совмещать бизнес с учебой, активное меценатство с председательством в YPO Kazakhstan, особенно в период неопределенностей, – в эксклюзивном материале Forbes Woman Kazakhstan.

Диверсифицированный бизнес

Выпускница Нархоза, Национальной высшей школы государственного управления при Президенте РК и Executive MBA в Гарварде начала свой путь в бизнесе в 90-х. В то время ее супруг Нурлан Каппаров создал корпорацию и предложил возглавить одно из бизнес-направлений – ретейл. Ничего не зная в этой сфере, Гаухар решила попробовать, пригласив в партнеры свою подругу Гульнар Досаеву. И уже в 2000 году они открыли первый франчайзинговый магазин MaxMara в Казахстане.

Сегодня под управлением Гаухар Каппаровой находятся активы самой разной направленности – от дистрибьюторства брендовой одежды класса люкс до добычи сырой нефти, а совокупное состояние, по данным Forbes Kazakhstan, оценивается в $90 млн. Гаухар Каппарова является акционером Lancatser Group и АО «РТС Деко».

«Только тщательное планирование и делегирование полномочий позволяют совмещать руководство столь разными сферами бизнеса. У меня сильная и ответственная команда, готовая расти вместе со мной, – поясняет бизнесвумен. – Моя основная роль как лидера – определять стратегию, составлять план развития компаний и ставить правильно задачи, команды – качественно их выполнять и достигать поставленных целей. В период ограничений, общего падения рынков и снижения доходов моя команда продолжала работать как единый слаженный механизм. Никто не уволился, и мы сохранили рабочие места для всех своих сотрудников», – подчеркивает Гаухар.

Действительно, события, которые произошли в 2020 и 2021 годах, внесли колоссальные изменения в нашу жизнь. Стремительно и неизбежно. Для одних пандемия обернулась крахом всего, для других – новыми возможностями.

Турбулентность испытали и некоторые бизнес-направления Гаухар Каппаровой, что привело к важным изменениям внутри компаний, работающих на казахстанском рынке не один десяток лет. Например – в G&G Glamour, владеющей франшизой итальянских брендов MaxMara, Fendi, Marina Rinaldi, Sergio Rossi, Simonetta Ravizza и Weekend MaxMara.

«Нами с нуля был создан онлайн-магазин люксовой брендовой одежды, обуви, аксессуаров – ggonline.kz. В начале 2020 года, в период жестких ограничений, мы приняли решение усилить ИТ-команду и за несколько месяцев представили рынку онлайн-решение. Мы внедрили систему онлайн-оплаты, организовали курьерскую службу и включили опцию страхования товаров. Также мы стали более тщательно анализировать предпочтения клиентов для создания актуального персонального онлайн-гардероба».

ФОТО: пресс-служба G&G

По словам Гаухар, при разработке виртуального магазина ориентировались на сайты, которые занимаются продажей товаров класса люкс, в частности net-a-porter.com.

Клиенты позитивно отреагировали на новации кошельком. Качественные изменения позволили за восемь месяцев, к концу 2020-го, продать товаров через сайт на сумму более 11 млн тенге, в 5 раз превысив вложенные средства. И это только прямые продажи с сайта без учета косвенных продаж через офлайн-магазины.

В среднем каждый месяц сайт посещают 20 тыс. пользователей, которые покупают Fendi и MaxMara. В основном это женщины возраста 25–44 лет, их средний чек 437 тыс. тенге. «За время существования сайта мы поняли, что в люксовом сегменте онлайн не заменит офлайн. Последний – это про эмоции от взаимодействия, красивого пространства и клиентского сервиса», – отмечает собеседница.

В 2021 году люди снова пошли в магазины, а это 10 бутиков в Алматы и Нур-Султане. Компания продолжает развивать сайт и стимулирует клиентов совершать больше покупок онлайн. Для этого вводятся спецпредложения и проводятся акции. По словам Гаухар, оптимальным считается, чтобы в ближайший год-два доля онлайн-продаж люксовых товаров в общей выручке компании была соразмерной офлайн.

По итогам 2020 года в общей выручке G&G Glamour доля онлайн-продаж составила 3–4%, в конце 2021-го ожидается 5–6%.

ФОТО: пресс-служба G&G

Наиболее сильно от затянувшегося коронакризиса, по словам Гаухар Каппаровой, пострадало направление, занимающееся наружной рекламой. Оборот «РТС Деко» снизился с 3,3 млрд тенге в 2019 году до 2,3 млрд тенге в 2020 году.

Но и здесь было решено переформатировать бизнес, который работает на рынке с конца 90-х. А именно – перей­ти на цифровые ситиборды. По данным Гаухар Каппаровой, совладелицы компании, общие планируемые затраты по проекту составляют 200 млн тенге на старте с последующими ежегодными инвестициями.

В то же время в рамках группы компаний РТС продолжили развивать свою производственную базу. И помимо изготовления металлоконструкций для ситибордов на поток планируется поставить изготовление модульных домов Multiframe из металлокаркаса. Главное преимущество таких домов – в мобильности. Их можно установить в самых удаленных уголках, без траты большого количества времени, сил и денег. А процесс сборки предполагает минимальное вмешательство в окружающую среду, так как дома устанавливаются на точечный фундамент. Готовые проекты Multiframe-домов уже стоят в ущелье Аю Сай, Национальном парке Алтын-Емель, на плато Ассы.

«Проект перспективный. Пандемия сказалась на жизненных приоритетах людей, которые чаще стали выезжать за город, где, как правило, отсутствуют жилищные удобства. Учитывая это, мы обоснованно прогнозируем востребованность наших решений», – подчеркивает предпринимательница.

ФОТО: пресс-служба G&G

Меж тем многопрофильным холдингом Lancaster Group, работающим в сфере нефтесервиса, фармацевтики, логистики и майнинга, кризис был преодолен без больших потерь, так как в сегменте нефтесервиса была создана подушка безопасности, а фармацевтика и майнинг-индустрия выросли, показав неплохие результаты.

Гаухар Каппарова, которая состоит в управлении Lancaster Group вместе с Бериком Каниевым и Юрием Паком, объясняет это диверсификацией активов, что помогло и в 2008-м, и в 2020-м выйти из непростой ситуации. А также тем, что холдинг следит за инновациями, цифровизацией и перенимает этот опыт. Например, в компаниях Tin One Mining and AIGP внедряются технологические инновации в производственной сфере. А в прошлом году в партнерстве с BI начат проект по строительству и эксплуатации сети частных школ под брендом Quantum.

Меценатство

Наряду с развитием бизнеса Гаухар Каппарова занимается благотворительностью. Она активно поддерживает одаренных детей, детей из малообеспеченных семей и детей-инвалидов через созданный в 2005-м вместе с членами семьи Фонд Нурлана Каппарова. А именно – реализует образовательный проект «Школа» в селе Атбулак в ЮКО и проект «Сенім-Уміт» в селе Урджар в ВКО. Только за период с января 2018-го по июнь 2019-го фонд проспонсировал образовательных проектов и мероприятий, а также оказал помощь на сумму более 16 млрд тенге.

Оказывается помощь и студентам. Вместе с Бериком Каниевым и Юрием Паком Гаухар основала стипендиальную программу Nurlan Kapparov Graduate Fellowship Fund в Школе госуправления им. Джона Ф. Кеннеди, а также стипендию имени Нурлана Каппарова в университете АТУ. А еще выделяет именные стипендии для студентов университета Нархоз от компании G&G.

ФОТО: пресс-служба G&G

Кроме того, с 2008 года компания G&G на регулярной основе перечисляет денежные средства в БФ «Дара», основанный Гульнарой Досаевой. «Гульнара – та женщина, которая меня вдохновляет. Еще с института она говорила, что хочет создать свой фонд и заниматься «умной» благотворительностью. Считаю, что наше общество стало более инклюзивным благодаря деятельности ее фонда», – подчеркивает Гаухар Каппарова.

Еще одна инициатива – совместный проект с ОФ «Мазмундама», целью которого является перевод известных книг-бест­селлеров на казахский язык. При поддержке Гаухар были выпущены книги «Алиса в Стране чудес» и «Женщины в науке. 50 женщин, изменивших мир».

YPO Kazakhstan

Еще одним важным направлением в бизнес-деятельности Гаухар Каппаровой является членство в YPO Kazakhstan. Сегодня она не просто один из более чем 30 членов клуба, а его действующий председатель (с июля 2021 года). Это важное событие: она стала первой женщиной, которая в течение года будет управлять локальным чаптером с момента его основания в 2010 году.

YPO – одно из самых влиятельных бизнес-объединений в мире. Закрытый международный клуб уже 71 год объединяет более 30 тыс. бизнесменов и представлен в 142 странах. Общая выручка компаний под руководством членов YPO – $9 трлн. По всему миру создано более 450 отделений организации, и казахстанский чаптер один из них.

ФОТО: © Мария Попова

«Попадание в клуб для многих бизнес-лидеров – цель, мотивация для развития себя и своего дела. Ведь компании, чьи СЕО состоят в таких объединениях, по некоторым данным, растут в 2,5 раза быстрее. А еще с помощью клуба можно общаться с руководителями бизнеса по всему миру, решить многие задачи – найти инвестора, клиента или партнера», – рассказывает Гаухар Каппарова.

Что еще важно: YPO в отличие от других бизнес-клубов делает упор на образование (в образовательном блоке клуба уже более 500 программ) и обмен идеями. «Better Leaders through Lifelong Learning and Idea Exchange – миссия клуба. И моя задача как председателя YPO Kazakhstan следовать ей через организацию встреч, выездных ретритов и образовательных мероприятий для членов чаптера. Для нас это возможность в обстановке полного доверия общаться с коллегами по «цеху», в том числе из других отделений YPO, перенимать опыт и знания друг друга, обмениваться идеями», – отмечает Гаухар.

А для развития лучших лидеров в своей стране и повышения статуса бизнеса в Казахстане, чей образ по большей части демонизирован, чаптер проводит и внешние мероприятия. Как, например, онлайн-форум YPO For Women «На пути к успеху – мечтай, развивайся, дерзай», где обсуждались темы, касающиеся развития женского предпринимательства и самореализации. Спикеры – члены YPO поделились с участниками своими историями успеха, советами для карьерного роста и ведения бизнеса.

Сегодня важно мотивировать женщин, содействовать их продвижению на руководящие позиции в бизнесе и корпоративном секторе. Именно в этом видит свою задачу Гаухар как успешная бизнес­вумен и председатель YPO Kazakhstan.

«В нашем традиционном обществе большое значение имеют семейные ценности, хранительница которых именно женщина. Но мир меняется. И все чаще женщина играет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно строит карьеру или управляет небольшим бизнесом, зарабатывает деньги наравне с мужем. Это не значит, что надо отказываться от традиций. Но избавляться от стереотипного мышления и адаптироваться к новым реалиям необходимо. Ведь что мы имеем сегодня? В Казахстане до сих пор много женщин терпят насилие и не уходят из семьи по причине отсутствия собственного заработка. Женщине очень нужна поддержка со стороны семьи для развития, самореализации, в том числе достижения еще больших высот в бизнесе», – подчеркивает Гаухар.

Что же в планах?

«Усиление влияния YPO Kazakhstan в нашей стране. В 2020 году наш чаптер был отмечен высочайшей наградой клуба – платиновым статусом. Моя задача как председателя в 2021–2022 годах подтвердить его. Это значит продолжать проводить тренинги, ретриты, встречи, форумы, увеличивать количество членов, способствовать интеграции с чаптерами из России, Украины, Турции, ОАЭ и США», – делится планами председатель организации.

Для Гаухар также важно улучшить бизнес-показатели по имеющимся направлениям, но самое главное – продолжать сохранять баланс между семьей, карьерой и личностным ростом.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Начинали с базара: как Александр Дериглазов с братом построили империю «Меломан»

Смотреть на Youtube

Казахи в Украине: бизнес в условиях войны

Смотреть на Youtube

Рамиль Мухоряпов: как пережить отмену

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить