В Алматы, в одном из цехов скончавшегося флагмана легкой промышленности советского Казахстана, АХБК, открылся гипермаркет Carrefour - самого крупного ретейлера Европы. Сходили вчера с женой приобщиться к победившим ценностям потребительского общества. Не в театры же ходить, которых на фактически двухмиллионный город всего несколько штук. А торговые центры как грибы растут, в том числе на месте промышленных предприятий и спорткомплексов. Так Алматы оправдывает свое звание самой большой барахолки Казахстана.
Французский бренд манит, и любопытных, несмотря на будний день, пришло много.
Ну, что сказать. Я был в Carrefour в трех, по-моему, странах, и везде там товары с акцентом на местных поставщиков. Кто хочет французского – тому в магазин во Франции, соответственно. Также и в Алматы, разве что багеты и круассаны продают. Так они и в иных местах есть. Большинство товаров можно встретить в других торговых точках. Нет ничего особенного, за чем постоянно можно было бы ходить в Carrefour. А стейк из охлажденного тунца по цене 14 тыс. тенге за кило не каждый себе позволит.
Проходя с тележкой мимо безвкусной «одноразовой» одежки и дорожных сумок, пахнущих китайскими запахами рядов рынка «Болашак», я все думал о судьбах торговцев-представителей МСБ – основы алматинской экономики, которые гибнут под натиском крупных ретейлеров.
Владельцы Carrefour планируют вывод на рынок РК других брендов
Об этом в эксклюзивном интервью обозревателю Forbes.kz рассказал генеральны... →
Из плюсов – есть места для парковки, большой ассортимент, удачная выкладка. Нет снующих погрузчиков, а мальчик на побегушках, тот, который бегает менять товар, если не пробивается штрих-код, разъезжает для скорости на роликовых коньках.
Чувствуется арабский след – ведь франшизой Carrefour на страны СНГ владеет эмиратовская Majid Al Futtaim. Изобилие овощей и фруктов, небольшие ряды с алкоголем…
Думаю, что Carrefour все же опоздал на казахстанский рынок, о чем свидетельствуют скромные успехи пришедшего ранее Metro. Тем более что флагманский магазин открыли в районе с уже развитой торговой инфраструктурой. Несмотря на амбициозные планы, лидером рынка стать трудно. Magnum рулит. А при неблагоприятной ситуации очень может быть, что Carrefour в Казахстане ждет такая же судьба, какая его постигла в России, где он проработал пару лет и закрылся.
Ах, да. Появились новые рабочие места. С зарплатой наверняка без задержек и с перспективой для продавца через определенное время стать мерчандайзером. Сам французский CEO перед открытием гипермаркета каждому сотруднику лично руку пожал!
Пусть все они будут успешными на ниве торговли, конечно. АХБК не вернешь уже. Но не покидает ощущение, что рост новых торговых площадей – лишь очередной симулякр экономического развития.