Как дефицит складов ведёт к удорожанию товаров в Казахстане

28227

Нехватка помещений влияет на ретейл, электронную коммерцию и дистрибуцию

Фото: © unsplash.com/Petrebels

В цене товара на полке в магазине или маркетплейсе около 4% занимают затраты на складскую логистику во всей цепочке поставок от производителя до клиента (согласно ежегодным исследованиям КСЛ в период с 2018 по 2022 годы). Это значительная доля с учетом того, что маржа EBITDA у большинства ретейлеров находится на уровне 5,5-7%. Таким образом, кризис в складском сегменте, характеризующийся тотальным дефицитом качественных складов и заоблачными ставками аренды в Казахстане, моментально влияет на цену товаров или эффективность дистрибуции и ретейла.

Значительная часть поставщиков и ретейлеров в погоне за удержанием и увеличением доли рынка стараются сдерживать рост цен часто за счет маржи, так как перекладывание роста логистических затрат в цену товара на полке приводит к ухудшению конкурентных позиций. Но это тупиковая стратегия «красного океана», запаса которой в части возможного уменьшения EBITDA хватит ненадолго. Правильный путь – решение проблемы в ее истоке. Разберемся, почему в Казахстане сложился острый дефицит складов, почему без его решения невозможно качественное развитие ретейла, e-commerce и дистрибуции со сдерживанием роста цен, а в перспективах - развития рынка.

Автор статьи - Василий Демин, доктор технических наук, эксперт по логистике, автор методик по аудиту и проектированию
Автор статьи - Василий Демин, доктор технических наук, эксперт по логистике, автор методик по аудиту и проектированию
Фото: личный архив

Итак, почему возник тотальный дефицит качественных складов класса «А» и «B» за последние три года?

Первая причина: постепенное укрупнение игроков рынка со стороны эксплуатантов складской недвижимости. Десять лет назад в Казахстане практически не было магазинов крупной сетевой розницы, сегодня их более 900. Мелкая розница (3-5 магазинов) и рынки не являются арендаторами складов класса «А», «В», но их доля последовательно снижается, переходя к крупным игрокам, которые как раз и увеличивают спрос на склады. По статистике каждые 110 продуктовых магазинов сети формата «у дома» или 50 «суперов» генерируют потребность в 15 тыс. кв. м складов класса «А».

Аналогичная ситуация с e-commerce: идет борьба за долю рынка между крупнейшими игроками, для которых скорость и качество исполнения клиентских заказов, региональная экспансия - это задачи конкурентной стратегии. И все перечисленное («отъедание» доли рынка, борьба за сервис, региональное масштабирование) упирается в склады, которые для e-com являются производством.

Вторая причина: рост запасов практически у всех игроков рынка. С начала пандемии и глобальных изменений в экономике lead-time (время исполнения заказов) увеличился у большинства компаний (например, в среднем lead time из Китая увеличился с 60-80 дней до 120-150), а, следовательно, увеличились и запасы, что автоматически транслирует спрос на склады.

Третья причина: активный приход международных компаний производителей и поставщиков, в том числе из России, которые ориентированы как на поставки внутри страны, так и на северного соседа.

Эти три причины сформировали взрыв спроса на складскую недвижимость.

Взрывной спрос в свою очередь совпал с провалом по вводу в эксплуатацию новых складов. Так в 2023 году в Казахстане строится только около 80 тыс. кв. м площадей класса «А» и «В». Это ничтожно мало по сравнению с потребностью. Основной причиной, мешающей созданию новых складов, является стоимость денег в стране, что является заградительным фактором для инвестирования в строительство с разумным pay-back-периодом в 9-10 лет. Второй причиной является слабость девелоперского рынка в стране. Если в России крупные девелоперы реализуют полный цикл строительства крупных объектов в сжатые сроки (7–10 месяцев) с отработанными и доказавшими эффективность инженерными решениями, то в Казахстане часто строят склады по старинке с советской сеткой колонн, не позволяющей эффективно размещать оборудование внутри склада и в сроки, в 2,5–3 раза более долгие.

Итоговый текущий дефицит качественных складов класса «А» и «B» в Казахстане составляет 1,9 млн кв. м. Это итог исследования, проведенного консалтинговой компанией «Координационный совет по логистике» в июле 2023 года.

Исследование проводилось по методике, включающей в себя показатели количества домохозяйств в стране, ВВП на душу населения и его темпы роста, коэффициент обеспеченности складскими площадями, структуру экономики, экспорта и импорта страны, текущий объем складского рынка. Из укрупненных данных стоит отметить, что в Германии приходится 4,4 кв. м качественных складов на каждого жителя страны, в России - 0,29, а в Казахстане - 0,07.

Вместе с тем для понимания дефицита и емкости рынка нельзя умножать норму обеспеченности складскими площадями в развитых странах на количество жителей в Казахстане, так как структура экономики иная (в Германии и экспорт и импорт преимущественно состоит из «складируемой» номенклатуры), в то время как в Казахстане и в России - только импорт, а экспорт - это преимущественно сырьевые товары, не требующие складов класса «А» и «В». Кроме того, разнится покупательская способность, количество крупных игроков рынка (ретейл, e-commerce). Именно учет всех этих факторов, алгоритмов и их взаимосвязей позволил аргументированно определить показатель текущего дефицита складов.

Околонулевая вакансия складов, доступных для аренды, вызывает взрывной рост арендных ставок. Так, ставка на качественные склады в 2023 году составила 4500–5000 тенге за кв. м в месяц без НДС, что на 93% больше, чем за аналогичные склады в России. Эта переплата «садится» в стоимость товара на полке.

Каковы решения проблемы дефицита складов и сдерживания цен у ретейлеров и дистрибьюторов за счет складской логистики?

Многие компании в Казахстане ожидают решение на стороне государства (власти построят и сдадут в аренду по льготным ставкам или предоставят по специальным программам в пользование склады). И несколько лет назад предпринимались подобные попытки - по созданию сети АЛЦ (агро-логистические центры) и ОРЦ (оптово-розничные центры), но значимого успеха не принесли.

Мировой опыт показывает обратное: создание логистической инфраструктуры — это прямое дело бизнеса. Государственное содействие с точки зрения лучших практик эффективно в трех следующих направлениях: получение земли в долгосрочную аренду без бюрократических задержек, оперативное и недорогостоящее подключение к инженерным коммуникациям (энерго-, водоснабжение и пр.), программы по специальному кредитованию таких проектов.

Пример развития логцентров и технопарков в России показывает, что 12-15 лет назад получение земли в регионах сопровождалось закулисными и бюрократическими препонами, но в последние 5-7 лет KPI, установленные для руководителей регионов, заставили изменить ответ просителям на фразу «Вы хотите 20 гектаров? Возьмите 40!». Острой проблемы с дефицитом земли, такой как со складами, нет, и оперативное предоставление в аренду — это первый шаг для решения проблемы.

Вместе с тем даже те компании, которые обладают участками в качественных локациях, не могут ими эффективно распорядиться. Сегодня в Казахстане около 15 инициатив частных компаний по строительству крупных логистических центров. При этом до успешной реализации, по нашей оценке, дойдут две-три. Причиной является совершение грубых ошибок инвесторами на старте проекта. Так, первичная оценка инвестпроекта осуществляется на основе запроса коммерческих предложений на строительство объекта определенной площади. Фактическая же стоимость в ходе реализации проекта увеличивается в 1,8–2,5 раза, так как первичная оценка, полученная без детального техзадания, не содержит стоимость внутреннего оснащения (технологий), внешней инфраструктуры участка и часто ошибочна по стоимости даже «коробки» здания.

Кроме того, на одном и том же складе можно получить доходность при оказании логистических услуг в 2,5–3 раза выше, но большинство казахстанских компаний не владеют такими компетенциями и технологиями, запуская объекты в формате работы «палета пришла, палета ушла». В то время как запуск услуг по мелкоштучной обработке грузов, фулфилмента для селлеров маркетплейсов, пуллинга и pick-by-line для торговых сетей, обработки термолабильных грузов приносят на той же самой пощади кратно больший доход и маржинальность.

Понимание этих особенностей, развитие компетенций и обогащение внешней экспертизой позволит казахстанским компаниям преодолеть кризис складского рынка и после его преодоления продолжить работу с достойными показателями маржинальности и окупаемости.

Василий Демин, Доктор технических наук, исполнительный директор Координационного совета по логистике (КСЛ), эксперт по логистике, автор методик по аудиту и проектированию логистистических систем и объектов (РЦ, складов, дарксторов).

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Түркияның IT-нарығын бағындырған қазақ кәсіпкері

Смотреть на Youtube

Нуртас Адамбай: ислам - решение всех проблем?

Смотреть на Youtube

Ляззат Ибрагимова: о росте цен на жилье и пенсионных накоплениях казахстанцев

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить