Что изменят новые правила вождения самокатов в РК и почему многие считают их спорными

5051

Конфликт между пешеходами, автолюбителями и пользователями самокатов начал зарождаться еще в том самом 2021 году

ФОТО: © Андрей Лунин

Последние годы мировая индустрия электрических самокатов переживала активный рост. Если в 2020 году, по данным исследовательской компании Statista, размер мирового рынка оценивался в $17,4 млрд, то уже по итогам 2022 года рынок превысил отметку в $33 млрд. Аналитики ожидают, что индустрия вырастет к 2027 году еще как минимум до $39 млрд. Рост этот в немалой степени был обусловлен пандемией: многие люди стали избегать поездок на общественном транспорте. Для крупных агломераций электросамокаты также стали отличным спасением от пробок, в том же Алматы сегодня преодолеть среднюю дистанцию гораздо проще на электросамокате, особенно в часы пик. Некоторые пересели на самокат по идейным соображениям – дабы меньше вредить окружающей среде. В целом за последние пару лет самокаты стали неотъемлемой частью жизни мегаполисов Казахстана, словно они были всегда.

Ежедневно, по данным казахстанских кикшеринговых компаний, в стране совершается около 100 тыс. поездок с их использованием. Разумеется, это снижает нагрузку на автоинфраструктуру, однако с ростом числа пользователей электросамокатов растет и число аварийных ситуаций – не только на дорогах, но и на тротуарах. Два года назад Forbes Kazakhstan писал в автообзоре о том, как у нас появились электросамокаты и как они меняют городскую мобильность. Теперь власти решили всерьез взяться за электросамокаты: правила меняются настолько, что «самокатчики» обеспокоены будущим своего транспортного средства. Останется ли оно демократичным и эффективным способом передвижения в городе?

В сумасшедшем потоке

Конфликт между пешеходами, автолюбителями и пользователями самокатов начал зарождаться еще в том самом 2021 году. Казахстанцы с приходом кикшеринговых компаний стали все больше спорить в соцсетях на предмет того – благо это или зло, следует ли его ограничить, запретить либо полностью вытеснить на дорогу. Дискуссии продолжались весь год, и к весне 2022-го под напором общественности власти начали задумываться о новых правилах для «самокатчиков». В ходе брифинга в СЦК в апреле прошлого года тогдашний председатель комитета административной полиции МВД Атыгай Арыстанов отметил, что вопрос эксплуатации электросамокатов в Казахстане является серьезным, самокаты часто нарушают правила дорожного движения, однако быстро создать новые правила не получится. «В настоящее время отсутствует какая-либо классификация типов электросамокатов, так как отнести их к определенному типу, как скутеры или мопеды, невозможно из-за ряда принципиальных технических отличий и особенностей эксплуатации. Отсутствие классификации и технических требований к устройствам не позволяет законодательно установить необходимые методы регулирования, правила обращения на рынке, ввода в эксплуатацию и требования по безопасности», – сказал он.

Тем не менее уже летом 2022 года в ПДД был внесен новый стандарт СТ РК 3769-2022, который определил электросамокаты как электрические транспортные средства с двумя или тремя колесами, предназначенные для езды одного человека. «Они должны приводиться в движение электродвигателем и не должны иметь сиденья. Максимальная расчетная скорость для таких скутеров составляет 25 км/ч», – было указано в дополнении. То есть закон наконец обратил внимание на самокат и сделал его полноправным участником дорожного движения.

Правда, в итоге этого оказалось мало, поскольку число аварий с участием нового мобильного средства только увеличивалось. Так, в 2022 году, только по данным МВД, было зарегистрировано 40 ДТП с участием самокатов, в которых один человек погиб и 40 пострадали. За первые пять месяцев 2023-го, согласно официальным сведениям, с участием электросамокатов произошло восемь ДТП, в одном из них погиб человек. При этом нет никакой статистики о происшествиях между самокатами и пешеходами, а также самокатами и другими мобильными средствами передвижения. Однако ясно, что отсутствие должного регулирования привело к беспорядку на дорогах, а главное – тротуары перестали быть местом, где пешеход чувствует себя защищенным. Ему сегодня приходится постоянно оборачиваться, чтобы не попасть под маленькие колеса.

Связанный с этим рост числа недовольных побудил власти к действиям. 3 мая 2023 года депутат мажилиса Сергей Пономарев направил депутатский запрос на имя первого заместителя премьер-министра с предложением как можно скорее изменить правила управления самокатами. Пономарев указал, что ежемесячно в стране продают десятки тысяч новых мобильных транспортных средств, а на рынок Казахстана заходят очередные сервисы по аренде электросамокатов. «В сферу самокатов зашел такой гигант, как «Яндекс». Это, как вы знаете, крупнейший игрок на рынке такси. И сегодня встал логичный вопрос безопасности пешеходов. У водителей самокатов пока нет ограничений по возрасту, психическому или физическому состоянию в момент управления. В мегаполисах в день каждая больница принимает в среднем трех-четырех участников происшествий с электросамокатами», – привел данные мажилисмен. А уже 10 мая депутаты нижней палаты парламента на пленарном заседании проголосовали за проект закона, которым вводятся жесткие ограничения для пользователей самокатов.

Со скоростью пешехода

22 июня депутаты сената одобрили поправки в закон по вопросам организации дорожного движения: в частности, были добавлены изменения и дополнения в два закона – «О дорожном движении» и «О разрешениях и уведомлениях». Отныне электросамокаты признаны полноценными транспортными средствами, для чего введено новое понятие «малое электрическое транспортное средство» с указанием его технических характеристик, правовой регламентацией порядка эксплуатации и установлением перечня запретов для водителей. При этом максимальная скорость электросамоката не должна превышать 25 км/ч. Двигаться самокатчики должны по велосипедной дорожке или велосипедной полосе движения. При их отсутствии допускается движение по правому краю проезжей части дороги, с соблюдением правил. Также, чтобы ездить по проезжей части, водителю необходимо достигнуть 18-летнего возраста и иметь водительское удостоверение на право управления транспортным средством любой категории. Выехать на дорогу можно лишь в застегнутом шлеме, а при передвижении в темное время суток обязательно наличие светоотражающего предмета, обеспечивающего его видимость водителями других транспортных средств. Самокатчикам запрещено перевозить пассажиров и грузы, на перекрестках и пешеходных переходах им необходимо спешиваться и катить самокат рядом с собой. По тротуару или другому пешеходному пространству допускается движение со скоростью не более 6 км/ч. То есть фактически самокат уравняли по скорости до пешехода.

ФОТО: © Андрей Лунин

Независимый эксперт в области транспортной политики Елена Ерзакович замечает, что новые правила вступят в силу уже 30 августа, однако пока непонятно, как правоохранительные органы собираются регулировать скоростной режим в пешеходных зонах. «Не раз при рассмотрении этих поправок они говорили, что средств технического контроля за скоростью самокатов у них нет. А раз нельзя контролировать, то непонятно, как регулировать соблюдение правил», – задается вопросом собеседница.

Она также напоминает, что во время заседаний общественники не раз указывали депутатам, что самокаты – это пока проблема лишь одного города, Алматы. «Я была в Шымкенте в конце весны. Там самокаты в основном стоят на улицах и никаких неудобств никому не приносят. Этот вопрос можно было бы регулировать на местном уровне, а не на центральном. Все, что требовалось, – это решить вопросы с техническим регулированием: сертификацией и внедрением общих положений в законодательство. А не заниматься определением параметров скорости и других мелких вопросов, которые необходимо решать в зависимости от того, есть ли в данном городе соответствующая инфраструктура или нет», – считает Ерзакович.

При этом эксперт подчеркивает, что электросамокаты решают проблему так называемой последней мили, то есть обеспечивают передвижение людей на короткие расстояния. Она убеждена, что определенная часть проблем, связанных с самокатами, приходится конкретно на кикшеринговый бизнес. «Для бизнеса тоже должны быть требования. Я вот, например, помню, что представители «Яндекса» не посетили ни одного заседания по вопросам поправок в законодательство. Между тем с точки зрения парковки самокатов в Алматы они являются самыми злостными «беспредельщиками». В целом я пока вижу проблему именно в том, что вход на рынок не регламентирован едиными правилами на уровне города», – говорит Ерзакович.

Эксперт не уверена, получится ли у правоохранителей полностью взять под контроль самокаты, поскольку им просто не хватит кадров, чтобы следить за каждым «самокатчиком». «Максимум, что они смогут сделать, это в рамках пешего патрулирования следить за порядком на пешеходных зонах и делать замечания. Если хотя бы это будет происходить, уже хорошо», – полагает она.

Система и инфраструктура

После принятия поправок общественный фонд Urban Forum Kazakhstan опубликовал на своем сайте обращение с призывом к властям пересмотреть их. По мнению авторов, поправки отбрасывают назад развитие микромобильности в городах Казахстана, ставят под угрозу целые сектора экономики, а главное – представляют опасность жизням людей. «Анализ продолжительности поездок, география передвижений пользователей и их средний возраст – 27 лет – показывают, что горожане больше используют самокат именно как транспортную альтернативу, а не как развлечение. Тем не менее новый закон выбрал путь жестких ограничений и запретов вместо того, чтобы обеспечить безопасность и способствовать правильной адаптации микромобильности в современном городе», – отмечается в обращении.

В фонде указывают, что новые нормы фактически вытесняют средства индивидуальной мобильности на проезжую часть, что приведет к еще большему числу аварий – ведь у самоката низкая видимость и слышимость в потоке.

«Данные по добровольному страхованию поездок на шеринговых электросамокатах показывают, что частота инцидентов во время поездок крайне низка: в среднем одна авария происходит на более чем 200 тыс. поездок, что примерно в 5,5 раза меньше частоты аварий с участием автомобиля», – отмечается в сообщении.

В фонде полагают, что у кикшеринговых компаний есть все возможности, чтобы контролировать скоростной режим и в целом движение самокатов, тогда как у правоохранительных органов таких ресурсов нет. «Сотрудничество государства и сервисов по краткосрочной аренде электросамокатов помогло бы разработать действительно эффективные правила и обеспечить их выполнение», – убеждены в Urban Forum Kazakhstan.

С заявлением объединения согласен и Ануар Джусупов, городской активист и основатель сообщества Almaty Bike. «В Алматы только за прошлый год было совершено 7 млн поездок через сервисы аренды мобильного транспорта, то есть самокат стал неотъемлемой частью жизни города», – отмечает он. По мнению собеседника, текущие правила следует изменить: убрать требование наличия водительских прав, а также изменить порог скорости на тротуарах. «Скорость должна ограничиться лишь здравым смыслом. Если ваше движение создает опасность или препятствует движению пешеходов, вы должны либо спешиться, либо снизить скорость. Приоритет должен быть у пешеходов, но уравнивать водителей самоката с их скоростью – неправильно», – считает Джусупов.

Активист замечает, что изначально в парламенте рассматривались приемлемые правила, которые устраивали сообщество самокатчиков, однако в итоге были приняты текущие. «Ранее предлагалось отказаться от ограничения в 6 км/ч, а выезд на проезжую часть предусматривался только в исключительной ситуации», – уточняет он. Джусупов убежден, что новые правила пересмотрят после того, как увидят вместо снижения аварийности рост ДТП.

О необходимости пересмотра правил управления самокатами говорят уже сейчас. В конце июня на заседании палаты спикер сената Маулен Ашимбаев заявил, что через полгода принятые изменения будут пересмотрены, поскольку сразу стало понятно, что требуется тщательная доработка. «Я обращаюсь к заинтересованным гражданам. Мы не закрываем двери, они открыты. Мы будем смотреть на правоприменение вместе с коллегами из мажилиса и при необходимости подкорректируем этот закон. Министерству внутренних дел, в свою очередь, необходимо сделать все, чтобы обеспечить безопасность людей, которые эксплуатируют самокаты на дорогах. Это очень чувствительный вопрос», – сказал Ашимбаев.

Очевидно, власти принимали новые правила в спешке, которая была вызвана общественным давлением. Ясно, что никому не нужно убивать кикшеринг и возвращать людей в переполненные автобусы, увеличивать спрос на такси и ухудшать ситуацию с пробками. Однако не стоит забывать и о том, что любые правила могут разбиться о слабую инфраструктуру для самокатов и других средств индивидуальной мобильности. Ведь сегодня, по данным МВД, в Казахстане насчитывается всего лишь 500 км велодорожек.

Возвращайтесь к нам через 2 недели, к публикации готовится материал «Гульнара Кендирбай: Когда я читаю, что Чингисхан был казахом, я не вижу в этом патриотизма»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Глава банка ВТБ (Казахстан) — об уроках пандемии, развитии финтеха и конкуренции с необанками

Смотреть на Youtube

Как построить бизнес в Казахстане без агашек

Смотреть на Youtube

Жаксылык Сабитов: Почему Кунаев стал ролевой моделью для Токаева

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить