В связи с разразившимися бурными дебатами о скором введении преподавания в старших классах ряда дисциплин на английском языке, вспомнились мне два моих одноклассника, Талгат и Юра.
Ребята были совсем неглупые, веселые и общительные, увлекались спортом и считались душой нашей мальчишеской компании. Одна беда – учебный процесс их совсем не увлекал и учились они с тройки на четверку. При переходе в девятый класс грянула расплата. Из четырех восьмых классов сформировали два девятых, куда попали отличники и хорошисты. Остальных, не особо успевающих учеников, выпроводили в ПТУ и техникумы. Талгат и Юра в девятый класс не попали.
Папа Талгата был каким-то профсоюзным боссом, и после его аудиенции с директором школы вопрос был решен благополучно. Юра был из простой рабочей семьи, за него словечко замолвить было некому. Он решил вопрос самостоятельно. Просто с 1 сентября стал приходить к нам в класс и сидеть на уроках. После двух недель такого сидения школа сдалась, и Юру зачислили в девятый класс.
Бизнесмены Казахстана поддерживают трехъязычное образование
В четверг, 26 мая, известные казахстанские предприниматели распространили в... →
К чему я это вспомнил? В советское время в старшие классы средней школы принимались только те ученики, уровень знаний которых позволял им затем поступать в вузы. Такой принцип главенствует сейчас и в большинстве западных образовательных систем.
Так, например, в финской системе образования, успешный опыт которой пропагандирует наш фонд «Аспандау», после окончания базовой школы половина учащихся идет в старшую школу с четко поставленной целью – поступить в университет. Другая половина идет в профессионально-технические училища с целью получения профессионального образования.
Так вот, введение преподавания в старшей школе дисциплин на английском языке у нас будет иметь смысл только тогда, когда казахстанская старшая школа вернет себе свою изначальную функцию. В ней должны учиться только те школьники, которые затем будут поступать в вузы.
В этом случае ведение предметов на английском языке выглядит оправданным – студенты обязаны свободно владеть английским языком и активно использовать его в своем обучении. А будущим специалистам рабочих профессий знать физику, химию и биологию на английском языке вовсе не обязательно.
Реформа школьного образования: только в пятидневке ли дело?
Казахстану надо копировать не форму, а суть самых успешных в мире примеров ... →
Казахстанская система профессионально-технического образования за годы независимости основательно разрушена. Потребуется много времени и ресурсов, чтобы привести ее в порядок. А планы по преподаванию предметов на английском языке хотят внедрить уже в ближайшие три года. Как быть в этой ситуации?
Мой совет Министерству образования РК – сдать назад и растянуть введение дисциплин на английском языке в старшей школе лет на 10. При этом отказываться от принципа трехъязычия не нужно. Просто нужно поставить более реальные цели. Например, в этом десятилетии направить все усилия на качественное обучение английскому языку. Чтобы, например, к моменту получения неполного среднего образования все ученики знали английский язык на уровне Intermediate. Это позволит будущим продавцам, официантам, рабочим и т.д. хорошо понимать своих иностранных клиентов и работодателей. Для тех, кто решит продолжить обучение в старшей школе, уровень Intermediate станет хорошей базой для изучения предметов на английском языке.