Аудитория первых, похоже, не вымрет никогда, несмотря на сногсшибательный прогресс в науке и рост среднего качества базового образования на планете со времен появления астрологии.
Интерес к прогнозам вторых, казалось, уж точно пропадет после того, как 99% представителей профессии прошляпили кризис 2008. Однако людям нравится комфорт, приносимый иллюзиями.
Да-да, не стоит себя обманывать, ибо прогнозируемость - в отсутствии явного влияния внешних факторов (вроде высоких цен на нефть) - экономических явлений в странах, где отсутствует прогнозируемость (на логической основе) поведения государства есть не более чем иллюзия. В таких условиях первая группа прогнозов является во многом функцией от второй группы.
Ну, раз уж так повелось, позволю и себе присоединиться к прогнозистам судьбы предстоящего года.
Сейчас повсеместно слышна риторика о намерениях приватизации и «принципе yellow pages». Эта тема формулируется и преподносится примерно так: «Пусть свободный рынок и его невидимая рука разберутся во всех проблемах, как это и должно быть».
Это, конечно замечательно, но такая формулировка принижает роль, которую сыграло государство в новейшей истории. Государство и его вполне видимая рука в первую очередь имеют прямое отношение к появлению существующих проблем, поэтому не стоит притворяться, что они вдруг перестали быть релевантными к сегодняшней ситуации.
Процесс очищения экономики от дисбалансов, обнаруживших себя даже для глаз непрофессионала в 2008-2009 и появившихся в результате:
а) Инвестиций в ненужные/несуществующие проекты;
б) режима фиксированного обменного курса тенге в годы высоких цен на нефть;
в) высокой роли нерыночных механизмов в распределении ресурсов;
г) высокой централизации в процессе принятия экономических решений
проходил в последние пять лет крайне медленно (в тех сферах, где он проходил в принципе).
На мой очень скромный взгляд, государство должно теперь столь же активно поучаствовать и в выведении экономики из её нынешнего состояния цвета детской неожиданности. С конкретными сроками, персональной ответственностью и прозрачным общественным надзором за процессом. (Из простых примеров - уничтожить убожество в виде непрозрачного ЕНПФ как управляющего активами и тем самым вернуть шанс на жизнь фондовому рынку).
За прошедший год я много читал о Китае, его проблемах с избыточными мощностями и необходимостью болезненных эвтаназий де-факто зомби-предприятий госсектора.
Находясь в Гонконге последнюю неделю, я думал о том, каково наиболее вероятное развитие ситуации в будущем у этого эксклава западного экономического либерализма, сияющего символа свободы и преимуществ капитализма под носом у коммунистической диктатуры?
Для тех, кто не знает, Британское управление Гонконгом закончилось 1 июля 1997 на условии, что ещё 50 лет после этого экономика и политическая администрация Гонконга будут оставаться независимыми от материковых коммунистов.
Возможно ли, что в преддверии 2047 и после Китай возьмет на вооружение успехи свободного Гонконга и распространит их на всю страну? Или компартия скорее сожрет либеральные капиталистические начала Гонконга и распространит на него уже свой режим, выплюнув прогресс в трубу? Мне кажется, второе намного более вероятно, и никаких бифуркаций у этого процесса не предвидится.
Думаю, можно провести аналогию (разумеется, косвенную), в которой Гонконг -- это частный сектор РК, а материковый Китай -- государство. Однако здесь развитие ситуации еще не так четко предопределено, поэтому прогнозов два: хороший (в котором страна выходит из кризиса) и плохой (в котором она погрязнет в кризисе лет на пять). Реализация того или другого варианта - в отсутствии неожиданного взлета цен на нефть - является прямой функцией от вероятности уже сильно запаздывающих реформ.
Точка бифуркации наступила.