Во многих были созданы порталы госуслуг, системы электронного взаимодействия ведомств, сети центров обслуживания по принципу «одного окна». В наибольшей степени здесь продвинулись Россия и Казахстан, вошедшие в топ-30 глобального рейтинга ООН E-Government development rank. Можно сказать, что этап становления электронных правительств как в России, так и в Казахстане успешно пройден. Далее нас ожидает постепенная эволюция и совершенствование сервисов.
Вместе с тем встаёт вопрос о новых приоритетах госинформатизации, на которых стоит сосредоточить усилия в ближайшие годы. В экспертном сообществе существуют разные мнения по этому поводу. Например, озвучивается тема Smart-City, комплекса инструментов (в том числе IT) для улучшения условий жизни горожан, включая ЖКХ, транспорт, общественную безопасность и т. п. Другая точка зрения выводит на передний план информатизацию государств в рамках ЕАЭС. Ведь для эффективной работы экономического союза не обойтись без единого IT-пространства, позволяющего легко обмениваться данными в сфере таможни, налогообложения, миграции и пр.
Ещё одно важное направление развития IT – автоматизация управленческих процессов в госорганах. Сегодня абсолютно очевидно, что конкурентоспособность государств на глобальной арене зависит не столько от объёма человеческих и природных ресурсов, сколько от качества государственного управления. Достичь же последнего нельзя без применения IT.
Однако при этом стоит учитывать один нюанс. Информационные технологии сами по себе не гарантируют качества управления. Это лишь инструмент. За компьютерами работают люди, те самые кадры, которые, как говорил известный исторический деятель, решают всё. Для государства важны не только их профессиональные навыки, но и, выражаясь языком новейших концепций, вовлечённость. Вовлечённость – это способность видеть общую цель и готовность прилагать максимум усилий для её достижения. Можно ли управлять еще и этим параметром? Да, можно. В бизнес-структурах подобные задачи эффективно решаются через взаимодействие HR- и IT-технологий. Думается, государству имеет смысл присмотреться к этому опыту.
Для управления вовлечеённостью внедряется специальная информационная система, включающая модули обучения, геймификации, обратной связи, оценки и аналитики. На первом этапе проводится диагностика сотрудников и определение общего индекса вовлеченности. Значение выше 65% свидетельствует о том, что вы находитесь в зоне результативности – сотрудники хорошо мотивированы и делают всё возможное для достижения цели. Уровни 45% и 30% обозначают границы зон безразличия и неопределённости. Ниже 30% – зона распада, название которой говорит само за себя.
Далее в соответствии с настройками, отражающими уровень вовлечённости, система начинает предлагать сотрудникам задачи, которые позволяют им и самореализоваться, и принести пользу организации. В том числе запускаются инструменты ранжирования, а также разнообразные игровые механики. Стоит сказать, что они особенно эффективны в условиях рутины и строгих регламентов госслужбы, приводящих к «выгоранию» и текучке линейного персонала.
Пилотный проект по управлению вовлеченностью госслужащих сейчас идет в ряде российских регионов. Он охватывает центры госуслуг, и это не случайно. Ведь именно сотрудники «одного окна» являются своего рода лицом государства, от их работы во многом зависит имидж власти.