Идея посетить выставку франшиз появилась спонтанно. Изначально выбиралось место для двухнедельного отпуска, а и в итоге было решено совместить времяпровождение в Нью-Йорке с полезным и познавательным посещением выставки.
Выставка проходила в Javits Center на пересечении 35 улицы и 11 авеню. Это 15 минут пешком от нашего отеля. Геолокация района определилась в телефоне как «Адская кухня».
Билеты были заранее приобретены онлайн и стоили $10 за штуку. На входе при регистрации нам с коллегой дали бейджи с указанием наших имен, страны и названием компании, которую мы представляем.
Выставка проходила в достаточно большом помещении, здесь было приличное количество участников.
Так как я занимаюсь пицца-бизнесом и доставкой, а также продвижением соответствующей франшизы, то в первую очередь, обращал внимание на франшизы разнообразных продуктов и ресторанов быстрого питания, а их, по моим ощущениям, было порядка 70%. Также я смотрел на просто интересные проекты.
Из мировых пицца-брендов я заметил: Papa John's, Little Ceasar, Southern Fried Chicken, Carl’s Jr. Ни McDonald's, ни Burger King мною замечено не было – видимо, очередь из франчайзи у них расписана на года вперёд.
В основном на выставке были представлены не известные за пределами Соединённых Штатов бренды. Некоторые франшизы для меня были совершенным открытием, например, быстрое питание Zaxby's с их более чем 750 точками по Штатам. Это очень здорово. Видно, что с 1994 люди не сидели сложа руки.
Sweet Frog - замороженный йогурт из аппаратов – открыта в 2009, продают франшизу с 2012, и уже напродавали 325 франшиз. Довольно неплохо! Видимо, тема с замороженным йогуртом набирает популярность, но пока в центре Нью-Йорка подобных точек не встречал. Кстати, у нас в Казахстане есть их аналог – «Тутти Фрутти».
Было много азиатских концептов, например, корейское молодежное кафе Youth с «премиальными» (по их словам) снеками, кофе и холодными чаями. Они грозятся вскоре захватить весь мир.
Ещё одна азиатская франшиза - Lolicup Fresh - предлагает свои упакованные смеси для производства и продажи освежающих напитков под их брендом. Азиатское кафе Homibing - ассортимент чая, кофе, смузи и десертов. Основано в мае 2014. Уже разработали и продают франшизу.
Понравилось шоу по изготовлению мороженого от Creamstry. Всё делается на виду: мороженщик что-то закидывает в аппарат, потом что-то заливает, от аппарата идут клубы белого пара и на выходе появляется мороженое, которое выкладывают в маленькие чашечки.
Протеиновый бар Muscle Maker Grill предлагает франшизу здорового питания из экологически чистых продуктов и с экоупаковкой.
Татуированный владелец пиццерии Persona Wood Fired Глен Цыбульский оживленно рассказал про пиццерию с печью на дровах.
А вот в Pizza Press в интерьере используются газеты, а облик официантов напоминает журналистов.
Пожарный из Fire House Subs, переметнувшись в фастфуд-бизнес, решил: его потребителя привлечёт то, что сэндвичи делает бывший пожарный. И, наверное, так оно и есть, ведь дядька открыл более 1000 точек с 1994. Так он, по крайней мере, говорит. На его стенде лежала куча пластиковых касок - что-то типа корон в Burger King, которые были благополучно растащены группировкой «пылесосов».
Была и единственная на всю выставку франшиза японского блюда онигири – еды, похожей на большую «сушу», которую можно есть на ходу руками.
Фитнесс-бар Hooters был представлен спортивного вида официантками в обтягивающих маечках и шортиках - других преимуществ заведения я не заметил. Зато паушальный взнос у них - $75 000.
Вообще просматривая набранные брошюры, я заметил: паушального взноса ниже $20 000 на выставке практически нет. Правда, было одно исключение: в брошюре Papa John's паушальный взнос был указан в $0. Думаю, надо и нам идти таким путём.
Общая картина сложилась примерно такой же, как и на наших выставках. Мало у кого из участников есть явное и четкое конкурентное преимущество, которого нет у других. Буквально у единиц. Но все говорят и пишут в брошюрах о своей уникальности. Например, говорят: «Мы отличаемся от конкурентов замечательным вкусом продукции». Но это было бы актуально, если бы конкуренты делали откровенный треш. Но на рынке фастфуда и пиццы вкус еды у всех примерно одинаков. У кого-то вкуснее одно блюдо, у кого-то другое.
Не понимаю, как может одежда официантов или элементы оформления интерьера заведения позиционироваться, как конкурентное преимущество. Мне абсолютно без разницы, кто мне принесёт бургер – «журналист», «пожарный» или «фито-няшка». Понятно, что дьявол кроется в деталях, и важна каждая мелочь, но зачем это выставлять как преимущество? Это же так легко повторить!
Мнение моё таково: у тебя может и не быть абсолютно никаких конкурентных преимуществ, ты можешь делать то же, что и другие, но если целенаправленно продвигать свою франшизу, параллельно внося улучшение в бизнес-процессы и работая над качеством, рано или поздно сеть будет расти. Это, конечно, банально, но в жизни так и есть. Впрочем, это - тема более широкого обсуждения, не в рамках этого обзора.
Интересные и странные франшизы
Многие представляли такие необычные продукты, как кофе с лопающимися шариками или лимонад со вкусом бекона. Но, думаю, для того, чтобы подобное стало популярным, нужен многолетний ежедневный маркетинг, вдалбливающий в голову потребителя, что это круто.
Возможно, для кого-то это вполне обычное дело. Но мне показалось, что франшиза по доставке еды для кошек и собак - полная ерунда. Ну зачем для такого дела франшиза? Если только это не канал распространения своей продукции.
«Пылесосы»
Очень многие франчайзеры выставили на стенды мини-образцы своей продукции: замороженный йогурт, суши, кофе с попинг-боба, лимонады, различные сувениры и многое другое. И, естественно, это привлекает особую категорию людей, которые специально приходят с целью понабрать всего на халяву. Много людей с пакетами сметали со стоек ручки, стикеры и прочие мелочи. На этой выставке в их числе оказались и мы. После первого дня и в моем пакете оказались браслет с флешкой, несколько ручек, две сумки, футболка и пожарная каска.
По залу постоянно передвигались несколько групп афроамериканской молодежи с набитыми пакетами в руках. Затем они расположились на полу и начали, что-то жуя, рассматривать свои трофеи.
Прочее
Франшиза Border Magic предлагала в пакете франшизы аппарат для изготовления всяких фигур и предметов из песка.
Также я отметил множество стоек с предложением финансирования открытия франшизы. Я не стал узнавать условия, но предполагаю, что это доступно только для граждан США.
У многих на стойках стояли таблички с надписью: «VetFran». Это, как я понял, программа Международной ассоциации франчайзинга для американских ветеранов.
Также организаторы предоставили отличное место для посиделок и отдыха: одно для франчезеров, другое для посетителей выставки. Кофе с кофеином и без, мафины и кукисы, йогурт и кофе. Спасибо им за это. Провести на ногах с 10.00 до 17.00 достаточно тяжело.