На правах рекламы

Пациент в фокусе

55129

Фармацевтическая индустрия занимает уникальное положение в мировой экономике: играет важную роль в обществе, обеспечивая пациентам доступ к современным лекарственным препаратам и способствуя устойчивому развитию системы здравоохранения

Эрик Рош
Эрик Рош
Фото: архив пресс-службы

Старший вице-президент, глава кластера Teva Россия, Евразия и Турция, генеральный директор Teva Россия Эрик Рош рассказывает о ситуации на мировом и казахстанском фармацевтических рынках.

Эрик, как вы можете оценить состояние фармацевтической индустрии в мире?

- Объем мирового фармацевтического рынка по итогам 2022 года составил $1,48 трлн, и прогнозируется, что к 2027 году этот показатель достигнет $1,9 трлн. Однако стоит отметить, что рынок очень сконцентрирован: только на пять стран – США, Китай, Японию, Германию и Францию – приходится 70% всех продаж в денежном выражении, несмотря на то что их население составляет всего 25% от общего числа жителей планеты. Это свидетельствует о колоссальном потенциале других стран и экономик, в частности развивающихся рынков, где в ближайшие десятилетия потребность в лекарствах и медицинских услугах будет продолжать расти.

Какие вызовы и тенденции, на ваш взгляд, будут определять развитие отрасли в ближайшие несколько лет?

- Пандемия COVID-19 вызвала фундаментальные изменения в деятельности глобальной фармацевтической промышленности и в настоящее время переживает определенную смену парадигмы. В эти сложные времена значимо проявилась зависимость большинства стран от глобальной цепочки поставок, в том числе поставок активных фармацевтических субстанций. Неизбежно, что правительства многих стран были вынуждены вновь сосредоточиться на вопросах стимулирования и поддержки локального производства, с одной стороны, и обеспечения бесперебойных поставок – с другой.

При этом, помимо трендов, вызванных COVID-19, существует ряд исторических тенденций, оказывающих влияние на рынок. Согласно прогнозу Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году число жителей планеты составит чуть менее 10 млрд человек (против порядка 8 млрд человек в 2023 году), при этом доля населения старше 65 лет вырастет с текущих 10% до 16%. В результате этого можно ожидать нескольких вызовов, с которым столкнется фармацевтический рынок:

  • необходимость увеличения государственных и частных расходов на здравоохранение;
  • потребность в более эффективной терапии и, как следствие, — выход новых, более дорогих таргетных препаратов, в том числе для лечения орфанных (редких) заболеваний;
  • необходимость повышения доступности лекарств для населения и систем здравоохранения.

Одновременно с выводом более дорогих инновационных препаратов, зачастую из-за высокой цены недоступных рядовому пациенту, можно отметить усиление влияния пациентских сообществ и более активная позиция граждан по защите своих прав на лекарства.

Кроме того, цифровизация здравоохранения оказывает колоссальное влияние на качественную трансформацию отрасли и, как следствие, на повышение эффективности и продолжительности лечения, помогает обеспечить доступность и качество медицинской помощи при одновременном снижении расходов. Вместе с тем и сам пациент становится более грамотным, разборчивым и требовательным, что обуславливает внедрение ценностно ориентированной медицины, сфокусированной на пациенте.

Как вы считаете, что повлияло на формирование такого пациентоориентированного подхода?

- На мой взгляд, пациентоцентричное здравоохранение – это один из неизбежных этапов развития здравоохранения, который подразумевает обеспечение комплексной поддержки пациента на всем пути от профилактики до реабилитации. Мир меняется, и вместе с ним меняются детали этой экосистемы.

Теперь и для фармацевтических компаний именно пациент определяет вектор развития и выпуска новых продуктов. А основной приоритет – выстраивание долгосрочных отношений с каждым пациентом и партнерами компании, обеспечивающими доступность лекарственных препаратов в аптеках и медицинских учреждениях, понимание уникальных особенностей и предоставление индивидуальных предложений.

Внедрение современных технологий и цифровизация процессов, развитие систем сбора и обработки данных о рынке и пациентах, понимание запросов позволяют более широко взглянуть на «мир пациента». В том числе выявить текущие и будущие потребности целевой аудитории для того, чтобы в конечном итоге предложить пациенту именно то, что ему нужно, тем самым повышая доступность лекарственной терапии и уровень удовлетворенности.

Компании какого профиля будут играть ключевую роль в обеспечении доступности препаратов в перспективе, на ваш взгляд?

- Дженерики (воспроизведенные лекарственные препараты, аналоги оригинального препарата) более доступны для пациента в плане цены по сравнению с оригинальным препаратом и при этом имеют одинаковое качество и эффективность, доказанное клинически. Поэтому точно могу сказать, что компании, имеющие в своем портфеле широкий выбор воспроизведенных препаратов (в том числе Teva), будут играть одну из ключевых ролей для всех систем здравоохранения с точки зрения обеспечения доступности препаратов, экономии бюджетов на здравоохранение и одновременного увеличения лекарственного покрытия для населения.

Одним из приоритетных направлений развития дженериковых компаний будут рынки развивающихся стран, где инвестиции государства в здравоохранение существенно ниже, чем в развитых странах, при относительно невысоких доходах населения.

В странах СНГ, в частности в Казахстане, есть большая потребность в качественных лекарственных препаратах, и применение воспроизведенных лекарственных средств остается весьма актуальным, это позволяет значительно сэкономить затраты потребителей и системы здравоохранения стран в принципе.

Почему фармацевтический рынок Казахстана интересен для компании Teva?

- Казахстан является благоприятной страной для инвестиций в регионе благодаря своему уникальному географическому положению, транзитному потенциалу, ресурсным возможностям, наличию международных торговых и инвестиционных соглашений, а также доступу к ведущим мировым рынкам.

По данным компании IQVIA, в 2022 году фармацевтический рынок Казахстана стал самым динамичным на пространстве СНГ и достиг 855 млрд тенге, или практически $2 млрд, с ростом за год на 15% в денежном выражении. Влияние оказали различные факторы, включая пандемию коронавируса, переход на новые производственные стандарты, заключение долгосрочных государственных контрактов и формирование общего рынка лекарств в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Широко ли представлена компания Teva в Казахстане?

- С уверенностью могу сказать, что лекарственные препараты компании заслужили широкую известность в Казахстане.

В период пандемии компании Teva, несмотря на все логистические и карантинные ограничения, удалось не только организовать бесперебойные поставки лекарств в Казахстан, но и в несколько раз увеличить поставки препаратов, необходимых для лечения осложнений коронавирусной инфекции.

Казахстан является одним из приоритетных рынков для нас. Компания занимает одно из ведущих мест среди фармацевтических компаний в розничном сегменте и стремится к дальнейшему росту и развитию. Сегодня для пациентов в Казахстане доступно более 245 лекарственных препаратов, а в течение следующих пяти лет мы планируем представить еще 35 новых продуктов. В целом на розничном рынке Казахстана Teva входит в топ-5 игроков в денежном выражении (по данным IQVIA на начало 2023 года), занимая четвертую строчку в рейтинге.

Кроме того, мы активно развиваем социальные проекты, которые позволяют облегчить путь лечения пациента, оказать ему эмоциональную поддержку.

Расскажите о наиболее важных социальных инициативах, реализуемых компанией в Казахстане.

- В динамично развивающемся мире фармацевтический бизнес не ограничивается только поставкой лекарств. Мы осознаем, что жизнь пациентов сильно меняется после постановки диагноза, и стремимся помочь им полноценно интегрироваться в обычную жизнь. Одним из социальных проектов компании Teva в Казахстане является инициатива «Природа добрых дел», направленная на финансовую поддержку проектов локальных некоммерческих организаций, цель которых – эмоциональная поддержка пациентов на протяжении всего процесса лечения. В этом году проект проводится во второй раз.

В рамках инициативы выбираются проекты, которые помогают пациентам отвлечься, преодолеть страхи и улучшить качество жизни. Они направлены на эмоциональную поддержку пациентов, а также создание благоприятной, дружественной обстановки в процессе терапии, что может внести значительный вклад в достижение результатов при лечении пациентов и в конечном результате сделать жизнь пациентов немного лучше.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Кто даёт деньги стартаперам?

Смотреть на Youtube

Как Дамир Аманжолов боролся с мародерами и помогал раненым во время беспорядков в Алматы

Смотреть на Youtube

Доктор Хегай – о лекарствах, лоббистах и недостатках медицины Казахстана

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить