Доедут ли до казахстанцев машины по программе льготного автокредитования?

19665

Выдача заемщикам 7 852 автомобилей из одобренных 11 825 заявок сигнализирует о дефиците машин местной сборки

ФОТО: © Depositphotos.com/mynewturtle

В середине мая в Казахстане была запущена новая программа льготного автокредитования объемом 100 млрд тенге. В отличие от аналогичной программы образца 2015 года, которую ежегодно поддерживали новыми траншами, в 2022 году льготы предложены для покупки автомобилей отечественной сборки. Старт оказался весьма удачным. Уже 13 июля банки-участники объявили об освоении 90 млрд тенге (одобрено 11 825 заявок, по которым отпущено 7 852 автомобиля), фактически использовав установленные лимиты. «Лимит исчерпан в связи с высоким спросом у населения условий кредитования», – прокомментировали, в частности, ситуацию в пресс-службе Forte Bank.

После карантинных ограничений и простоев в работе многих организаций, сказавшихся на финансовом состоянии населения, казахстанцы уже полтора года торопятся выплеснуть в торговлю отложенный спрос. И автомобили здесь традиционно востребованы. Собственно, личное авто давно перестало быть предметом роскоши. Но даже как средство передвижения оно должно быть надежным, комфортным и экономичным. Большая же часть отечественных авто­владельцев вряд ли может отнести к своей машине перечисленные характеристики. Парк легковых автомобилей в Казахстане преимущественно устаревший. На начало июня текущего года авто с годом выпуска, превышающим 20 лет, составили 50,4% от зарегистрированных легковых автомобилей. Возраст от 10 до 20 лет имеет 21% авто, от 7 до 10 – 14,5%. К новым машинам не старше трех лет относится только 7,4% личного автопарка населения. С учетом того, что по достижении 16 лет водительские права получают все больше молодых людей, спрос на современные автомобили высок. Однако обслуживать этот спрос не так-то просто. Девальвация последних месяцев делает импорт чрезвычайно дорогим. Местные производители готовы закрывать растущий покупательский аппетит, увеличивая объемы сборки. Но снижение уровня жизни отрезает многих казахстанцев от коммерческих автокредитов банков.

Государственная программа льготного автокредитования населения играет сразу на нескольких полях. Поддерживает местных производителей, обновляет автопарк страны, снижает кредитные затраты потенциальных покупателей новых автомобилей, дает банкам возможность фронтировать кредиты, получая комиссию. Майская программа начала кредитовать население на приобретение нового автомобиля отечественной сборки по льготной ставке в 4% (при ставке вознаграждения от 20% в банках) и без первоначального взноса (в БВУ он обязателен и доходит до 20%). Срок кредитования не превышает семи лет, а максимальная сумма займа составляет 10 млн тенге. Будущий заемщик должен обратиться в дилерский центр, выбрать автомобиль отечественной сборки и адресовать оплату одному из банков-партнеров.

Несмотря на то, что банки приостановили прием заявок, разработчик программы – Министерство индустрии и инфраструктурного развития – заявил, что она закрываться не будет. Деньги выдаются на основе револьверного механизма кредитования за счет возвращаемых банкам платежей первичными заемщиками. Банки могут продолжить сбор заявок по кредитам в рамках высвобожденных лимитов.

Дефицитный товар

Остается вопрос – когда банки смогут это сделать? Выдача заемщикам 7 852 автомобилей из одобренных 11 825 заявок сигнализирует о дефиците машин местной сборки.

Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) как минимум с середины прошлого года информирует о сложной ситуации в автомобильной отрасли: остром глобальном дефиците автомобилей из-за нехватки микрочипов, а также нарушениях логистических цепочек поставок машин и комплектующих по всему миру. В частности, в ноябрьском отчете АКАБ говорится, что в конце 2021 года спрос на новые автомобили в Казахстане продолжает опережать предложение – дефицит сохраняется из-за нехватки полупроводников и логистических проблем. Иными словами, тему готовности поставок отечественных автомобилей в рамках предложения льготного кредитования населению следовало прорабатывать на этапе разработки программы.

Тем не менее отечественная сборка сохраняет позитивный тренд, отмечают в АКАБ. «Несмотря на ситуацию с дефицитом автомобилей вследствие пандемии, мирового ограничения с поставками, серьезной нехватки электронных компонентов и сложностей с логистикой, казахстанский рынок показал хорошие результаты», – говорится в отчете по итогам 2021 года. Сборка отечественных авто в минувшем году выросла на 20%, до 92,8 тыс. единиц, что положительным образом сказалось на общих продажах легковых автомобилей. Два из трех проданных в стране автомобиля были местной сборки. Доля казахстанского производства в продажах новых авто официальными дилерами составила 62,2%. В абсолютном значении в 2021 году дилеры продали 73,2 тыс. отечественных авто, на 9,5% больше, чем в 2020-м. Любопытно, что в условиях неудовлетворенного спроса внутри страны растет продажа продукции казахстанского автопрома за рубеж. В прошлом году экспортные поставки наших автомобилей выросли на 49%, до 12,1 тыс. единиц. Основные экспортные рынки – РФ, Узбекистан и Беларусь.

По данным АКАБ, в первом полугодии 2022 года казахстанский автопром сохраняет положительную динамику: за этот период производители выпустили 51,6 тыс. автомобилей против 39,5 тыс. за аналогичный период 2021 года. Вместе с тем продажи новых авто за пять месяцев текущего года (данных за полугодие еще нет) показали спад. Казахстанцы приобрели 39,9 тыс. авто, почти на треть меньше, чем за сопоставимый период 2021 года. АКАБ связывает это с перебоями поставок и дефицитом некоторых популярных моделей, ранее собиравшихся в России. «Доля техники из РФ упала с 23,2 до 12,9%, автомобили же, локализованные в Казахстане, напротив, демонстрируют рост до 74,8% от общих продаж», – говорится в отчете по маю. За январь – июнь этого года экспорт автомобилей казахстанской сборки в Узбекистан, Россию, Беларусь и Кыргыз­стан вырос в годовом выражении на 23%, до 4,5 тыс. единиц на общую сумму свыше 53,9 млрд тенге. Если во втором полугодии экспорт сохранится на текущих уровнях, он окажется ниже итогов 2021 года с продажами в 12,1 тыс. единиц.

АКАБ прогнозирует по итогам 2022 года сохранение роста сборки на 20% (или на 11 тысяч единиц), «в том числе благодаря программе льготного автокредитования». Ранее, в конце апреля, заместитель председателя Комитета индустриального развития МИИР РК Олжас Сапарбеков сообщил о планах нарастить объемы автопроизводства и выпустить с конвейера по итогам 2022 года 109 тысяч автомобилей. Чиновник сообщил, что для достижения таких показателей местные автопроизводители «постоянно ведут переговоры с партнерами по увеличению квот на поставки комплектующих для наших автопредприятий».

Коммерческая среда

Автокредитование, также как ипотека, относится к конкурентным продуктам, которые БВУ непременно предлагают клиентам в числе кредитных услуг. Судя по данным, предоставленным Forbes Kazakhstan «Первым кредитным бюро» (ПКБ), можно говорить о восстановлении после пандемии прироста коммерческого автокредитования. Так, по информации ПКБ, общий объем выданных физическим лицам автокредитов в первом полугодии 2022 года составил 367,6 млрд тенге. Это на 33,4%, или на 92,1 млрд тенге больше, чем за аналогичный период 2021 года. Последний отчет ПКБ по автокредитованию, датированный июнем прошлого года, показал, что темп кредитования за четыре первых месяца года вырос на 11,1%, или на 82,1 млрд тенге. Из отчета также следует, что за календарный год (апрель 2020-го к апрелю 2021 года) рост объема автокредитования физических лиц составил 36,5%, или 218,8 млрд тенге. А темп роста в период с апреля 2019-го по апрель 2020 года был на уровне 42,3%, или 178,1 млрд тенге.

Одной из причин увеличения объема выданных кредитов по итогам шести месяцев 2022 года, впрочем, как и по итогам четырех месяцев 2021-го, ПКБ называет рост среднего размера кредита. Если в январе – июне прошлого года размер среднестатистического выданного рынком автокредита составил около 5,1 млн тенге (у БВУ – 4,55 млн), то во втором полугодии он превысил 6,2 млн тенге (по банкам показатель вырос до 5,56 млн тенге). В первом полугодии 2022 года среднестатистический кредит оказался выше 7,5 млн тенге (в БВУ – около 7,1 млн). Таким образом, за календарный год рост среднего размера выданного автокредита составил 48,5%, отмечают в ПКБ.

Увеличение стоимости займов имеет букет причин. Прежде всего подорожали сами автомобили. Так, цены в январе – декабре 2021 года в среднем увеличились на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года – по причине дефицита полупроводников, роста цен на металлы и разрыва логистических цепочек поставок. Бюро национальной статистики сообщает, что Индекс цен предприятий – производителей промышленной продукции в январе – июне 2022 года составил 37% против 23% за аналогичный период 2021-го. Кроме того, вслед за раскруткой спирали инфляции (в январе в годовом выражении она составила 8,5%, а в июне – уже 14,5%) движется и базовая ставка. В июле Нацбанк поднял ставку и уравнял ее по инфляции в 14,5%. Соответственно, выросла стоимость банковских займов и вероятность того, что потенциальные заемщики станут отказываться от слишком дорогих кредитов. По ранее выданным кредитам может возникнуть рост просрочки – инфляция съедает финансовые возможности заемщиков с низкими доходами.

Ввиду снижения уровня жизни происходит всё большая концентрация автокредитования в мегаполисах. По данным ПКБ, среди регионов лидером по общему объему выданных в первом полугодии 2022 года автокредитов является Алматы – 84,1 млрд тенге (на 22,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года). На втором месте – Нур-Султан (65,6 млрд тенге, рост на 35,2%). Таким образом, на долю этих городов приходится 40% от общего объема выдач. Наименьший объем выданных автокредитов отмечается в Северо-Казахстанской области – 4,8 млрд тенге (но на 55,7% больше аналогичного периода 2021 года).

Другой важный тренд, который отмечает ПКБ, – увеличение роли микрофинансовых организаций в автокредитовании. На рынке растет доля кредитов, выданных МФО. Если в 2020 году они обеспечили 34,1% от всех выдач, то в 2021-м показатель вырос до 41,4%. Рост продолжился и в первом полугодии 2022 года – до 45,6%. При этом качество портфеля у МФО остается высоким. На 1 июля 2022 года доля займов с просрочкой платежей в 90 и более дней составила всего 1,5%, тогда как в целом по рынку показатель составляет 4,1%. Качество портфеля по рынку несколько ухудшилось с начала этого года (на 1 января 2022 года доля NPL 90+ составила 3,7%), но при этом оно лучше итогов 2020 года в 5,9%.

К слову, в пресс-службе Forte Bank сообщили, что по займам, выданным в рамках льготного кредитования, отсутствуют случаи просроченной задолженности. Ссудный портфель банка, финансируемый за счет средств Фонда развития промышленности, составляет 10,4 млрд тенге, выдан 1 341 заем, принята 8 971 заявка. Кредитный портфель, финансируемый за счет средств Банка развития Казахстана (программа льготного кредитования от 2015 года), составляет 5,9 млрд тенге, выдан 1 281 заем. В Forte Bank полагают, что с каждым годом объемы автокредитования будут расти.

Возвращайтесь к нам через 6 дней, к публикации готовится материал «Bulgari выходит на старт Gran Turismo»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Диагноз казахстанской экономике

Смотреть на Youtube

Руслан Шаекин: Миллионер из Караганды

Смотреть на Youtube

Ударят ли санкции по Казахстану?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить