Система или люди

Автор: Денис Казановский
партнер консалтинговой компании Margo&Partners

Что важнее и прибыльнее для бизнеса: четко выстроенная бизнес-система или сильная корпоративная культура?

Перед многими бизнесменами рано или поздно стоит выбор, что важнее: выстроенная бизнес-система с минимальной привязкой к сотрудникам, исключающая человеческий фактор, или корпоративная культура, завязывающая все на людей.

Во-первых, опрос клиентов Margo&Partners (а это руководители среднего и крупного бизнеса) показал, что 80% руководителей целенаправленно развивают лишь одну составляющую – или систему, или корпоративную культуру. Причем больше половины руководителей (60% от общего числа опрошенных) не видят проблемы в отсутствии развития второй составляющей полноценной «жизни» бизнеса.

Во-вторых, отдельно система в бизнесе, как и отдельно развитая корпоративная культура показывают хороший результат лишь до определенного момента. То есть довольно быстро достигается пик эффективности бизнеса, когда компания растет, обороты растут, но вместе с этим растут и расходы. Рост расходов при росте компании – это нормальное явление в случае, если пропорционально растет и прибыль.

В-третьих, все-таки стоит отметить, что одно другому не мешает. В идеальном варианте в компании должна быть выстроенная, отлаженная и свободная от бюрократии система с одновременной ставкой на людей. Эти люди должны разделять цели, ценности и миссию компании. Именно такой вариант дает бизнесу стабильность, прозрачность и долголетие вкупе с достойной прибылью.

Развитие и бизнес-систем, и корпоративной культуры – это непрерывный процесс, так как в бизнесе постоянно должны происходить изменения. Другой вопрос заключается в том, какие изменения выведут на новый уровень и где будет этот уровень – выше или ниже текущего положения.

Взаимосвязанные бизнес-системы важны, в них заключается эффективность каждого процесса. Часто руководители выстраивают систему лишь части бизнес-процессов, и все остальное начинает «проседать». Например, систематизация производства может нарастить выпуск продукции и сократить затраты, но сразу ставит ребром вопрос систематизации сбыта. Особенно в нынешних реалиях, когда рынки сокращаются, и конкуренты пытаются выжить с помощью демпинга, что итоге приводит к потерям всего рынка. В этом случае практически каждый руководитель сталкивается с проблемой затоваривания.

С другой стороны, систематизируя процесс маркетинга и продаж, руководители сталкиваются с проблемой дефицита производства, если ранее не было затоваривания. Казалось бы, замкнутый круг. Но все не так сложно. Главное во время выстраивания бизнес-систем: опираться на взгляд со стороны, не загруженный операционной рутиной.

В итоге выстраивания систем бизнес-процессы становятся прозрачными, измеримыми и управляемыми, что позволяет регулировать рост продаж или объем выпускаемой продукции без ущерба для бизнеса. То есть появляется возможность полноценного, прозрачного управления и, что самое важное, можно точнее планировать и выполнять поставленные планы.

Однако параллельно возникает вопрос со второй составляющей успешного бизнеса – с людьми. На этом этапе начинаются «совещания в коридорах», уменьшается количество коммуникаций и численности персонала, что приводит в итоге к демотивации сотрудников, понимающих, что они лишь винтик с большой системе. Итогом этих внутренних процессов является снижение прозрачности коммуникаций внутри компании, что в итоге приводит к возникновению болезненных проблем, о которых сотрудники знали давно, а руководитель узнает последним. Последствия лечатся долго и сказываются на чистой прибыли, оборотах и качестве продукта.

Решение этой проблемы возможно именно через развитие корпоративной культуры. Миссия компании, ценности, стратегический план и цели, не просто прописанные на бумаге, а те, которые разделяют сотрудники, – одна из важнейших задач бизнеса. В итоге компания получает здоровую корпоративную культуру, налаженные коммуникации, и показывает выдающиеся результаты постоянно, а не разово. Сотрудники в этом случае полностью сосредотачиваются на реализации намеченных планов и задач.

Высшая точка развития корпоративной культуры – это прозрачность мыслей и информации для всех сотрудников компании, что позволяет руководителю управлять бизнесом, принимая верные решения.

При наличии четкой взаимосвязанной системы и здоровой корпоративной культуры бизнес способен жить веками, несмотря на меняющиеся экономические реалии, и приносить удовольствие и прибыль не только владельцам, но и сотрудникам и клиентам.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
14841 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
22 декабря родились
генеральный секретарь Казахстанской федерации футбола
министр внутренних дел РК
Forbes Video

Казахстанские хакеры работают на НАТО?

Обсуждаемые в Соцсетях
Самые Читаемые

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить