Опасность распада выстраданной модели интеграции Евросоюза становится неизбежной. Под большим вопросом оказался фундаментальный хребет этой модели - свободная циркуляция людей, товаров, услуг и капитала. Между странами - членами Шенгенского договора вырастают ограждения из колючих проволок. Вводится контроль за перемещением и движением на европейских дорогах.
С падением «Шенгена» наступит эра краха интеграционной модели. ЕС может прожить меньше, чем просуществовал СССР. Вместе с гибелью Евросоюза погибнет надежда человечества на цивилизованную и мирную форму союза и сотрудничества под единой крышей. Вновь возникнут очаги напряжения на территории самой Европы. Она уже была центром двух мировых войн и может оказаться очагом и третьей! Планета потеряет равновесие и войдёт в турбулентность с исчезновением реальной силы согласия и безопасности.
Если пять лет тому назад европейцы были озабочены только кризисом со своей валютой, то сегодня Европа обросла множеством новых проблем. Среди них:

- слабые признаки роста и устойчивая безработица;
- Grexit (потенциальный выход Греции из еврозоны. – F);
- Brexit (потенциальный выход Великобритании из ЕС. – F);
- мигранты, «Шенген» и Турция;
- распад тандема Германии и Франции;
- втянутость в сложные конфликты в Сирии и на Ближнем Востоке;
- санкционный режим в России.
Между тем продолжается смертельный танец Сиртаки с Грецией и углубляющийся процесс «драхматизации» экономик ослабевших стран-членов Еврозоны, навязанный шарлатанами из Эллады. Сохранение недееспособной Греции в Еврозоне рискует привести к выходу из Еврозоны северных стран, несогласных с бесконечной «драхматизацией» национальных экономик.
Каждый из этих факторов сам по себе способен развалить ослабевшую Европу. Риски возрастают и приобретают все более глобальный характер. Многофакторная пружина дезинтеграции раскручивается настолько быстро, что не все риски я назвал и предсказал в книге «Кризис евро и глобальные риски», выстраданной мной всего два года назад, в 2014.
Еще раз убеждаюсь в крупных просчетах Евросоюза, связанных с двумя последними расширениями в восточном направлении. Создавая «Соединённые Штаты Европы» (мечту Виктора Гюго), европейцы создали по сути Соединённые Штаты Америки в Европе, которые постоянно пребывают в конфликтах и не находят консенсуса в сложных вопросах. С затягиванием решения сложных вопросов все больше обостряются противоречия между Севером и Югом, между Востоком и Западом в этой части света.
Возникает квадратура круга неразрешимых проблем.
Рад буду ошибиться в своих прогнозах, но с падением Евросоюза не долго просуществует и ЕАЭС, построенный на глиняном фундаменте политических амбиций.