Вышел в свет мартовский номер журнала Forbes Kazakhstan

10899

По традиции новый выпуск издания представляет его главный редактор Аскар Аукенов

Аскар Аукенов
Аскар Аукенов
Фото: © Андрей Лунин

Образование (подобно, например, здравоохранению) – такая сфера человеческой жизни, которая всегда остается актуальной и обсуждаемой, подвергаясь постоянным изменениям. Процесс обновления поколений бесконечен, и всякому новому нужны знания – причем не абстрактные, а те, что позволят в текущих реалиях быть востребованным, эффективно строить карьеру или собственное дело. В XXI веке образовательная тематика еще более актуализировалась в связи с бурным ростом технологий, ставящим перед системами образования непростые задачи и вызовы. И даже покушающимся на само их право на существование – во всяком случае, в привычном виде. Так, уже приходилось слышать мнение, что появление и развитие генеративного ИИ ставит крест на традиционном рынке образовательных услуг, потому как позволит каждому получать персонализированные знания без всяких учреждений и преподавателей, с учетом меняющихся интересов, на протяжении всей жизни.

На мой взгляд, сложно однозначно что-либо утверждать относительно будущего влияния генеративного ИИ – здесь пока немало подводных камней. Но уже сегодня аналитики BCG утверждают: конкретные навыки и опыт работы зачастую важнее дипломов. Самоучки становятся серьезной силой на рынке труда: только в США 70 млн человек – работники без степени бакалавра, добившиеся успеха за счет рвения и богатого опыта. Конечно, это относится пока далеко не ко всем профессиям – есть те, где без специального образования не обойтись, например медицинские или инженерные. Но тренд налицо.

Это происходит в том числе и потому, что, например, согласно исследованию бизнес-школы Pearson, только 13% выпускников вузов обладают навыками, необходимыми для успешного выполнения служебных обязанностей. 54% (!) не работают по специальности. Кроме того, профессии, которые будут востребованы через 5–10 лет, сегодня даже не существуют. Если обратиться к рейтингу «30 до 30» Forbes Kazakhstan, то, изучая истории участников, можно увидеть, что значительная часть ребят на пути к своему успеху меняли направление обучения и деятельности, некоторые не раз и достаточно резко (например, балерина – экономист – IT-специалист или кинорежиссер – биржевой брокер и т. д.). Молодые люди уже не хотят оставаться там, куда их зачастую определили родители, либо всю жизнь заниматься чем-то одним.

Кроме того, молодое поколение не желает работать просто лишь бы заработать. Им важно, чтобы работа соответствовала их интересам, была сродни хобби и в то же время отвечала их этическим принципам. При этом они готовы работать до глубокой старости, но не собираются «перепахивать», оставляя существенное место для личной жизни и путешествий. И это тоже придется учитывать работодателям, ведущим битву за таланты.

Казахстан пытается успеть за глобальной повесткой. Так, поставлена задача подготовить к 2025 году 100 тыс. IT-специалистов, увеличивается госфинансирование образования. К тому же в некоторых важных направлениях без поддержки просто не обойтись, о чем говорит молодой ректор МУИТ Аскар Хикметов. «Да, мы лидеры в сервисной IT-экономике. У нас цифровизированное правительство, различные сервисы потребительские, финтех, стартапы. Но что касается производства, где речь идет о работе с программированием микрочипов, плат, мы находимся на нулевом месте, – заявляет он. – Я у себя без проблем подготовлю специалиста, который легко устроится в Google, а вот подготовка инженера – это должно исходить от государства в первую очередь».

Если говорить о других трендах, то в отечественных вузах вслед за мировыми сокращается срок программ бакалавриата. Опять же понятно, что нет смысла засиживаться на первой ступени самоопределения. Зато зрелым и успешным бизнесменам оказывается весьма полезна учеба, например, в такой ведущей бизнес-школе мира, как HBS, о чем они рассказывают в этом номере. В стране растет рынок частных школ, становясь все более конкурентным. Не зря мы увеличили число участников их ежегодного ренкинга. Причем это уже не социальная составляющая для основателей, а вполне доходный бизнес – качественные школы востребованы на фоне демографического всплеска. Стремительно развивается и рынок дополнительного образования, где появляются такие массовые успешные проекты, как Abay School, сооснователи которой – герои нашей обложки.

Приятного чтения!

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Еркин Татишев : «Около 30% бизнеса в Казахстане не переживет коронакризис»

Смотреть на Youtube

Ударят ли санкции по Казахстану?

Смотреть на Youtube

Кто даёт деньги стартаперам?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить