Куда дует ветер казахстанского бизнеса

Автор: Андрей Якунин

За прошедшие 25 лет мы так и не воспитали культуру грамотного предпринимательства с управлением всеми аспектами бизнеса

Знакомы с термином «роза ветров»? На всякий случай опишу его. В картографии роза ветров - это знак, показывающий азимуты. Самая простая четырехконечная роза компаса указывает, где находится север, юг, запад и восток, и вы можете увидеть ее на большинстве географических карт. Геральдика тоже использует этот символ. Казахстанский Комитет по ЧС в своей эмблеме использует восьмиконечную звезду с равноудаленными лучами, ЦРУ - 16-конечную с разноудаленными.

В метеорологии - это диаграмма-многоугольник, которая характеризует интенсивность ветра на основании регулярного сбора данных синоптиками. Проще говоря, смотришь на нее и видишь, откуда ветер дует. Чем длиннее лучи, тем чаще с той стороны света дует. Это важные данные, которые должны учитываться при планировании строительства важных объектов.  Хотя соблюдается это не всегда, как и многое в нашей жизни.

Те, кто жил в советское время в городе Балхаш, хорошо знают,  что ветер нес ядовитые газы с медеплавильного комбината или на город, или на зоны отдыха. Хоть в городе, хоть на песчаных пляжах люди со «слезами радости» вдыхали желтоватый воздух.

Перехожу к сути вопроса. Большую часть своей карьеры я проработал в крупных  транснациональных компаниях (ТНК). В них мощные подразделения отвечают за стратегию и маркетинг, производство и логистику, управление и развитие персонала, финансовое планирование и контроль, исследования и разработки и т.д. Отсюда - вековые истории успешного бизнеса, продукты-блокбастеры, продающиеся на миллиарды, мировые консультанты и советники, штаб-квартиры в ведущих мировых финансовых центрах.

Если по аналогии с метеорологией оценить бизнес ТНК, то их роза ветров будет напоминать, скорее всего, звезду ЦРУ. На то они и лидеры мирового бизнеса. Несколько направлений бизнеса у них развиты исключительно хорошо и составляют самые длинные лучи, это их конек в мире бизнеса. Остальные направления несколько короче, но все равно развиты достаточно сильно.  Я думаю, невозможно найти компанию, которая будет безупречно хороша во всех аспектах бизнеса, с одинаковыми лучами, как у звезды нашего Комитета по ЧС. Помните, Козьма Прутков говорил: «Нельзя объять необъятное!». Компании концентрируются на своих ключевых компетенциях, но не забывают про остальные.

Наш крупный бизнес, хоть и не лидирует на мировых рынках, в общем, достаточно гармонично развивает различные направления.  С перекосами, но более или менее равномерно. Помогают им в этом иностранные партнеры, средства для привлечения лучших сотрудников, доступ к административным ресурсам и т.д.

Теперь попробуйте представить, как выглядит роза ветров нашего малого и среднего бизнеса. В большинстве случаев - как роза ветров города Балхаш. Ветер дует или с юго-запада, или с востока, нет-нет подует с юга. Всё. Всех остальных ветров просто нет.  У нескольких моих клиентов вообще роза ветров с одним ярко выраженным азимутом. 

Приведу пример. Одна казахстанская компания на 100% зависит от участия в государственных закупках. Маркетингом в ней не занимается никто, коммерческие продажи продукта и направление оказания услуг находятся в зачаточном состоянии уже два года.  Первое же серьезное изменение законодательства больно ударило по их бизнесу. Они не могут участвовать в тендерах, и бизнес находятся на грани жизни и смерти.

Другой пример. Молодая компания, существующая на рынке три года, занимается разработкой ПО. Там  активно развивают своих программистов, пытаются охотиться за лучшими технарями на рынке. Но при этом в компании никто не занимается маркетингом и продажами. Контракт с одним крупным заказчиком кормит их бизнес. Со стороны их подход  могу оценить так: «Мы сделаем лучший продукт, станем знаменитыми - и клиенты сами придут».

Таких примеров я могу привести еще много, благо кейсов в наших палестинах предостаточно. Почему-то, в отличие, допустим, от Чехии или Польши, мы за прошедшие 25 лет не воспитали культуру грамотного предпринимательства с умелым управлением всеми аспектами бизнеса. Не научились строить из своих бизнесов красивые звездочки, маленькие, но звездочки, а не перекошенные кляксы.

После нового года я получил замечание от знакомых предпринимателей о своей статье «Закулисные тайны казахстанского кризиса». Люди говорят: «Статью написал, критику высказал, а путей решения не указал». Согласен. Но с другой стороны, не может быть универсальных рецептов. Разве что таких, как «экономика должна быть экономной, а стратегия – стратегической».

Мой совет бизнесменам вытекает из этой статьи. Создайте для себя свою розу ветров. Напишите список важных для вашей компании составляющих бизнеса, которые влияют на результаты и которые вы должны учитывать и контролировать. Возможно, вы включите туда финансы, маркетинг и продажи, логистику и складское хранение, производство, персонал и т.д. По каждому из этих направлений выработайте критерии оценки. Помните: нельзя сберечь то, что не учтено!

Далее определите, в каких сферах вы можете быть успешнее других, а в каких должны быть успешнее. Уделите им приоритетное внимание. Оставшиеся сферы деятельности поддерживайте на приемлемом для рыночной ситуации уровне, но не забрасывайте их совсем. Избегайте почивания на лаврах и однобокой оценки своего предприятия. Даже если вам кажется, что дела у вас идут хорошо, создавайте сами себе вызовы.

Так победим! 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
17611 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Forbes Video

Казахи в Украине: бизнес в условиях войны

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить