На правах рекламы

Почему мы верим мошенникам?

16941

В 2022 году мошенники обманули казахстанцев более чем на 100 млрд тенге. Но похоже, что в этом году показатель будет значительно выше

ФОТО: pixabay.com/TheDigitalWay

Только за первый квартал этого года доход аферистов уже составил около 80 млрд тенге. Несмотря на всевозможные предупреждения банков, полиции, органов финмониторинга, жертв мошенничества меньше не становится. Почему мы знаем о мошенниках и все равно попадаемся на крючок? И как этого избежать?

Ситуация довольно парадоксальная: практически каждый казахстанец сам сталкивался со звонками от мошенников либо в кругу знакомых имеет тех, кто все же попался на удочку аферистов.

Но даже печальный опыт друзей, родных, коллег не всегда спасает от вставания на те же грабли. Согласно исследованиям компании Aquarelle Research, 77% опрошенных казахстанцев «общались» с телефонными мошенниками в первом квартале этого года, причем 18% отметили, что в этом году стали чаще сталкиваться с подобными звонками. 7% опрошенных заявили, что передали мошенникам личные данные, а 12% опрошенных – потеряли деньги.

Почему жертвы не бросают трубки? Психолог Лола Хакимова успех аферистов объясняет прежде всего хорошей подготовкой самих мошенников, а также владением психологическими приемами, которые при определенных условиях действуют практически безотказно.

«Мошенники применяют самые современные коммуникативные технологии, начиная с методики нейролингвистического программирования, которая вводит человека в состояние транса. Также используют приемы убеждающего воздействия, методы психологического воздействия на поведение, на сознание людей. Я не знаю, где мошенники получают спецкурс по психологии, возможно, у них от природы дар убеждения. Умеют убеждать, умеют расположить к себе собеседника, очень быстро устанавливают психологические контакты. Специально разрабатывают постановочный голос, который придает убедительности – человека можно слушать и верить тому, что он говорит», - считает Лола Хакимова.

Психолог отмечает, что немаловажную роль в таких звонках играют звуковые помехи в телефонной трубке, которые создают атмосферу того же банка: посторонние голоса рядом, переговоры посетителей, ощущение публичного места. А если к этому еще и добавить два самых важных фактора, без которых ни одна афера не состоится, – наш страх и эффект неожиданности, то дело мошенников однозначно выгорит.

«Ко мне недавно обратилась девушка, мошенники выманили с ее карточки 12 миллионов тенге. Эти деньги она откладывала на квартиру в Астане. Девочка умная, с высшим образованием, присутствует критичность мышления. На вопрос: «как так получилось?», ответила: «Вы знаете, они позвонили, когда я спала, рано-рано утром, толком не соображала, о чем говорят, но когда сказали: «деньги», «мошенники», у меня появился страх, началась паника, не знала, что делать». И она полностью выслушала, что ей говорят, и сделала так, как сказали мошенники. Через несколько часов она стала перепроверять наличие денег на своей карте - 12 миллионов пропали», - рассказывает Лола Хакимова.

Специалист поясняет, что эффект внезапности порой вводит в ступор, человек становится рассеянным, паникует и не может мыслить критически. А если еще есть страх потерять все накопления, то в таком состоянии человек легко превращается в жертву.

Что делать, чтобы не стать жертвой? Прежде всего перепроверять звонки. Можно повесить трубку и тут же перезвонить в банк. Второе – обязательно помнить, что сотрудники банка никогда не будут спрашивать номер счета, карты, пин-коды, пароли и кодовые слова. И самый идеальный вариант – вообще не общаться с мошенниками. Благо, сейчас это стало возможным. Можно не отвечать на нежелательные звонки, установив бесплатный определитель номера. К примеру, один из таких сервисов есть в приложении «Яндекс с Алисой».

«Только в апреле 2023 года определитель от «Яндекса» обработал два миллиона звонков с незнакомых номеров. Каждый пятый программа определила как нежелательный: реклама, опросы, спам и потенциальные мошенники», - сообщил генеральный директор «Яндекса» в Казахстане Артём Борисов изданию Zakon.kz.

«Наши пользователи помогают пополнять базы мошеннических номеров, сообщая нам о звонках предполагаемых злоумышленников в приложении. После проверки алгоритмом такой звонок начинает помечаться специальным значком», - добавил Борисов.

Преимущество такого приложения заключается в том, что пользователь заранее может узнать, кто ему звонит. А еще можно автоматически включить блокировку нежелательных звонков, тогда звонков от мошенников и спамеров станет гораздо меньше. Кстати, сервис абсолютно бесплатный и работает как на Android, так и на iOS.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Досым Сатпаев: продукты системы Назарбаева

Смотреть на Youtube

КОСНЁТСЯ ВСЕХ! КАК СДАТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ В КАЗАХСТАНЕ

Смотреть на Youtube

Юрий Негодюк - о кофе, налогах и тромбоне

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить